Царскому Селу вернули бронзовый барельеф Александра I

На Санкт-Петербургском международном культурном форуме (МКФ) музею-заповеднику «Царское Село» передали бронзовый барельеф с портретом императора Александра I начала XIX века, похищенный в годы Великой Отечественной войны. Этот предмет с инвентарными номерами музея семьдесят с лишним лет пролежал в земле – в 2018 году его обнаружили в Демянском районе поисковики Новгородской области. Барельеф внесен в «Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны».

МКФ, Царское Село
Прямо с церемонии передачи предмет снова увезли в Великий Новгород – он будет выставлен в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли, куда передан на временное хранение.

«Признанные мастера детектива позавидовали бы этому сюжету, который случился в Новгородской области. Украденный, но не вывезенный из страны барельеф в соответствии с российским законодательством подлежит возврату в музейный фонд и в музей, откуда был похищен. Но поскольку мы понимаем, какое воспитательное значение это имеет, то приняли решение формально оставить его в фонде Царского Села, но передать для экспонирования в новгородский музей», – рассказал директор департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов.

«Наш музей потерял в годы войны почти половину своих фондов. В последние годы к нам стали время от времени возвращаться утраченные вещи, в основном из-за рубежа – в том числе из Германии. Внутрироссийская реституция происходит гораздо реже, чем зарубежная. И впервые предмет с нашими инвентарными номерами нам возвращают поисковики, которые, к счастью, его и обнаружили», – отметила директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

МКФ, Царское Село

Руководитель поискового отряда «Находка» Александр Морзунов рассказал, что барельеф обнаружили в яме, оставшейся, скорее всего, от бывшего блиндажа. Он лежал в слое песка. На оборотной стороне сохранился инвентарный номер. По нему и выяснили, что это предмет из сводного каталога утраченных ценностей.

Изучив инвентарные книги и дореволюционные описи, сотрудники музея убедились в том, что это подлинный предмет из царскосельской коллекции. В инвентарной книге за 1938 год он значится под номером 24897: «Барельеф бронзовый, круглый, с портретом Александра первого, по борту надпись: «Александр первый император», под портретом инициалы К.Л.». Судя по историческим описям, медальон был представлен на выставках в 1911 и 1918 годах.

Инициалы К.Л. принадлежат Карлу Александровичу Леберехту – медальеру Санкт-Петербургского монетного двора, одному из лучших медальеров своего времени, имевшему звание почетного члена Берлинской и Стокгольмской академий.

Найденный предмет изготовлен на Кушвинском заводе. В 1811 году завод, занимавшийся до этого только техническим литьем, впервые начал производить художественные вещи. Аналоги этого барельефа сегодня хранятся в коллекциях Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного Эрмитажа, Горнозаводского краеведческого музея имени Старостина.

МКФ, Царское Село

16 ноября 2018 // рубрика: Музеи / кино

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.