В Манеже вспомнили о Венецианской биеннале и открыли выставку

Работа секции изобразительного искусства на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге началась с пресс-конференции в Центральном выставочном зале «Манеж», которая состоялась 14 ноября и была посвящена выставке «Станция «Россия», которая состоялась в мае 2018 года на Венецианской биеннале. Она была показана в павильоне России в садах Джардини в Венеции (павильон построен по проекту Алексея Щусева в 1914 году). Комиссар павильона, ректор Института имени Репина Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский, руководящий секцией изобразительного искусства рассказал о символичном значении железной дороги в истории и культуре России.

Манеж, МКФ

По словам Семена Михайловского, павильон России был стилизован под настоящий вокзал с пятью залами. Первый из них — «Введение в географию» — содержит инфографику о железных путях и вокзалах как о модели кровеносной системы страны. Во втором зале, «Проектное депо», собраны старые и сегодняшние фотографии вокзалов и пассажиров, кадры с камер видеонаблюдения, макеты современных железнодорожных станций. Макеты оформлены оригинальным образом: фотографии и проекты прикреплены к рельсам на магнитах.

Третий — «Зал ожидания будущего» — демонстрирует идеи молодых архитекторов по развитию площади трех вокзалов в Москве. Четвертый, нижний зал, который называется «Камера хранения», отражает интимность личных вещей пассажира, он олицетворяет, по выражению Семена Михайловского, некую «крипту памяти» из ячеек советского времени, устланных войлоком, освещенных теплым светом, содержащих краткие сюжеты об известных людях. Наконец в пятом зале демонстрируется фильм Даниила Зинченко «Семь дней в семи минутах» о путешествии автора из Москвы во Владивосток ради встречи с дедом, которого он прежде никогда не видел. Таким образом фильм охватывает уникальную историю и географию России путем живой съемки из вагонного окна, позволяющей ощутить силу окружающей природы.

Манеж, МКФ

Среди участников экспозиции в павильоне России Семен Михайловский отметил коллективы «Литейная часть-91», Studio 911, «Горожане/Citizenstudio», «Студия-44», Метрогипротранс, Arden Vald. Ключевыми элементами выставки стали экспонаты, выполненные в технике инсталляции и мультимедиа, архитектурные чертежи, макеты, фотографии, артефакты, видеомэппинг, динамическая инфографика, звуковое сопровождение.

Многое напоминает о наследии русского авангарда и футуризма. Среди самых актуальных работ — рисунки и макеты Николая Шумакова, президента Союза архитекторов, выполненные для проекта высокоскоростной магистрали, Никиты Явейна, проектирующего вокзал в Олимпийском парке в Сочи. Предложения по площади трех вокзалов в Москве молодых архитекторов CitizenStudio представлены среди стен, расписанных граффити. Эта техника у российского пассажира давно и прочно ассоциируется с тематикой железной дороги.

На биеннале в Венеции выставка была призвана показать Западу русскую историю и современность в искусстве — ведь вокзалы строили выдающиеся архитекторы, в том числе Константин Тон, Федор Шехтель, Алексей Щусев, — и в жизни, через портреты путешественников, широко известных во всем мире. Михайловский напомнил об императоре Николае II, который именно в поезде, на станции Дно, отрекся от престола, о Льве Толстом, чьи последние дни прошли на станции Астапово, о Чехове, который после смерти был транспортирован в холодильной камере товарного вагона с надписью «Для устриц», о Ленине, чей революционный путь начинался с опломбированного вагона, об Александре Солженицыне, пересекшем всю страну после вынужденной эмиграции. Также он отметил, что одна из ячеек «Камеры хранения» посвящена легендарному рок-музыканту Дэвиду Боуи, который путешествовал по СССР в 1973 году вместе с ударником Джеффом МакКормаком и был впечатлен многоликостью огромной страны.

Манеж, МКФ

Одной из самых значительных миссий Венецианской биеннале Михайловский счел образовательный элемент. Это не только прекрасный опыт для художников, но и важный вклад в культурные взаимоотношения между государствами и менталитетами. При всей сложности нынешней политической обстановки в Венеции представители нашей страны были встречены очень тепло, и говорить о культурной изоляции не приходится. Немалая заслуга принадлежит проекту «Русские сезоны», который в этом году продвигает много российско-итальянских культурных программ — кроме художественных экспозиций, это концерты классической музыки, театральные постановки, кинофестивали, букинистические выставки, просветительские проекты.

Следующим проектом, который курирует Семен Михайловский в Центральном выставочном зале «Манеж», стал четвертый международный симпозиум по современному искусству «Восток-Запад», состоявшийся тоже 14 ноября. Этот симпозиум посвящен культурным пересечениям, влияниям и связям различных культур. Встреча ведущих экспертов в области культурного наследия Азии и влияния современных тенденций была посвящена и общим вопросам взаимодействия, и конкретным реализованным проектам. Она стала преддверием крупного выставочного проекта «Современный Катар: искусство и фотография», который для широкой публики откроется 19 ноября.

Манеж, МКФ

В тот же день, 14 ноября, в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств на Васильевском острове открылась выставка «Жажда античности». Этот проект также вошел в программу секции искусства МКФ.

Манеж, МКФ

VII Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит с 15 по 17 ноября 2018 года. Подробнее о программе МКФ можно узнать на его официальном сайте.

15 ноября 2018 Текст и фото: Людмила Семенова.// рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка

В Петербурге и пригородах выходит в прокат комедия «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел-2»

В Санкт-Петербурге выбрали самых добрых жителей

На Квартирнике в Росбалте эксперты расскажут, как правильно загадывать желание на Новый год

В Росбалте пройдет Квартирник «Семейные новогодние традиции в семье художника Юрия Васнецова»

На Квартирнике в Росбалте художник Надя Кузнецова расскажет об Италии

В арт-пространстве mArs открывается выставка Игоря Шаймарданова «Здравствуй, Старый новый год»

В Росбалте «Литературное подполье» обсудит коренных петербуржцев

В Театре ЦЕХЪ покажут «Лабрум»

Мигель посетил Петербург с эксклюзивным мастер-классом

На Квартирнике в Росбалте Полина Фрадкина расскажет о пользе грусти

В Петербургской филармонии выступит Шарль Дютуа и Лейф Ове Андснес

Александринка представит новую премьеру «Бани» Маяковского

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.