Танцующий «Самурай Нобунага» выйдет на сцену Театра Комиссаржевской

С 15 по 16 января (19:00) в рамках Фестиваля японской культуры в России на сцене Театра имени Комиссаржевской в Санкт-Петербурге пройдут совместные выступления звезд российского балета и японского традиционного танца «нихон-буё». В звездном Гала-концерте и в историческом балете — «Самурай Нобунага» — в главных партиях выступят Фарух Рузиматов, Морихиро Ивата, Ранко Фудзима, а также музыканты из Страны восходящего солнца.

фестиваль японской культуры

«Самурай Нобунага» рассказывает о периоде «Сэнгоку дзидай» — эпохе воюющих провинций (конец XVI века). В балете показаны конкретные исторические личности – военные правители Японии непростого периода объединения страны. Сёгунат Асикага в конце XV – первой половине XVI века утратил контроль над большей частью территории страны. Настоящие правители из дома Хосокава или клана Миёси, меняя сёгунов, не могли влиять на ситуацию в японских провинциях (кроме центрального района Кинай). На периферии тем временем возникли княжества, основанные сэнгоку даймё (воюющими князьями). Они вели между собой нескончаемые битвы за земли, заливая кровью страну. Де-факто они были независимыми от сёгуна правителями своих земель, лишь формально получая от него титулы — часто в обмен на богатые подарки. От междоусобиц страдали простые люди – в первую очередь, крестьяне.

Объединение Японии начал один из наиболее выдающихся самураев в японской истории Ода Нобунага, родившийся в семье даймё из провинции Овари. Нобунага посвятил свою жизнь объединению государства. В 1568 году Ода Нобунага захватил Киото, но в 1582-м мятежник Акэти Мицухидэ, предав своего господина, убил Нобунага в храме. После его смерти вновь начались споры между видными военачальниками за пост правителя объединенной страны.

Победителем из этого спора вышел Тоётоми Хидэёси, прославленный полководец, которого Ода Нобунага возвысил за блестящий ум. Хидэёси фактически узурпировал всю полноту власти своего покойного сюзерена – Ода Нобунага. Получив от императора должность регента-кампаку и «великого министра» (дайдзё-дайдзин), а также фамилию аристократического рода Тоётоми (Хидэёси родился в семье крестьянина), в 1591 году он объединил раздробленную Японию под своим началом. После смерти Хидэёси установился сёгунат Токугава. Появилась централизованная власть, которую так ждала истощенная за этот период кровопролитных войн новая, объединенная Япония.

В балете «Самурай Нобунага», который увидят петербуржцы, роль Ода Нобунага исполнит Фарух Рузиматов, роль его вассала, полководца Тоётоми Хидэёси – Морихиро Ивата, Сайто Досана (правителя провинции Мино) и Акэти Мицухидэ (мятежник) – Ранко Фудзима. Балет поставил Морихито Ивата. Композиторы – Накагава Тосихиро и Умэя Томоэ.

Морихито Ивата – звезда балета, выступающий в России с 1990 года. В 1995 году он завоевал золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в Москве. Морихито Ивата был первым солистом Большого театра, а ныне является художественным директором балетной труппы Бурятского театра оперы и балета.

В его хореографическом повествовании сочетаются классический балет и традиционный японский танец и музыка. «Нихон-буе» — это древнее танцевальное искусство, в результате развития которого появился и жанр кабуки одори (в переводе с японского — пляски Кабуки). Ярчайший представитель этого жанра — Ранко Фудзима. Как рассказал хореограф петербургским журналистам, с предложением что-то поставить с участием Фаруха Рузиматова к нему обратился Ранко-сан, который видел Фаруха Рузиматова неоднократно на гастролях в Японии и пришел в восхищение от его танца.

«Работать с Фарухом было одно удовольствие, он постоянно подпитывал меня идеями, привнес много своего. Особенно меня восхищает, что каждое движение его осмысленно, содержательно», — заявил Морихито Ивата.

Фарух Рузиматов в свою очередь отметил, что с восхищением наблюдал за танцем Ранко Фудзима. Партия Рузиматова основана на движениях классического танца, а Ранко-сан – традиционного японского танца «нихон-буе».

Непревзойденное искусство балета будет разворачиваться на сцене, которая получила потрясающее техническое оформление, созданное японскими мастерами с присущим им качеством и вкусом. Как отметил на пресс-конференции, посвященной предстоящему событию, Генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Иидзима Ясумаса: «Японская сторона надеется, что этот перекрестный год, наполненный множеством культурных событий, поможет росту взаимопонимания и взаимного доверия между нашими странами».

«Танец сметает все границы – для танца границ не существует. Конечно, есть различия между нами. Но когда мы работали, я поражался, как мы похожи. Никакой переводчик нам был не нужен», — добавил Ранко Фудзима.

Несомненно «Самурай Нобунага» вызовет колоссальный интерес у широкой зрительской аудитории в России. После Санкт-Петербурга балет покажут в Москве и Улан-Уде.

14 января 2019 // рубрика: Театры / музыка

КАТАЖИНА МАЦКЕВИЧ, предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии

Катажина Мацкевич: Театр музыкальной комедии помог мне раскрыться

В октябре 2019 года ведущая солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Катажина Мацкевич отметила первый творческий юбилей — десять лет на сцене. Дебютная роль Карлотты в спектакле «Гаспарон» по оперетте Карла Миллёкера принесла ей высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». За минувшие десять лет Катажина не только сыграла почти все главные партии в классическом репертуаре театра, но и вышла за границы жанра, выступая в сложнейших оперных постановках на разных сценах мира. Об учителях и самокритике, о поддержке близких и любви к кофе артистка рассказала «Петербургскому авангарду» после торжественного вечера в честь ее творческого юбилея.

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.