Президентская библиотека занялась оцифровкой рисунков блокадных художников

В Президентскую библиотеку поступают письма и документы, посвященные событиям 1941–1944 годов в Ленинграде. В рамках акции по сбору документов, связанных с блокадой, объявленной Президентской библиотекой 9 ноября 2018 года, на Сенатскую площадь, 3, обратились искусствоведы, известные в России и за рубежом, собиратели ленинградского неофициального искусства XX века Николай и Раиса Благодатовы. Они предоставили для оцифровки альбом рисунков талантливого художника Юрия Бажанова (1927–1949), жившего в блокадном Ленинграде.

блокадный рисунок

Имя Юрия Бажанова принадлежит к почти забытым ныне именам в искусстве. Долгие годы о его жизни и творчестве знал лишь узкий круг ленинградских коллекционеров и художников. Возможно, если бы судьба отпустила ему чуть больше лет, о нем знали и писали бы теперь так же, как о художниках советского андеграунда. Но Юрию было суждено прожить только 21 год, а его картины и рисунки долгое время хранились у близких друзей, участвуя лишь в квартирных выставках.

Портретные зарисовки, символические образы, городские пейзажи, природа, автопортреты – основные темы художника, отраженные в картинах, этюдах и набросках. Теперь рисунки Юрия Бажанова будут жить в электронном фонде Президентской библиотеке.

Художник творил в очень непростое время: 1940-е годы XX века, Великая Отечественная война, блокадный Ленинград. В 1943 году, когда ему было 16 лет, юноша поступил на первый курс художественного училища в Ленинграде, чтобы стать театральным художником. Рисунки Бажанова, представленные для оцифровки в Президентскую библиотеку, относятся именно к этому периоду. На них можно увидеть зарисовки к спектаклю «Саломея», мужские портреты, выполненные карандашом.

Среди прочего будут оцифрованы и войдут в электронный фонд Президентской библиотеки карандашный портрет президента США Авраама Линкольна (1809–1865), нарисованный Юрием Бажановым в апреле 1943 года, то есть в период, когда США были союзниками СССР по антигитлеровской коалиции. Еще одна работа – зарисовка, посвященная смертельно раненному солдату вермахта.

Вместе с карандашными рисунками Бажанова на оцифровку в Президентскую библиотеку поступили две акварели его друга и соученика, впоследствии ставшего театральным художником, И. Мартынова. На них уже не утонченные театральные образы, а суровые военные будни, боевые расчеты и огонь пожарищ.

Фотографию еще одного «боевого» рисунка в адрес Президентской библиотеки прислал петербуржец Евгений Аганин. «Высылаю „Рисунок из блокады“, выполненный мною в те годы. Сейчас мне уже 80. Вся моя большая семья пережила блокаду, работая в Ленинграде. Отец – торфяник, принимал участие в добыче горючего для осажденного города. Тетя и ее муж – связисты, обеспечивали телефонную связь. Все они награждены медалями за оборону Ленинграда. Дедушка умер. Бабушка ходила на „толчок“, продавала семейные драгоценности, – написал он в сопроводительном письме. – Так мы и выжили».

Ранее в рамках акции по сбору документов, связанных с блокадой, свою историю Президентской библиотеке рассказала петербурженка Алиса Большакова, автор книги «Девочка из блокады (воспоминания и размышления)».

Всего на призыв Президентской библиотеки поделиться свидетельствами о том времени откликнулись более 150 человек. При участии Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге создан Единый городской информационный центр, который координирует работу СМИ, общественных организаций и учреждений культуры, освещающих мероприятия к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

На портале Президентской библиотеки можно отправиться в виртуальный тур по выставочным залам временно закрытого Государственного музея обороны и блокады Ленинграда и познакомиться с электронной коллекцией «Оборона и блокада Ленинграда», куда вошли официальные документы, периодика, воспоминания ленинградцев, продуктовые карточки, фото- и кинохроника.

11 января 2019 // рубрика: Литература Стиль жизни

В России стартует акция «День короткометражного кино-2019»

Мариинский театр подготовил премьеру музыкальной сказки «Белоснежка»

В Петербурге стартует Книжный салон и культурологический марафон «Все грани Гранина»

Девушка из Санкт-Петербурга победила в проекте «Пацанки»

В Karlsson Haus начинается серия новогодних сказок

В Петербурге стартовал Фестиваль японского кино

В KGallery открылась выставка одного шедевра Эдгара Дега

Симфонический оркестр КДЦ «Московский» даст бесплатный концерт

В Росбалте пройдет Квартирник «Семейные новогодние традиции в семье художника Юрия Васнецова»

На Квартирнике в Росбалте художник Надя Кузнецова расскажет об Италии

В арт-пространстве mArs открывается выставка Игоря Шаймарданова «Здравствуй, Старый новый год»

В Музее городской скульптуры состоится выставка об экспедиции Беллинсгаузена

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.