Президентская библиотека занялась оцифровкой рисунков блокадных художников

В Президентскую библиотеку поступают письма и документы, посвященные событиям 1941–1944 годов в Ленинграде. В рамках акции по сбору документов, связанных с блокадой, объявленной Президентской библиотекой 9 ноября 2018 года, на Сенатскую площадь, 3, обратились искусствоведы, известные в России и за рубежом, собиратели ленинградского неофициального искусства XX века Николай и Раиса Благодатовы. Они предоставили для оцифровки альбом рисунков талантливого художника Юрия Бажанова (1927–1949), жившего в блокадном Ленинграде.

блокадный рисунок

Имя Юрия Бажанова принадлежит к почти забытым ныне именам в искусстве. Долгие годы о его жизни и творчестве знал лишь узкий круг ленинградских коллекционеров и художников. Возможно, если бы судьба отпустила ему чуть больше лет, о нем знали и писали бы теперь так же, как о художниках советского андеграунда. Но Юрию было суждено прожить только 21 год, а его картины и рисунки долгое время хранились у близких друзей, участвуя лишь в квартирных выставках.

Портретные зарисовки, символические образы, городские пейзажи, природа, автопортреты – основные темы художника, отраженные в картинах, этюдах и набросках. Теперь рисунки Юрия Бажанова будут жить в электронном фонде Президентской библиотеке.

Художник творил в очень непростое время: 1940-е годы XX века, Великая Отечественная война, блокадный Ленинград. В 1943 году, когда ему было 16 лет, юноша поступил на первый курс художественного училища в Ленинграде, чтобы стать театральным художником. Рисунки Бажанова, представленные для оцифровки в Президентскую библиотеку, относятся именно к этому периоду. На них можно увидеть зарисовки к спектаклю «Саломея», мужские портреты, выполненные карандашом.

Среди прочего будут оцифрованы и войдут в электронный фонд Президентской библиотеки карандашный портрет президента США Авраама Линкольна (1809–1865), нарисованный Юрием Бажановым в апреле 1943 года, то есть в период, когда США были союзниками СССР по антигитлеровской коалиции. Еще одна работа – зарисовка, посвященная смертельно раненному солдату вермахта.

Вместе с карандашными рисунками Бажанова на оцифровку в Президентскую библиотеку поступили две акварели его друга и соученика, впоследствии ставшего театральным художником, И. Мартынова. На них уже не утонченные театральные образы, а суровые военные будни, боевые расчеты и огонь пожарищ.

Фотографию еще одного «боевого» рисунка в адрес Президентской библиотеки прислал петербуржец Евгений Аганин. «Высылаю „Рисунок из блокады“, выполненный мною в те годы. Сейчас мне уже 80. Вся моя большая семья пережила блокаду, работая в Ленинграде. Отец – торфяник, принимал участие в добыче горючего для осажденного города. Тетя и ее муж – связисты, обеспечивали телефонную связь. Все они награждены медалями за оборону Ленинграда. Дедушка умер. Бабушка ходила на „толчок“, продавала семейные драгоценности, – написал он в сопроводительном письме. – Так мы и выжили».

Ранее в рамках акции по сбору документов, связанных с блокадой, свою историю Президентской библиотеке рассказала петербурженка Алиса Большакова, автор книги «Девочка из блокады (воспоминания и размышления)».

Всего на призыв Президентской библиотеки поделиться свидетельствами о том времени откликнулись более 150 человек. При участии Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге создан Единый городской информационный центр, который координирует работу СМИ, общественных организаций и учреждений культуры, освещающих мероприятия к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

На портале Президентской библиотеки можно отправиться в виртуальный тур по выставочным залам временно закрытого Государственного музея обороны и блокады Ленинграда и познакомиться с электронной коллекцией «Оборона и блокада Ленинграда», куда вошли официальные документы, периодика, воспоминания ленинградцев, продуктовые карточки, фото- и кинохроника.

11 января 2019 // рубрика: Литература Стиль жизни

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.