Алексей Ерофеев провел Квартирник, посвященный «Непушкинскому Летнему саду»

В пресс-центре «Росбалта» (Марсово поле, 3) прошел очередной Квартирник с участием известного петербургского краеведа Алексея Ерофеева. Он открыл сезон прогулок-лекций по Марсову полю в середине сентября, а в начале октября продолжил рассказ о знаменитых архитектурных и ландшафтных памятниках этого петербургского квартала рассказом «Непушкинский Летний сад».

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев начал с того, что многим петербуржцам не нравится Летний сад после глобальной реконструкции в начале нынешнего века. Между тем, детище Петра I неоднократно меняло свой облик. Петровский Летний сад был совершенно не похож на Летний сад Александра Пушкина.

Преобразования в этом парке происходили регулярно: там переставляли или убирали скульптуры — например, изваяние Венеры Таврической, которая сейчас находится в Эрмитаже, а до этого находилась в Таврическом саду, куда переехала из Летнего сада.

Людей возмущала эта «голая баба», как и многие другие скульптуры Летнего сада, которые доставлялись из Италии. Алексей Ерофеев особо остановился на истории скульптурной группы «Аллегория Ништадтского мира». В 1722 году ее изваял Пьетро Братта по заказу Петра Великого, который, к слову, не увидел изваяние, потому что его установили через год после смерти царя.

Монумент представляет собой две женские фигуры, одна из них попирает военную атрибутику, а другая держит над первой венок славы и ногой опирается на голову льва. Эта скульптурная композиция стала первым памятником победе в Северной войне. Сейчас это — единственная оригинальная скульптура в Летнем саду, потому что все остальные заменены на копии. Оригиналы помещены в Михайловский (Инженерный) замок.

В 1777 году петровский Летний сад фактически завершил свое существование. Потому что страшное наводнение разрушило все фонтаны парка, и их было решено не восстанавливать по решению Екатерины II. С этого момента началась эпоха пушкинского Летнего сада. При Пушкине, да и после него, сад тоже менялся. Одно из главных преобразований — установка порфировой вазы, подарка шведского короля Карла XIV императору Николаю I. Этой вазой Александр Сергеевич уже не мог любоваться, поскольку к тому времени погиб. Не мог он видеть также и памятника Ивану Крылову.

Инициатива установки этого монумента принадлежит Николаю I. Именно император указал точное место для памятника Крылову, которого создал Петр Клодт. Для того, чтобы установить бронзового баснописца, пришлось переставлять некоторые находившиеся там скульптуры. Таким образом в 1855 году памятник Крылова появился в Летнем саду.

Иван Андреевич очень любил этот сад, как и многие другие поэты. Памятник окружают персонажи басен Крылова — ворона, лисица, журавль, свинья, мартышка. Через несколько лет после установки фигура была огорожена решеткой. Дети очень полюбили памятник Дедушке Крылову, и именно они неосторожно сломали очки в руках у мартышки. Поэтому пришлось огородить изваяние решеткой.

Так что вандализм — явление вневременное, особо подчеркнул Алексей Ерофеев. Он отметил, что замена оригинальных скульптур на копии из мраморной крошки и полимеров, — необходимая мера защиты произведений искусства. Хотя при ближайшем рассмотрении видно, что копии значительно уступают оригиналам.

Полностью посмотреть видео «Квартирников» и расписание будущих встреч можно на официальной странице проекта. Обращаем внимание, что попасть в пресс-центр Росбалта можно со стороны Марсова поля. Ориентир — табличка с названием информационного агентства. Стоимость билета — 200 рублей.

7 октября 2018 // рубрика: Литература Стиль жизни

В БДТ начинаются гастроли Гоголь-центра

В клубе-фестивале «Морзе» пройдет встреча с кинорежиссером Андреем Звягинцевым

Театр «Мастерская» в День святого Валентина покажет «Анну Каренину»

Ресторанный критик сравнит на Квартирнике высокую кухню с искусством

Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике о царе-миротворце, после которого наступила пора войн и революций

На творческой встрече с Григорием Козловым гости отпразднуют сразу два юбилея

Стилист Надежда Корнева расскажет на «Модной среде» о синем цвете

В Петербурге исполнят вокальный цикл, написанный на стихи женщин-поэтов

Театр ТРУ представит текстоцентричный балет пограничных состояний

В арт-пространстве mArs открывается выставка Александра Гущина «Продолжение путешествия»

Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике, почему реформы Александра II привели к трагедии

В Петербурге покажут спектакль о миллениалах

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.

Книги 2020

Книги с петербургской пропиской

Петербург для художественной и научно-популярной литературы — тема неисчерпаемая. Ежегодно выходит несколько десятков книг, посвященных городу. Автор «Петербургского авангарда» узнал, чего стоит ждать преданным читателям в 2020 году. Представляем вашему вниманию книги про Петербург, произведения петербургских авторов, и романы, действие которых происходит в Петербурге.

Оскар

«Паразиты» в топе

Фильм «Паразиты» завоевал четыре «Оскара» в главных номинациях. «Петербургский Авангард» размышляет об итогах премии.

Василий Соловьев-Седой

Василий Соловьев-Седой: Сейчас я бы не рискнул выйти и два часа читать Бродского без музыки

Внук советского классика, артист художественного слова Василий Соловьев-Седой рассказывает «Петербургскому Авангарду» о метаморфозах этого жанра, изменении театрального ландшафта и зрительского восприятия. Владимир Соловьев-Седой 12 февраля прочитает на Квартирнике несколько «зимних» произведений Александра Пушкина, Бориса Пастернака и Давида Самойлова.

Андрей Зорин

Отправить бы Толстого к психотерапевту…

В декабре издательство «Новое литературное обозрение» выпустило краткую биографию Льва Толстого, которую написал Андрей Зорин. «Петербургский авангард» объясняет, чем же так хороша очередная книга о классике.