Алексей Ерофеев провел Квартирник, посвященный «Непушкинскому Летнему саду»

В пресс-центре «Росбалта» (Марсово поле, 3) прошел очередной Квартирник с участием известного петербургского краеведа Алексея Ерофеева. Он открыл сезон прогулок-лекций по Марсову полю в середине сентября, а в начале октября продолжил рассказ о знаменитых архитектурных и ландшафтных памятниках этого петербургского квартала рассказом «Непушкинский Летний сад».

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев начал с того, что многим петербуржцам не нравится Летний сад после глобальной реконструкции в начале нынешнего века. Между тем, детище Петра I неоднократно меняло свой облик. Петровский Летний сад был совершенно не похож на Летний сад Александра Пушкина.

Преобразования в этом парке происходили регулярно: там переставляли или убирали скульптуры — например, изваяние Венеры Таврической, которая сейчас находится в Эрмитаже, а до этого находилась в Таврическом саду, куда переехала из Летнего сада.

Людей возмущала эта «голая баба», как и многие другие скульптуры Летнего сада, которые доставлялись из Италии. Алексей Ерофеев особо остановился на истории скульптурной группы «Аллегория Ништадтского мира». В 1722 году ее изваял Пьетро Братта по заказу Петра Великого, который, к слову, не увидел изваяние, потому что его установили через год после смерти царя.

Монумент представляет собой две женские фигуры, одна из них попирает военную атрибутику, а другая держит над первой венок славы и ногой опирается на голову льва. Эта скульптурная композиция стала первым памятником победе в Северной войне. Сейчас это — единственная оригинальная скульптура в Летнем саду, потому что все остальные заменены на копии. Оригиналы помещены в Михайловский (Инженерный) замок.

В 1777 году петровский Летний сад фактически завершил свое существование. Потому что страшное наводнение разрушило все фонтаны парка, и их было решено не восстанавливать по решению Екатерины II. С этого момента началась эпоха пушкинского Летнего сада. При Пушкине, да и после него, сад тоже менялся. Одно из главных преобразований — установка порфировой вазы, подарка шведского короля Карла XIV императору Николаю I. Этой вазой Александр Сергеевич уже не мог любоваться, поскольку к тому времени погиб. Не мог он видеть также и памятника Ивану Крылову.

Инициатива установки этого монумента принадлежит Николаю I. Именно император указал точное место для памятника Крылову, которого создал Петр Клодт. Для того, чтобы установить бронзового баснописца, пришлось переставлять некоторые находившиеся там скульптуры. Таким образом в 1855 году памятник Крылова появился в Летнем саду.

Иван Андреевич очень любил этот сад, как и многие другие поэты. Памятник окружают персонажи басен Крылова — ворона, лисица, журавль, свинья, мартышка. Через несколько лет после установки фигура была огорожена решеткой. Дети очень полюбили памятник Дедушке Крылову, и именно они неосторожно сломали очки в руках у мартышки. Поэтому пришлось огородить изваяние решеткой.

Так что вандализм — явление вневременное, особо подчеркнул Алексей Ерофеев. Он отметил, что замена оригинальных скульптур на копии из мраморной крошки и полимеров, — необходимая мера защиты произведений искусства. Хотя при ближайшем рассмотрении видно, что копии значительно уступают оригиналам.

Полностью посмотреть видео «Квартирников» и расписание будущих встреч можно на официальной странице проекта. Обращаем внимание, что попасть в пресс-центр Росбалта можно со стороны Марсова поля. Ориентир — табличка с названием информационного агентства. Стоимость билета — 200 рублей.

7 октября 2018 // рубрика: Литература Стиль жизни

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.