В Русском музее открылась новая экспозиция исторических полотен

Новая экспозиция исторических полотен открылась в зале № 54 Михайловского дворца. Вместо известной картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета…», отправленной на выставку в Третьяковскую галерею, посетители смогут увидеть картины художников второй половины XIX века на сюжеты истории допетровской Руси. Ранее эти произведения лишь изредка демонстрировались на временных выставках.

Павел Чистяков. Великая княгиня Софья

Ознакомиться с рядом важнейших эпизодов русской истории, изображенных Павлом Чистяковым, Александром Литовченко, Александром Новоскольцевым, Константином Маковским и Василием Верещагиным, можно будет на постоянной экспозиции в часы работы музея.

В частности, Павел Чистяков на своей картине «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому» (1861 год) изобразил, казалось бы, малозначительный эпизод борьбы за великое княжение. Однако именно он положила начало длительному и кровавому периоду междоусобиц и насилия, в ходе которого оба князя Василия были ослеплены и потому и стали «Косым» и «Темным».

Сложная и противоречивая фигура Ивана Грозного всегда привлекала русских художников: Григория Угрюмова, Вячеслава Шварца, Василия Пукирева, Илью Репина, Виктора Васнецова, Ивана Пелевина. На экспозиции можно увидеть картины, запечатлевшие Ивана IV Васильевича в последние годы его правления. На создание полотна «Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» (1875 год) Григория Седова вдохновил один из эпизодов постановки московского Малого театра «Василиса Мелентьева» по одноименной драме Александра Островского. Художник изобразил тот роковой момент, когда героиня – шестая жена царя – в сонном забытьи произносит имя своего возлюбленного в присутствии Ивана Грозного.

На картине Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875) можно увидеть британского дипломата, занимавшего важное положение при русском дворе в качестве поставщика военных припасов из Англии. Постаревший царь, стремясь продемонстрировать, что его богатство и могущество не поколебали тяжелые внутри- и внешнеполитические неудачи, привел англичанина под своды кремлевской сокровищницы.

Темой полотна Александра Новоскольцева «Последние минуты митрополита Филиппа» (1889) стала трагическая судьба святителя Русской православной церкви, смело обличавшего Ивана Грозного в преступлениях и требовавшего прекращения массовых пыток и казней. Низложив митрополита посредством козней и наветов, его заключили в Тверской Отроч монастырь, где он был задушен опричником Малютой Скуратовым.

В историческом романе Алексея Толстого «Князь Серебряный», также посвященном эпохе Ивана Грозного, описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова. Жены в ту пору вели затворнический образ жизни, практически не выходя из своих покоев. Согласно традиции, молодая жена Морозова Елена обязана была выйти к гостям — посторонним мужчинам — в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина. Если при этом жена каким-то образом проявляла эмоции, даже если на ее щеках просто появлялся румянец – муж мог заподозрить ее в неверности. Именно эту сцену и можно увидеть на картине «Поцелуйный обряд» (1895 год) Константина Маковского.

Константин Маковский. Поцелуйный обряд

Полотно Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры» (1891) запечатлело одну из страниц горького периода в истории России – Смутного времени. Почти шестнадцать месяцев в 1608-1610-м продолжалась осада монастыря войсками Лжедмитрия II. Лавра была не только важнейшим религиозным центром и обладательницей крупной сокровищницы, но и мощной военной крепостью. Поэтому, несмотря на все усилия захватчиков, монастырь не пал, став воодушевляющим примером стойкости для всей истерзанной распрями страны.

Василий Верещагин. Осада Лавры

Картина «Торжественное заседание Государственного совета…» вернется на прежнее место к открытию выставки Ильи Репина в Русском музее 3 октября 2019 года.

10 марта 2019 // рубрика: Музеи / кино

В Петербурге покажут фильм о хореографе Мерсе Каннингеме

Режиссер Илья Мощицкий поставит спектакль во время спектакля

Пианистка Полина Фрадкина расскажет на Квартирнике, как гармонизироваться Моцартом

Психолог Мая Килошенко раскроет на Квартирнике то, что скрывается за модой

Писательница Надежда Кузнецова прочитает в Росбалте семейную переписку

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике о поисках настоящего царя

Дмитрий Губин на Квартирнике в Росбалте расскажет об эволюции денег

«Порядок слов» в честь десятилетия откроет видеосалон и проведет кассетную дискотеку

Стилист Надежда Корнева расскажет на Квартирнике, как правильно сочетать цвета в одежде

В арт-пространстве mArs пройдет персональная выставка Арона Зинштейна

Историк Даниил Коцюбинский расскажет об удивительных парадоксах Александра I и Павла I

Художник Игорь Шаймарданов расскажет про сказки и волшебство

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.