В Пикетном зале Эрмитажа открылась выставка «Монарха живописи»

Монографическая выставка «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи» доступна для посетителей с 7 декабря 2018 года до 10 марта 2019 года в Пикетном зале Эрмитажа. Впервые петербуржцы увидят так много работ известного итальянского художника XV столетия, не представленного в российских музеях. Его произведения прибыли из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании.

Пьеро делла Франческа

Вершина монументальной живописи Пьеро делла Франчески — цикл фресок «История Истинного Креста» в церкви Святого Франциска (Ареццо, Италия), созданный между 1458 и 1466 годами. Никогда прежде в искусстве Ренессанса не появлялись произведения, отмеченные такой ясностью, совершенством форм и необычной цветовой гаммой. Этот шедевр можно будет увидеть только на экране: в рамках экспозиции демонстрируется фильм, посвященный «Истории Истинного Креста», подготовленный итальянскими документалистами.

На выставке представлены четыре рукописи и 11 живописных работ художника. Среди них знаменитая работа «Мадонна Сенигаллия», детский портрет Гвидобальдо да Монтефельтро из собрания Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде.

«Открытие» Пьеро делла Франческа произошло лишь в середине XIX века. До этого его произведения часто приписывались другим мастерам либо, разбросанные по провинциальным местечкам Италии, не привлекали к себе особого внимания. В наши дни интерес к творчеству художника велик, а сам мастер рассматривается как ключевая фигура итальянского кватроченто.

Пьеро делла Франческа

Пьеро делла Франческа (1412 ? – 1492) родился в небольшом селении, впоследствии ставшем городом, Борго Сан Сеполькро. Работал в разных центрах Италии – Флоренции, Ферраре, Римини, Риме, Урбино, Перудже, но всегда предпочитал возвращаться в родной Борго Сан Сеполькро или в Ареццо, в провинции которого это местечко располагалось. Пьеро играл заметную роль в жизни Борго, его неоднократно избирали на разные общественные должности. В правительственном здании он написал фреску «Воскрешение Христа», ставшую символом города.

Молодой Пьеро познакомился с лучшими достижениями живописи, скульптуры и архитектуры своего времени, когда в 1439 году приехал во Флоренцию, которая, как и в предыдущем столетии, оставалась наиболее прогрессивным центром Италии в области культуры. Приобретенные художником глубокие познания в рисунке, композиции, перспективе, позволили ему идти дальше своим неповторимым путем, оставаясь верным методам и принципам, выработанным еще на раннем этапе творчества.

Пьеро делла Франческа работал при дворах многих итальянских властителей, в том числе и папском. Около 1450 года Пьеро находился в Ферраре, где он мог познакомиться с нидерландской живописью, в частности – с произведениями Рогира ван дер Вейдена, приглашенного маркизом Лионелло д’Эсте. С нидерландскими мастерами он мог встречаться и при дворе урбинского герцога Федерико да Монтефельтро. От северян Пьеро перенял точность в передаче природы и новую для Италии технику масляной живописи.

Пьеро делла Франческа

В Борго Сан Сеполькро для монастыря святого Августина Пьеро делла Франческа выполнил большой алтарь. Центральная доска его не сохранилась, четыре боковые створки разошлись по разным собраниям, три из них можно увидеть на выставке: «Святой Августин» (Национальный музей старинного искусства, Лиссабон, Португалия), «Архангел Михаил» (Национальная галерея, Лондон, Великобритания) и «Святой Николай Толентинский» (Музей Польди-Пеццоли, Милан, Италия). Все фигуры даны в одном масштабе, каждая высится непоколебимо, как скала, независимо от того, кто перед нами – епископ, воин или монах.

Изображая Августина, Пьеро проявил талант миниатюриста: митра и далматика святого, украшенные вышивками со сценами евангельских легенд, воспроизведены с таким ощущением достоверности, что Пьеро может конкурировать с нидерландскими мастерами в их умении передавать материальность вещей. Николай Толентинский настолько индивидуален, что несомненно – художнику мог позировать и монах, привлекший его внимание неординарной тучной фигурой и выразительным лицом. Архангел Михаил не столько ратник – «знаменосец небесного воинства», сколько куртуазный рыцарь, усыпанный драгоценностями, в котором мастер воплощает собственное представление о совершенной юношеской красоте.

Пьеро делла Франческа

Живописи Пьеро чужды повышенная эмоциональность и динамика. Он воплощает главный принцип Ренессанса: человек, исполненный красоты и достоинства, – центр Вселенной, а окружающий его мир гармоничен. Бесспорный шедевр Пьеро – «Мадонна Сенигалия» (Национальная галерея Марке, Урбино) – относится к позднему периоду деятельности художника. Название картины происходит от местечка, для церкви которого она была написана. «Мадонну Сенигалия» можно расценивать как квинтэссенцию творчества Пьеро. В ней особенно отчетливо отразились главные принципы его искусства: математическое восприятие форм, выверенная пропорциональность в соотношении фигур, предметов, пространства, высокая степень обобщения, последовательное решение проблемы освещения. Прекрасна и изысканная цветовая гамма: мастер отдает предпочтение светлым, радостным тонам.

В последние годы жизни из-за слепоты Пьеро делла Франческа не мог работать как живописец и занимался теоретическими изысканиями; его трактаты, посвященные математике и геометрии, должны быть оценены наряду с заслугами в этой области Леона Баттиста Альберти, Луки Пачоли, Леонардо да Винчи.

Пьеро делла Франческа был одним из первооткрывателей законов перспективы. Среди работ Пьеро делла Франческа – уникальная рукопись «О перспективе в живописи» из собрания Фонда «Палаццо Маньяни», являющееся основой понимания всей перспективы и сути визуальных иллюзий Ренессанса.

Такая выставка – крупное событие в культурной жизни не только города, но и страны. Открытие экспозиции приурочено ко дню рождения Эрмитажа.

7 декабря 2018 // рубрика: Музеи / кино

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.

Русский музей, Карл Маркс

Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.