Театр Кабуки вернулся в Петербург после 15-летнего перерыва

После 15-летнего перерыва в Санкт-Петербурге прошли гастроли театра Кабуки. Этот японский театр кабуки возник в 17 веке и бережно хранит древние традиции. Сегодня зритель не ищет в спектаклях кабуки «созвучия современности», он наслаждается театральным искусством как таковым, любуется мастерством актера, доведенным в театре кабуки до высших пределов совершенства.

кабуки

Труппы кабуки крайне редко выезжают за пределы своей страны. Первые в истории театра кабуки зарубежные гастроли состоялись в Москве и Ленинграде в 1928 году. Нынешние гастроли ознаменуют 90-летие этого памятного события. Одна из самых известных трупп кабуки – Сётику Гранд Кабуки – Тикамацу-дза из Токио показала в Санкт-Петербурге две пьесы, представляющие традиционные для кабуки жанры севамоно (любовная или семейная драма) и митиюки (танцевальная интерлюдия). Зрители увидели на сцене выдающегося актера кабуки Накамура Гандзиро IV.

Театр Кабуки в Санкт-Петербурге вошел в программу Чеховского фестиваля. Этот крупнейший в России фестиваль знакомит в первую очередь жителей Москвы с достижениями мирового театра во всех жанрах. Недаром аналогичный по концепции петербургский фестиваль «Дягилев. Посткриптум», не столь масштабный в силу финансовых возможностей, но не менее амбициозный, учредив премию «Удиви меня» (это слова Сергея Дягилева, обращенные к Жану Кокто), первым лауреатом назвал директора Чеховского фестиваля В. И. Шадрина.

К сожалению, Санкт-Петербург редко попадает в его орбиту. Как объяснила заместитель генеральногоо директора Международного фестиваля имени Чехова Ирина Тростникова: «Поскольку это дело очень дорогостоящее, наши партнеры в Санкт-Петербурге не могут своими силами принять наши спектакли. Необходима поддержка местных властей». К слову, по той же причине и фестиваль имени Ростроповича, который привозит лучшие оркестры мира в Россию, редко заглядывает в город на Неве. Гастроли Театра Кабуки смогли состояться благодаря финансированию японской стороны.

Как известно, все роли, даже женские. в спектаклях кабуки исполняют мужчины. Ведущие артисты труппы Тикамацу-дза — два брата Накамура Гандзиро IV и Накамура Сэндзяку III — представители актерской династии, ведущей свою историю с 18 века. Старший брат исполняет мужские роли, младший — мужские и женские. Цель их коллектива — возродить и сделать популярными в мире пьесы Тикамацу Мондзаэмона.

На гастролях японская труппа представила его пьесу «Кэйсэй Хангонко». Второй спектакль – это «Ёсинояма» драматургов Такэда Идзумо II, Миёси Сёраку и Намики Сэнрю. «Ёсинояма» – танцевальная интерлюдия митиюки, что дословно означает «путь, дорога». Это может быть единственная сохранившаяся часть забытой пьесы, либо специально написанная сцена, которая связана с основным действием, но достаточно самостоятельна для того, чтобы исполняться независимо от драмы.

Сюжет интерлюдий, как правило, связан с путешествием персонажей и чудесами, приключающимися с ними в дороге. «Ёсинояма» – один из самых красивых образцов митиюки. Путешествие героев на природе предоставляет прекрасную возможность для описательной лирики, которая проиллюстрирована хореографией.

«Ёсинояма» является частью одной из самых знаменитых пьес театра кабуки «Ёсицунэ и тысяча вишневых деревьев», повествующей о событиях 1181–1185 годов: военных действиях Гэмпэй, междоусобице братьев Ёсицунэ и Ёримото из клана Минамото и наступлении мира.

Спектакли были показаны за один вечер и демонстрировались с русскими субтитрами.

22 сентября 2018 // рубрика: Театры / музыка

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…