Спасенные фрески в Мирожском монастыре обсудили в Президентской библиотеке

В Президентской библиотеке состоялось заседание киноклуба, на котором была представлена первая часть документального фильма «Спасенные фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря» (Псков). Авторы картины – Олег Федоров, заведующий экскурсионным отделом Псковского государственного музея-заповедника, и Таисия Круглова, главный хранитель фресок Спасо-Преображенского собора. Режиссер фильма – сотрудник Президентской библиотеки Татьяна Дьяконова.

Президентская библиотека
Лента повествует о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, который является древнейшим памятником христианской культуры на территории Пскова. Собор был возведен и украшен фресками на рубеже 1130–1140-х годов по инициативе новгородского архиепископа Нифонта. Одной из главных целей Нифонта было христианское просвещение Северо-Западной Руси. Росписи собора, созданные византийскими мастерами, обладают уникальным иконографическим составом, высочайшим художественным уровнем и редкой сохранностью. Более 80% живописи XII века сохранилось на стенах. Все это делает собор Мирожского монастыря одним из непревзойденных и важнейших в плане изучения истории православия памятников культуры мирового значения.

По словам исполняющего обязанности генерального директора Президентской библиотеки Валентина Сидорина, этим мероприятием открывается новый цикл, посвященный Псковской земле. Также он отметил, что Президентской библиотекой было создано более десяти фильмов о древностях Великого Новгорода, расшифровке его храмовых граффити и три фильма о Старой Ладоге – первой столице Древней Руси.

Президентская библиотека

Новая картина Президентской библиотеки «Спасенные фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря» раскрывает тему библейского послания к людям посредством росписи церкви, сделанной бригадой талантливых балканских мастеров XII века. В центре повествования – хронология спасения росписи и методика её реставрации. По мнению авторов фильма, Спасо-Преображенский собор – это храм-просветитель.

Специалисты Псковского музея-заповедника рассказывают историю возникновения собора, объясняют, почему он был возведен именно в этом месте. Вот Олег Федоров, бережно положив руку на макет белокаменного храма, поясняет, «почему Мирож стоит особняком среди других церквей, имея в архитектурном плане собора византийский крест». Специалист предлагает собственную любопытную версию прочтения исторической и эстетической составляющих храма.

Таисия Круглова, кандидат исторических наук, доцент Псковского государственного университета, дает расшифровку композиционного построения Спасо-Преображенского собора и по видео-конференц-связи из Пскова рассказывает о традициях, которыми руководствовался заказчик храма архиепископ Нифонт. Именно в записи о возведении собора Нифонт впервые упоминает о том, что «церковь Спаса за рекою Великою создал».

Президентская библиотека

На заседании киноклуба было отмечено, что в настоящее время подготовлена вторая часть фильма про фрески Спасо-Преображенского храма Мирожского монастыря, в скором времени лента также будет представлена широкой аудитории.

Приглашенный на заседание киноклуба Президентской библиотеки директор Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Михаил Шаромазов отметил художественные достоинства фильма и великолепную музыкальную партитуру, подобранную дирижером Василием Зварийчуком. «Надеюсь, что рано или поздно мы увидим такой же обстоятельный и талантливый фильм о нашем заповеднике», – сказал он.

В мероприятии приняли участие представители музейных комплексов и высших учебных заведений Пскова на площадке Историко-краеведческой библиотеки им. И. И. Василева по видео-конференц-связи из Пскова, а также Псковские землячества в Москве и Санкт-Петербурге, студенты Центра инновационных образовательных проектов СПГХПА им. А. Л. Штиглица, учащиеся «Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны» и Российской гимназии при Государственном Русском музее, специалисты Российского института истории искусства.

13 сентября 2018 // рубрика: Литература Музеи / кино

В Фотанном доме покажут фильм к 100-летию Даниила Гранина

Квартирник в Росбалте: От бизона до Барбизона — музейные истории Валерия Ахунова

«Безусловный театр» представляет премьеру трех спектаклей

В Доме национальностей откроется выставка Андрея Ушина, посвященная блокаде

Музей стрит-арта предлагает свою экспертизу граффити на улицах Петербурга

«Родина» зовет на русские короткометражки

В Ленинградском зоопарке 27 января вспомнят о героях, сохранивших зверинец в годы блокады

На премьеру «Beef: Русский хип-хоп» в Петербурге соберутся Оксимирон, Нигатив и Жиган

В Александринском театре состоится премьера балета «Эффект Пигмалиона»

В Республике кошек до февраля открыта «Кота Nostra. Хозяева улиц и дворов»

В Петербурге пройдет мопсоелка в стиле «Великого Гэтсби»

На Обводном канале появилась работа легендарного Мишеля Дюше

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!