Президентская библиотека занялась оцифровкой рисунков блокадных художников

В Президентскую библиотеку поступают письма и документы, посвященные событиям 1941–1944 годов в Ленинграде. В рамках акции по сбору документов, связанных с блокадой, объявленной Президентской библиотекой 9 ноября 2018 года, на Сенатскую площадь, 3, обратились искусствоведы, известные в России и за рубежом, собиратели ленинградского неофициального искусства XX века Николай и Раиса Благодатовы. Они предоставили для оцифровки альбом рисунков талантливого художника Юрия Бажанова (1927–1949), жившего в блокадном Ленинграде.

блокадный рисунок

Имя Юрия Бажанова принадлежит к почти забытым ныне именам в искусстве. Долгие годы о его жизни и творчестве знал лишь узкий круг ленинградских коллекционеров и художников. Возможно, если бы судьба отпустила ему чуть больше лет, о нем знали и писали бы теперь так же, как о художниках советского андеграунда. Но Юрию было суждено прожить только 21 год, а его картины и рисунки долгое время хранились у близких друзей, участвуя лишь в квартирных выставках.

Портретные зарисовки, символические образы, городские пейзажи, природа, автопортреты – основные темы художника, отраженные в картинах, этюдах и набросках. Теперь рисунки Юрия Бажанова будут жить в электронном фонде Президентской библиотеке.

Художник творил в очень непростое время: 1940-е годы XX века, Великая Отечественная война, блокадный Ленинград. В 1943 году, когда ему было 16 лет, юноша поступил на первый курс художественного училища в Ленинграде, чтобы стать театральным художником. Рисунки Бажанова, представленные для оцифровки в Президентскую библиотеку, относятся именно к этому периоду. На них можно увидеть зарисовки к спектаклю «Саломея», мужские портреты, выполненные карандашом.

Среди прочего будут оцифрованы и войдут в электронный фонд Президентской библиотеки карандашный портрет президента США Авраама Линкольна (1809–1865), нарисованный Юрием Бажановым в апреле 1943 года, то есть в период, когда США были союзниками СССР по антигитлеровской коалиции. Еще одна работа – зарисовка, посвященная смертельно раненному солдату вермахта.

Вместе с карандашными рисунками Бажанова на оцифровку в Президентскую библиотеку поступили две акварели его друга и соученика, впоследствии ставшего театральным художником, И. Мартынова. На них уже не утонченные театральные образы, а суровые военные будни, боевые расчеты и огонь пожарищ.

Фотографию еще одного «боевого» рисунка в адрес Президентской библиотеки прислал петербуржец Евгений Аганин. «Высылаю „Рисунок из блокады“, выполненный мною в те годы. Сейчас мне уже 80. Вся моя большая семья пережила блокаду, работая в Ленинграде. Отец – торфяник, принимал участие в добыче горючего для осажденного города. Тетя и ее муж – связисты, обеспечивали телефонную связь. Все они награждены медалями за оборону Ленинграда. Дедушка умер. Бабушка ходила на „толчок“, продавала семейные драгоценности, – написал он в сопроводительном письме. – Так мы и выжили».

Ранее в рамках акции по сбору документов, связанных с блокадой, свою историю Президентской библиотеке рассказала петербурженка Алиса Большакова, автор книги «Девочка из блокады (воспоминания и размышления)».

Всего на призыв Президентской библиотеки поделиться свидетельствами о том времени откликнулись более 150 человек. При участии Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге создан Единый городской информационный центр, который координирует работу СМИ, общественных организаций и учреждений культуры, освещающих мероприятия к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

На портале Президентской библиотеки можно отправиться в виртуальный тур по выставочным залам временно закрытого Государственного музея обороны и блокады Ленинграда и познакомиться с электронной коллекцией «Оборона и блокада Ленинграда», куда вошли официальные документы, периодика, воспоминания ленинградцев, продуктовые карточки, фото- и кинохроника.

11 января 2019 // рубрика: Литература Стиль жизни

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.