В Музее Рерихов выставлены Чюрленис и Добужинский

Выставка «Н. К. Рерих и Литва» проходит в Музее Рерихов (18-я Линия В. О., 1) до 24 марта. Выставка является частью многолетнего выставочного проекта «Н. К. Рерих. Круг жизни», посвященного взаимовлиянию творчества Николая Рериха и культур разных народов. Цель выставки – познакомить петербургского зрителя с искусством Рериха и литовских художников, его учеников и коллег.

Чюрленис

Николай Рерих, увлекавшийся древней славянской и скандинавской культурой, испытывал глубокий интерес и к Литве, находя общие корни славяно-балто-скандинавской культурной общности. В 1903 году чета Рерихов путешествовала по Центральной России и Прибалтике, посетив, в том числе и Литву. Николай Рерих писал этюды, которые впоследствии разошлись по музеям мира. На них художник запечатлел старинные замки, соборы, готические фасады домов. В 1936–1947 годах Рерих неоднократно обращался к темам литовского эпоса, литовской культуры в своих очерках и статьях.

На открывшейся выставке представлены этюды Рериха из его знаменитой «Архитектурной серии», а также картины, в которых отразились впечатления от поездок по древним городам «Заморские гости», «За Родину. Рать», «Пейзаж с часовней» и другие.

Николай Рерих высоко ценил творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса и в художественном, и в философском плане, оказав поддержку литовскому художнику, приехавшему в Санкт-Петербург. Позже Рерих был среди организаторов первой посмертной выставки Чюрлениса в Северной столице России. Посетители Музея Рерихов могут увидеть на выставке картину «Жертва», а также редко экспонируемые графические работы литовского художника из собраний российских музеев.

Среди соучеников Рериха по мастерской Архипа Куинджи в Академии художеств был Фердинанд Рущиц, много лет (с 1899 года) плодотворно проработавший в Вильнюсе. Картины из собрания корпоративной коллекции «Белгазпромбанка» (Республика Беларусь) дают представление о символическом пейзаже этого интересного художника.

С 1906 по 1918 год Рерих работал преподавателем композиции и директором Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, преобразовав ее в демократическое многонациональное прогрессивное училище. Среди его учеников были и представители Литвы, знаменитые впоследствии скульпторы Иозас Зикар и Пятрас Римша. Посетители выставки в Музее Рерихов имеют возможность познакомиться с редко экспонируемыми в России произведениями этих литовских мастеров.

Добужинский

Возглавляя творческое объединение «Мир искусства», Рерих сотрудничал с Мстиславом Добужинским, который после революции долгое время жил в Литве и внес существенный вклад в развитие литовской культуры. На выставке представлены его красочные картины, запечатлевшие очарование старинных улочек Вильнюса.

Большое внимание Николай и Елена Рерихи уделяли творчеству литовского поэта Юргиса Балтрушайтиса, написавшего в 1915 году одну из лучших статей о Рерихе. С литературными произведениями литовского поэта и переводчика, а впоследствии первого полномочного посла Литвы в СССР, можно познакомиться на выставке.

В Литве было выражено глубокое сочувствие Пакту Рериха – договору о сохранении культурных ценностей. В литовской печати публиковались статьи, посвященные культурным и миротворческим идеям Рериха, его уникальным научно-экспедиционным достижениям. В 1930-е годы единомышленниками и последователями художника и мыслителя в Литве было основано Общество Рериха, начато издание журнала «Новое сознание». Редкие книги, документы, фотоматериалы, а также работы современных литовских мастеров, возрождающих старинное искусство вырезания из бумаги «карпиняй», дополняют основные темы выставки.

Рерих

В экспозицию, открывшуюся в Музее Рерихов на Васильевском острове, вошли произведения из Государственного Русского музея, Музея изобразительных искусств имени Пушкина (Москва), Музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея Востока (Москва), Национального художественного музея Беларуси, Национального художественного музея имени Чюрлениса (Каунас, Литва), Художественной коллекции «Белгазпромбанка» (Белорусь), Библиотеки Российской Академии наук, Литовского общества имени Рериха, из частных собраний.

20 декабря 2018 // рубрика: Музеи / кино

КАТАЖИНА МАЦКЕВИЧ, предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии

Катажина Мацкевич: Театр музыкальной комедии помог мне раскрыться

В октябре 2019 года ведущая солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Катажина Мацкевич отметила первый творческий юбилей — десять лет на сцене. Дебютная роль Карлотты в спектакле «Гаспарон» по оперетте Карла Миллёкера принесла ей высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». За минувшие десять лет Катажина не только сыграла почти все главные партии в классическом репертуаре театра, но и вышла за границы жанра, выступая в сложнейших оперных постановках на разных сценах мира. Об учителях и самокритике, о поддержке близких и любви к кофе артистка рассказала «Петербургскому авангарду» после торжественного вечера в честь ее творческого юбилея.

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.