В Музее политической истории показывают будни пленных русско-японской войны 1904-1905 годов

С 3 по 10 октября 2018 года в Музее политической истории открыта выставка «Бамбук и береза. Военнопленные русско-японской войны 1904-1905 годов». Токийский институт русского языка впервые организует эту фотовыставку в России. Она проходит в рамках перекрестного года России и Японии и к 110-й годовщине возвращения праха умерших японских военнопленных в Японию.

Особняк Кшесинской

В Музее политической истории России представлено 150 архивных фотографий, рассказывающих о том, как содержались русские и японские военнопленные, какой была их повседневная жизнь. Помимо фотографий, посетители смогут увидеть музыкальные инструменты из Музея музыки в Шереметьевском дворце. Эти инструменты были сделаны руками японских военнопленных.

Русско-японская война стала первой войной, которая велась с соблюдением Гаагской конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» (1899 год). Конвенция предписывала, что с военнопленными «надлежит обращаться человеколюбиво». Токийский институт русского языка давно занимается поиском материалов как в Японии, так и в России, которые доказывают гуманное отношение к военнопленным в период русско-японской войны.

За время войны более 70 000 русских военнопленных оказались в Японии. Для японского народа это был первый масштабный опыт контакта с представителями другой нации. На выставке представлены фотографии из уникального альбома «Коллекция фотографий русских военнопленных, собранная и классифицированная в качестве приложения к докладу французского консула г-на де Люси-Фоссарье о пребывании и содержании русских военнопленных в Японии во время кампании 1904–1905 годов». На снимках из этого фотоальбома, хранящегося в Российском государственном архиве кинофотодокументов, видно, в каких условиях содержались военнопленные, как протекала их жизнь.

Большая часть японских военнопленных содержалась в селе Медведь под Новгородом. На выставке есть фотографии из японских и русских журналов того времени, на которых представлены будни японских военнопленных. Особенно интересны снимки, сделанные японским военнопленным фотографом Кюкитиро Ито.

Кроме того, выставлены фотографии из альбома «Луна над ссылкой», изданного в 1907 году в Японии вернувшимися военнопленными. Представлены материалы из Российского государственного архива Военно-Морского флота: приглашение на пикник, правила прогулок в лагере в японском городе Мацуяма.

В создании выставки приняли участие: Токийский институт русского языка, Российский государственный архив кинофотодокументов, Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Российский государственный архив Военно-Морского флота. Организаторы благодарят за помощь в создании выставки Посольство Японии в России и Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге.

3 октября 2018 // рубрика: Музеи / кино

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.