Танцующий «Самурай Нобунага» выйдет на сцену Театра Комиссаржевской

С 15 по 16 января (19:00) в рамках Фестиваля японской культуры в России на сцене Театра имени Комиссаржевской в Санкт-Петербурге пройдут совместные выступления звезд российского балета и японского традиционного танца «нихон-буё». В звездном Гала-концерте и в историческом балете — «Самурай Нобунага» — в главных партиях выступят Фарух Рузиматов, Морихиро Ивата, Ранко Фудзима, а также музыканты из Страны восходящего солнца.

фестиваль японской культуры

«Самурай Нобунага» рассказывает о периоде «Сэнгоку дзидай» — эпохе воюющих провинций (конец XVI века). В балете показаны конкретные исторические личности – военные правители Японии непростого периода объединения страны. Сёгунат Асикага в конце XV – первой половине XVI века утратил контроль над большей частью территории страны. Настоящие правители из дома Хосокава или клана Миёси, меняя сёгунов, не могли влиять на ситуацию в японских провинциях (кроме центрального района Кинай). На периферии тем временем возникли княжества, основанные сэнгоку даймё (воюющими князьями). Они вели между собой нескончаемые битвы за земли, заливая кровью страну. Де-факто они были независимыми от сёгуна правителями своих земель, лишь формально получая от него титулы — часто в обмен на богатые подарки. От междоусобиц страдали простые люди – в первую очередь, крестьяне.

Объединение Японии начал один из наиболее выдающихся самураев в японской истории Ода Нобунага, родившийся в семье даймё из провинции Овари. Нобунага посвятил свою жизнь объединению государства. В 1568 году Ода Нобунага захватил Киото, но в 1582-м мятежник Акэти Мицухидэ, предав своего господина, убил Нобунага в храме. После его смерти вновь начались споры между видными военачальниками за пост правителя объединенной страны.

Победителем из этого спора вышел Тоётоми Хидэёси, прославленный полководец, которого Ода Нобунага возвысил за блестящий ум. Хидэёси фактически узурпировал всю полноту власти своего покойного сюзерена – Ода Нобунага. Получив от императора должность регента-кампаку и «великого министра» (дайдзё-дайдзин), а также фамилию аристократического рода Тоётоми (Хидэёси родился в семье крестьянина), в 1591 году он объединил раздробленную Японию под своим началом. После смерти Хидэёси установился сёгунат Токугава. Появилась централизованная власть, которую так ждала истощенная за этот период кровопролитных войн новая, объединенная Япония.

В балете «Самурай Нобунага», который увидят петербуржцы, роль Ода Нобунага исполнит Фарух Рузиматов, роль его вассала, полководца Тоётоми Хидэёси – Морихиро Ивата, Сайто Досана (правителя провинции Мино) и Акэти Мицухидэ (мятежник) – Ранко Фудзима. Балет поставил Морихито Ивата. Композиторы – Накагава Тосихиро и Умэя Томоэ.

Морихито Ивата – звезда балета, выступающий в России с 1990 года. В 1995 году он завоевал золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в Москве. Морихито Ивата был первым солистом Большого театра, а ныне является художественным директором балетной труппы Бурятского театра оперы и балета.

В его хореографическом повествовании сочетаются классический балет и традиционный японский танец и музыка. «Нихон-буе» — это древнее танцевальное искусство, в результате развития которого появился и жанр кабуки одори (в переводе с японского — пляски Кабуки). Ярчайший представитель этого жанра — Ранко Фудзима. Как рассказал хореограф петербургским журналистам, с предложением что-то поставить с участием Фаруха Рузиматова к нему обратился Ранко-сан, который видел Фаруха Рузиматова неоднократно на гастролях в Японии и пришел в восхищение от его танца.

«Работать с Фарухом было одно удовольствие, он постоянно подпитывал меня идеями, привнес много своего. Особенно меня восхищает, что каждое движение его осмысленно, содержательно», — заявил Морихито Ивата.

Фарух Рузиматов в свою очередь отметил, что с восхищением наблюдал за танцем Ранко Фудзима. Партия Рузиматова основана на движениях классического танца, а Ранко-сан – традиционного японского танца «нихон-буе».

Непревзойденное искусство балета будет разворачиваться на сцене, которая получила потрясающее техническое оформление, созданное японскими мастерами с присущим им качеством и вкусом. Как отметил на пресс-конференции, посвященной предстоящему событию, Генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Иидзима Ясумаса: «Японская сторона надеется, что этот перекрестный год, наполненный множеством культурных событий, поможет росту взаимопонимания и взаимного доверия между нашими странами».

«Танец сметает все границы – для танца границ не существует. Конечно, есть различия между нами. Но когда мы работали, я поражался, как мы похожи. Никакой переводчик нам был не нужен», — добавил Ранко Фудзима.

Несомненно «Самурай Нобунага» вызовет колоссальный интерес у широкой зрительской аудитории в России. После Санкт-Петербурга балет покажут в Москве и Улан-Уде.

14 января 2019 // рубрика: Театры / музыка

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.