Танцующий «Самурай Нобунага» выйдет на сцену Театра Комиссаржевской

С 15 по 16 января (19:00) в рамках Фестиваля японской культуры в России на сцене Театра имени Комиссаржевской в Санкт-Петербурге пройдут совместные выступления звезд российского балета и японского традиционного танца «нихон-буё». В звездном Гала-концерте и в историческом балете — «Самурай Нобунага» — в главных партиях выступят Фарух Рузиматов, Морихиро Ивата, Ранко Фудзима, а также музыканты из Страны восходящего солнца.

фестиваль японской культуры

«Самурай Нобунага» рассказывает о периоде «Сэнгоку дзидай» — эпохе воюющих провинций (конец XVI века). В балете показаны конкретные исторические личности – военные правители Японии непростого периода объединения страны. Сёгунат Асикага в конце XV – первой половине XVI века утратил контроль над большей частью территории страны. Настоящие правители из дома Хосокава или клана Миёси, меняя сёгунов, не могли влиять на ситуацию в японских провинциях (кроме центрального района Кинай). На периферии тем временем возникли княжества, основанные сэнгоку даймё (воюющими князьями). Они вели между собой нескончаемые битвы за земли, заливая кровью страну. Де-факто они были независимыми от сёгуна правителями своих земель, лишь формально получая от него титулы — часто в обмен на богатые подарки. От междоусобиц страдали простые люди – в первую очередь, крестьяне.

Объединение Японии начал один из наиболее выдающихся самураев в японской истории Ода Нобунага, родившийся в семье даймё из провинции Овари. Нобунага посвятил свою жизнь объединению государства. В 1568 году Ода Нобунага захватил Киото, но в 1582-м мятежник Акэти Мицухидэ, предав своего господина, убил Нобунага в храме. После его смерти вновь начались споры между видными военачальниками за пост правителя объединенной страны.

Победителем из этого спора вышел Тоётоми Хидэёси, прославленный полководец, которого Ода Нобунага возвысил за блестящий ум. Хидэёси фактически узурпировал всю полноту власти своего покойного сюзерена – Ода Нобунага. Получив от императора должность регента-кампаку и «великого министра» (дайдзё-дайдзин), а также фамилию аристократического рода Тоётоми (Хидэёси родился в семье крестьянина), в 1591 году он объединил раздробленную Японию под своим началом. После смерти Хидэёси установился сёгунат Токугава. Появилась централизованная власть, которую так ждала истощенная за этот период кровопролитных войн новая, объединенная Япония.

В балете «Самурай Нобунага», который увидят петербуржцы, роль Ода Нобунага исполнит Фарух Рузиматов, роль его вассала, полководца Тоётоми Хидэёси – Морихиро Ивата, Сайто Досана (правителя провинции Мино) и Акэти Мицухидэ (мятежник) – Ранко Фудзима. Балет поставил Морихито Ивата. Композиторы – Накагава Тосихиро и Умэя Томоэ.

Морихито Ивата – звезда балета, выступающий в России с 1990 года. В 1995 году он завоевал золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в Москве. Морихито Ивата был первым солистом Большого театра, а ныне является художественным директором балетной труппы Бурятского театра оперы и балета.

В его хореографическом повествовании сочетаются классический балет и традиционный японский танец и музыка. «Нихон-буе» — это древнее танцевальное искусство, в результате развития которого появился и жанр кабуки одори (в переводе с японского — пляски Кабуки). Ярчайший представитель этого жанра — Ранко Фудзима. Как рассказал хореограф петербургским журналистам, с предложением что-то поставить с участием Фаруха Рузиматова к нему обратился Ранко-сан, который видел Фаруха Рузиматова неоднократно на гастролях в Японии и пришел в восхищение от его танца.

«Работать с Фарухом было одно удовольствие, он постоянно подпитывал меня идеями, привнес много своего. Особенно меня восхищает, что каждое движение его осмысленно, содержательно», — заявил Морихито Ивата.

Фарух Рузиматов в свою очередь отметил, что с восхищением наблюдал за танцем Ранко Фудзима. Партия Рузиматова основана на движениях классического танца, а Ранко-сан – традиционного японского танца «нихон-буе».

Непревзойденное искусство балета будет разворачиваться на сцене, которая получила потрясающее техническое оформление, созданное японскими мастерами с присущим им качеством и вкусом. Как отметил на пресс-конференции, посвященной предстоящему событию, Генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Иидзима Ясумаса: «Японская сторона надеется, что этот перекрестный год, наполненный множеством культурных событий, поможет росту взаимопонимания и взаимного доверия между нашими странами».

«Танец сметает все границы – для танца границ не существует. Конечно, есть различия между нами. Но когда мы работали, я поражался, как мы похожи. Никакой переводчик нам был не нужен», — добавил Ранко Фудзима.

Несомненно «Самурай Нобунага» вызовет колоссальный интерес у широкой зрительской аудитории в России. После Санкт-Петербурга балет покажут в Москве и Улан-Уде.

14 января 2019 // рубрика: Театры / музыка

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.