Во Дворце Белосельских-Белозерских состоится концерт для детей

В среду, 26 декабря (16:00), во Дворце князей Белосельских-Белозерских (Невский проспект, 41) состоится праздничный концерт «Всё лучшее — детям!».

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под руководством дирижера Александра Титова исполнит произведения Чайковского (Сюита из балета «Щелкунчик»), Ребикова (вальс из оперы «Ёлка»), Штраусов – отца и сына (полька «Поезд удовольствий», Марш Радецкого). Программа праздничного концерта для юных слушателей полна новогодних сюжетов и сюрпризов.

Более 120 лет назад, в 1892 году, в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Главные партии в нем танцевали дети – учащиеся Императорского театрального училища. С тех самых пор музыка «Щелкунчика» стала обязательным атрибутом новогодних и рождественских праздников, ее знают и любят не только в России, но и во всем мире.

Сказка Эрнста Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» еще старше: ей исполнилось уже 202 года. Волшебный рассказ об уродливом деревянном человечке, который с помощью смелой и доброй девочки побеждает злого короля мышей и превращается в прекрасного принца, не раз воплощался в кино и в мультфильмах. Прекрасная музыка Чайковского стала не просто иллюстрацией к сюжету, она подарила новую жизнь этой мудрой сказке о торжестве добра, дружбы и любви. В сюиту вошли лучшие номера балета, среди которых танцы игрушек и сластей в чудесном городе Конфитюренбурге и знаменитый Вальс цветов.

Еще одна музыкальная сказка, фрагмент которой прозвучит, – опера «Елка» Владимира Ивановича Ребикова. Имя этого замечательного музыканта сегодня почти забылось, а напрасно! Он был выдающимся представителем русской культуры Серебряного века, талантливым музыкантом и литератором, его сочинения высоко оценивали Чайковский и Рахманинов. Сюжет оперы создан по мотивам рассказов «Девочка со спичками» Андерсена и «Мальчик у Христа на елке» Достоевского.

В канун Рождества на морозной улице бедная девочка-сирота замечает в окне елку и танцующих детей. Потом она засыпает и видит во сне роскошный дворцовый зал, слышит прекрасную музыку и поднимается по лестнице, ведущей в небо, где ее встречает мать. Но это лишь сон… Музыкальной кульминацией этого трогательного сюжета стал Вальс, тихий, искренний и нежный.

А теперь перенесемся в Вену, на великолепный новогодний бал, где непременно звучит музыка семейства Штраусов. Родоначальник знаменитой династии, Иоганн Штраус-отец, и трое его сыновей – Иоганн, Йозеф и Эдуард – написали бесчисленные вальсы, польки и марши. Эта музыка пользуется огромной популярностью в Европе, а в России к ней относятся особенно трепетно – с тех самых пор, когда в 1856 году Иоганн Штраус-младший был приглашен давать летние концерты в Павловском вокзале. Восхищение слушателей было огромным, Штрауса – которого на русский манер называли Иваном Страусом – буквально носили на руках. И нередко случалось, что его концерты прерывал свисток последнего уходящего поезда, а публика не желала расходиться и слушала «короля вальсов» до самого утра.

«Поезд удовольствий» – быстрая озорная полька, «музыкальный портрет» поезда, мчащегося по рельсам. По воспоминаниям современников, сам Штраус терпеть не мог поездов, однако изобразил эту картину чрезвычайно живо и с юмором. Отчетливо слышны звон вокзальных колокольчиков, перестук колес и свистки паровоза.

Марш Радецкого, принадлежащий перу Иоганна Штрауса-старшего, был написан в 1848 году в качестве приветствия войскам фельдмаршала Иоганна Йозефа Радецкого, входивших в Вену. Марш мгновенно обрел популярность и не теряет ее по сей день. Не случайно Маршем Радецкого каждый раз заканчивается новогодний концерт Венского филармонического оркестра – эта бодрая и торжественная музыка, как по волшебству, создает атмосферу праздника и радости.

25 декабря 2018 // рубрика: Театры / музыка

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.