В Русском музее открылась новая экспозиция исторических полотен

Новая экспозиция исторических полотен открылась в зале № 54 Михайловского дворца. Вместо известной картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета…», отправленной на выставку в Третьяковскую галерею, посетители смогут увидеть картины художников второй половины XIX века на сюжеты истории допетровской Руси. Ранее эти произведения лишь изредка демонстрировались на временных выставках.

Павел Чистяков. Великая княгиня Софья

Ознакомиться с рядом важнейших эпизодов русской истории, изображенных Павлом Чистяковым, Александром Литовченко, Александром Новоскольцевым, Константином Маковским и Василием Верещагиным, можно будет на постоянной экспозиции в часы работы музея.

В частности, Павел Чистяков на своей картине «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому» (1861 год) изобразил, казалось бы, малозначительный эпизод борьбы за великое княжение. Однако именно он положила начало длительному и кровавому периоду междоусобиц и насилия, в ходе которого оба князя Василия были ослеплены и потому и стали «Косым» и «Темным».

Сложная и противоречивая фигура Ивана Грозного всегда привлекала русских художников: Григория Угрюмова, Вячеслава Шварца, Василия Пукирева, Илью Репина, Виктора Васнецова, Ивана Пелевина. На экспозиции можно увидеть картины, запечатлевшие Ивана IV Васильевича в последние годы его правления. На создание полотна «Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» (1875 год) Григория Седова вдохновил один из эпизодов постановки московского Малого театра «Василиса Мелентьева» по одноименной драме Александра Островского. Художник изобразил тот роковой момент, когда героиня – шестая жена царя – в сонном забытьи произносит имя своего возлюбленного в присутствии Ивана Грозного.

На картине Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875) можно увидеть британского дипломата, занимавшего важное положение при русском дворе в качестве поставщика военных припасов из Англии. Постаревший царь, стремясь продемонстрировать, что его богатство и могущество не поколебали тяжелые внутри- и внешнеполитические неудачи, привел англичанина под своды кремлевской сокровищницы.

Темой полотна Александра Новоскольцева «Последние минуты митрополита Филиппа» (1889) стала трагическая судьба святителя Русской православной церкви, смело обличавшего Ивана Грозного в преступлениях и требовавшего прекращения массовых пыток и казней. Низложив митрополита посредством козней и наветов, его заключили в Тверской Отроч монастырь, где он был задушен опричником Малютой Скуратовым.

В историческом романе Алексея Толстого «Князь Серебряный», также посвященном эпохе Ивана Грозного, описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова. Жены в ту пору вели затворнический образ жизни, практически не выходя из своих покоев. Согласно традиции, молодая жена Морозова Елена обязана была выйти к гостям — посторонним мужчинам — в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина. Если при этом жена каким-то образом проявляла эмоции, даже если на ее щеках просто появлялся румянец – муж мог заподозрить ее в неверности. Именно эту сцену и можно увидеть на картине «Поцелуйный обряд» (1895 год) Константина Маковского.

Константин Маковский. Поцелуйный обряд

Полотно Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры» (1891) запечатлело одну из страниц горького периода в истории России – Смутного времени. Почти шестнадцать месяцев в 1608-1610-м продолжалась осада монастыря войсками Лжедмитрия II. Лавра была не только важнейшим религиозным центром и обладательницей крупной сокровищницы, но и мощной военной крепостью. Поэтому, несмотря на все усилия захватчиков, монастырь не пал, став воодушевляющим примером стойкости для всей истерзанной распрями страны.

Василий Верещагин. Осада Лавры

Картина «Торжественное заседание Государственного совета…» вернется на прежнее место к открытию выставки Ильи Репина в Русском музее 3 октября 2019 года.

10 марта 2019 // рубрика: Музеи / кино

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.