Алексей Ерофеев провел Квартирник, посвященный «Непушкинскому Летнему саду»

В пресс-центре «Росбалта» (Марсово поле, 3) прошел очередной Квартирник с участием известного петербургского краеведа Алексея Ерофеева. Он открыл сезон прогулок-лекций по Марсову полю в середине сентября, а в начале октября продолжил рассказ о знаменитых архитектурных и ландшафтных памятниках этого петербургского квартала рассказом «Непушкинский Летний сад».

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев начал с того, что многим петербуржцам не нравится Летний сад после глобальной реконструкции в начале нынешнего века. Между тем, детище Петра I неоднократно меняло свой облик. Петровский Летний сад был совершенно не похож на Летний сад Александра Пушкина.

Преобразования в этом парке происходили регулярно: там переставляли или убирали скульптуры — например, изваяние Венеры Таврической, которая сейчас находится в Эрмитаже, а до этого находилась в Таврическом саду, куда переехала из Летнего сада.

Людей возмущала эта «голая баба», как и многие другие скульптуры Летнего сада, которые доставлялись из Италии. Алексей Ерофеев особо остановился на истории скульптурной группы «Аллегория Ништадтского мира». В 1722 году ее изваял Пьетро Братта по заказу Петра Великого, который, к слову, не увидел изваяние, потому что его установили через год после смерти царя.

Монумент представляет собой две женские фигуры, одна из них попирает военную атрибутику, а другая держит над первой венок славы и ногой опирается на голову льва. Эта скульптурная композиция стала первым памятником победе в Северной войне. Сейчас это — единственная оригинальная скульптура в Летнем саду, потому что все остальные заменены на копии. Оригиналы помещены в Михайловский (Инженерный) замок.

В 1777 году петровский Летний сад фактически завершил свое существование. Потому что страшное наводнение разрушило все фонтаны парка, и их было решено не восстанавливать по решению Екатерины II. С этого момента началась эпоха пушкинского Летнего сада. При Пушкине, да и после него, сад тоже менялся. Одно из главных преобразований — установка порфировой вазы, подарка шведского короля Карла XIV императору Николаю I. Этой вазой Александр Сергеевич уже не мог любоваться, поскольку к тому времени погиб. Не мог он видеть также и памятника Ивану Крылову.

Инициатива установки этого монумента принадлежит Николаю I. Именно император указал точное место для памятника Крылову, которого создал Петр Клодт. Для того, чтобы установить бронзового баснописца, пришлось переставлять некоторые находившиеся там скульптуры. Таким образом в 1855 году памятник Крылова появился в Летнем саду.

Иван Андреевич очень любил этот сад, как и многие другие поэты. Памятник окружают персонажи басен Крылова — ворона, лисица, журавль, свинья, мартышка. Через несколько лет после установки фигура была огорожена решеткой. Дети очень полюбили памятник Дедушке Крылову, и именно они неосторожно сломали очки в руках у мартышки. Поэтому пришлось огородить изваяние решеткой.

Так что вандализм — явление вневременное, особо подчеркнул Алексей Ерофеев. Он отметил, что замена оригинальных скульптур на копии из мраморной крошки и полимеров, — необходимая мера защиты произведений искусства. Хотя при ближайшем рассмотрении видно, что копии значительно уступают оригиналам.

Полностью посмотреть видео «Квартирников» и расписание будущих встреч можно на официальной странице проекта. Обращаем внимание, что попасть в пресс-центр Росбалта можно со стороны Марсова поля. Ориентир — табличка с названием информационного агентства. Стоимость билета — 200 рублей.

7 октября 2018 // рубрика: Литература Стиль жизни

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.