Царскому Селу вернули бронзовый барельеф Александра I

На Санкт-Петербургском международном культурном форуме (МКФ) музею-заповеднику «Царское Село» передали бронзовый барельеф с портретом императора Александра I начала XIX века, похищенный в годы Великой Отечественной войны. Этот предмет с инвентарными номерами музея семьдесят с лишним лет пролежал в земле – в 2018 году его обнаружили в Демянском районе поисковики Новгородской области. Барельеф внесен в «Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны».

МКФ, Царское Село
Прямо с церемонии передачи предмет снова увезли в Великий Новгород – он будет выставлен в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли, куда передан на временное хранение.

«Признанные мастера детектива позавидовали бы этому сюжету, который случился в Новгородской области. Украденный, но не вывезенный из страны барельеф в соответствии с российским законодательством подлежит возврату в музейный фонд и в музей, откуда был похищен. Но поскольку мы понимаем, какое воспитательное значение это имеет, то приняли решение формально оставить его в фонде Царского Села, но передать для экспонирования в новгородский музей», – рассказал директор департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов.

«Наш музей потерял в годы войны почти половину своих фондов. В последние годы к нам стали время от времени возвращаться утраченные вещи, в основном из-за рубежа – в том числе из Германии. Внутрироссийская реституция происходит гораздо реже, чем зарубежная. И впервые предмет с нашими инвентарными номерами нам возвращают поисковики, которые, к счастью, его и обнаружили», – отметила директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

МКФ, Царское Село

Руководитель поискового отряда «Находка» Александр Морзунов рассказал, что барельеф обнаружили в яме, оставшейся, скорее всего, от бывшего блиндажа. Он лежал в слое песка. На оборотной стороне сохранился инвентарный номер. По нему и выяснили, что это предмет из сводного каталога утраченных ценностей.

Изучив инвентарные книги и дореволюционные описи, сотрудники музея убедились в том, что это подлинный предмет из царскосельской коллекции. В инвентарной книге за 1938 год он значится под номером 24897: «Барельеф бронзовый, круглый, с портретом Александра первого, по борту надпись: «Александр первый император», под портретом инициалы К.Л.». Судя по историческим описям, медальон был представлен на выставках в 1911 и 1918 годах.

Инициалы К.Л. принадлежат Карлу Александровичу Леберехту – медальеру Санкт-Петербургского монетного двора, одному из лучших медальеров своего времени, имевшему звание почетного члена Берлинской и Стокгольмской академий.

Найденный предмет изготовлен на Кушвинском заводе. В 1811 году завод, занимавшийся до этого только техническим литьем, впервые начал производить художественные вещи. Аналоги этого барельефа сегодня хранятся в коллекциях Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного Эрмитажа, Горнозаводского краеведческого музея имени Старостина.

МКФ, Царское Село

16 ноября 2018 // рубрика: Музеи / кино

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.