РНБ напомнит о подвиге библиотекарей в годы блокады Ленинграда

Российская национальная библиотека (РНБ) проведет сегодня конференцию "900 дней и ночей", посвященную подвигу библиотекарей в годы блокады Ленинграда. Мероприятие приурочено к 205-й годовщине открытия для читателей Императорской публичной библиотеки и к 75-летию полного освобождения Ленинграда от гитлеровской блокады.

Публичная библиотека

«Трудно без слез говорить об этой героической, трагической странице истории нашей библиотеки — о 900 днях голода, холода, смерти, отчаяния и бесконечного мужества, когда наша Публичка ни на один день осады не прекращала работу. В библиотеке не было света и тепла, сотрудники работали при свете коптилок, разыскивали книги с фонарем. За время блокады здесь побывало около 10 тысяч читателей, которым было выдано 500 тысяч книг, журналов и газет», — рассказала старший научный сотрудник отдела истории библиотечного дела РНБ Ирина Матвеева.

Как передает ТАСС по ее словам, читатели чаще всего обращались по вопросам, связанным с обороной города, самыми востребованными были книги о ведении уличных боев, строительстве оборонительных сооружений, о дикорастущих съедобных растениях и по военно-полевой хирургии. Заказы на художественную литературу поступали чаще всего из госпиталей. Несмотря не неимоверные трудности, во время блокады продолжалась и научная работа, велось составление обширной библиографии славяноведения, проходили научные сессии, семинары, посвященные деятельности массовых библиотек, даже были возобновлены шестимесячные курсы повышения квалификации.

К концу 1942 года в библиотеке оставались 200 сотрудников (до войны их было 800), которые участвовали также в оборонных работах, заготавливали дрова, принимали участие в очистке дворов и улиц, дежурили на крышах во время воздушных тревог. Единственным отапливаемым помещением в библиотеке был кабинет директора, где было организовано обслуживание читателей. Один из докладов на конференции будет посвящен коллекции «Ленинград в Великой Отечественной войне», которая была собрана в те годы и насчитывает более 20 тысяч ценнейших материалов. Есть среди них и плакаты «Окон ТАСС», созданные художниками агентства, которые входили тогда в состав редакции.

Российская национальная библиотека имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов России, служит российской культуре и науке, хранит национальную память, способствует просвещению, сохраняет культурную и историческую преемственность, верность библиотечным традициям, заложенным еще в Императорской публичной библиотеке. Ее богатейшие фонды и интеллектуальный потенциал доступны широкому кругу пользователей. Сегодня РНБ имеет свыше 38 млн единиц хранения, в том числе и на электронных носителях. За 2018 год библиотеку посетили более 800 тысяч читателей и около 10 млн удаленных пользователей, было выдано около 5 млн изданий и документов.

14 января 2019 // рубрика: Литература

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.