Танцующий «Самурай Нобунага» выйдет на сцену Театра Комиссаржевской

С 15 по 16 января (19:00) в рамках Фестиваля японской культуры в России на сцене Театра имени Комиссаржевской в Санкт-Петербурге пройдут совместные выступления звезд российского балета и японского традиционного танца «нихон-буё». В звездном Гала-концерте и в историческом балете — «Самурай Нобунага» — в главных партиях выступят Фарух Рузиматов, Морихиро Ивата, Ранко Фудзима, а также музыканты из Страны восходящего солнца.

фестиваль японской культуры

«Самурай Нобунага» рассказывает о периоде «Сэнгоку дзидай» — эпохе воюющих провинций (конец XVI века). В балете показаны конкретные исторические личности – военные правители Японии непростого периода объединения страны. Сёгунат Асикага в конце XV – первой половине XVI века утратил контроль над большей частью территории страны. Настоящие правители из дома Хосокава или клана Миёси, меняя сёгунов, не могли влиять на ситуацию в японских провинциях (кроме центрального района Кинай). На периферии тем временем возникли княжества, основанные сэнгоку даймё (воюющими князьями). Они вели между собой нескончаемые битвы за земли, заливая кровью страну. Де-факто они были независимыми от сёгуна правителями своих земель, лишь формально получая от него титулы — часто в обмен на богатые подарки. От междоусобиц страдали простые люди – в первую очередь, крестьяне.

Объединение Японии начал один из наиболее выдающихся самураев в японской истории Ода Нобунага, родившийся в семье даймё из провинции Овари. Нобунага посвятил свою жизнь объединению государства. В 1568 году Ода Нобунага захватил Киото, но в 1582-м мятежник Акэти Мицухидэ, предав своего господина, убил Нобунага в храме. После его смерти вновь начались споры между видными военачальниками за пост правителя объединенной страны.

Победителем из этого спора вышел Тоётоми Хидэёси, прославленный полководец, которого Ода Нобунага возвысил за блестящий ум. Хидэёси фактически узурпировал всю полноту власти своего покойного сюзерена – Ода Нобунага. Получив от императора должность регента-кампаку и «великого министра» (дайдзё-дайдзин), а также фамилию аристократического рода Тоётоми (Хидэёси родился в семье крестьянина), в 1591 году он объединил раздробленную Японию под своим началом. После смерти Хидэёси установился сёгунат Токугава. Появилась централизованная власть, которую так ждала истощенная за этот период кровопролитных войн новая, объединенная Япония.

В балете «Самурай Нобунага», который увидят петербуржцы, роль Ода Нобунага исполнит Фарух Рузиматов, роль его вассала, полководца Тоётоми Хидэёси – Морихиро Ивата, Сайто Досана (правителя провинции Мино) и Акэти Мицухидэ (мятежник) – Ранко Фудзима. Балет поставил Морихито Ивата. Композиторы – Накагава Тосихиро и Умэя Томоэ.

Морихито Ивата – звезда балета, выступающий в России с 1990 года. В 1995 году он завоевал золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в Москве. Морихито Ивата был первым солистом Большого театра, а ныне является художественным директором балетной труппы Бурятского театра оперы и балета.

В его хореографическом повествовании сочетаются классический балет и традиционный японский танец и музыка. «Нихон-буе» — это древнее танцевальное искусство, в результате развития которого появился и жанр кабуки одори (в переводе с японского — пляски Кабуки). Ярчайший представитель этого жанра — Ранко Фудзима. Как рассказал хореограф петербургским журналистам, с предложением что-то поставить с участием Фаруха Рузиматова к нему обратился Ранко-сан, который видел Фаруха Рузиматова неоднократно на гастролях в Японии и пришел в восхищение от его танца.

«Работать с Фарухом было одно удовольствие, он постоянно подпитывал меня идеями, привнес много своего. Особенно меня восхищает, что каждое движение его осмысленно, содержательно», — заявил Морихито Ивата.

Фарух Рузиматов в свою очередь отметил, что с восхищением наблюдал за танцем Ранко Фудзима. Партия Рузиматова основана на движениях классического танца, а Ранко-сан – традиционного японского танца «нихон-буе».

Непревзойденное искусство балета будет разворачиваться на сцене, которая получила потрясающее техническое оформление, созданное японскими мастерами с присущим им качеством и вкусом. Как отметил на пресс-конференции, посвященной предстоящему событию, Генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Иидзима Ясумаса: «Японская сторона надеется, что этот перекрестный год, наполненный множеством культурных событий, поможет росту взаимопонимания и взаимного доверия между нашими странами».

«Танец сметает все границы – для танца границ не существует. Конечно, есть различия между нами. Но когда мы работали, я поражался, как мы похожи. Никакой переводчик нам был не нужен», — добавил Ранко Фудзима.

Несомненно «Самурай Нобунага» вызовет колоссальный интерес у широкой зрительской аудитории в России. После Санкт-Петербурга балет покажут в Москве и Улан-Уде.

14 января 2019 // рубрика: Театры / музыка

Режиссер Кирилл Серебренников закончил съемки нового фильма

В Петербурге покажут фильм о хореографе Мерсе Каннингеме

Режиссер Илья Мощицкий поставит спектакль во время спектакля

Пианистка Полина Фрадкина расскажет на Квартирнике, как гармонизироваться Моцартом

Психолог Мая Килошенко раскроет на Квартирнике то, что скрывается за модой

Писательница Надежда Кузнецова прочитает в Росбалте семейную переписку

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике о противоречивом Александре I

Дмитрий Губин на Квартирнике в Росбалте расскажет об эволюции денег

«Порядок слов» в честь десятилетия откроет видеосалон и проведет кассетную дискотеку

Стилист Надежда Корнева расскажет на Квартирнике, как правильно сочетать цвета в одежде

В арт-пространстве mArs пройдет персональная выставка Арона Зинштейна

Историк Даниил Коцюбинский расскажет об удивительных парадоксах Александра I и Павла I

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.