Спасенные фрески в Мирожском монастыре обсудили в Президентской библиотеке

В Президентской библиотеке состоялось заседание киноклуба, на котором была представлена первая часть документального фильма «Спасенные фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря» (Псков). Авторы картины – Олег Федоров, заведующий экскурсионным отделом Псковского государственного музея-заповедника, и Таисия Круглова, главный хранитель фресок Спасо-Преображенского собора. Режиссер фильма – сотрудник Президентской библиотеки Татьяна Дьяконова.

Президентская библиотека
Лента повествует о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, который является древнейшим памятником христианской культуры на территории Пскова. Собор был возведен и украшен фресками на рубеже 1130–1140-х годов по инициативе новгородского архиепископа Нифонта. Одной из главных целей Нифонта было христианское просвещение Северо-Западной Руси. Росписи собора, созданные византийскими мастерами, обладают уникальным иконографическим составом, высочайшим художественным уровнем и редкой сохранностью. Более 80% живописи XII века сохранилось на стенах. Все это делает собор Мирожского монастыря одним из непревзойденных и важнейших в плане изучения истории православия памятников культуры мирового значения.

По словам исполняющего обязанности генерального директора Президентской библиотеки Валентина Сидорина, этим мероприятием открывается новый цикл, посвященный Псковской земле. Также он отметил, что Президентской библиотекой было создано более десяти фильмов о древностях Великого Новгорода, расшифровке его храмовых граффити и три фильма о Старой Ладоге – первой столице Древней Руси.

Президентская библиотека

Новая картина Президентской библиотеки «Спасенные фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря» раскрывает тему библейского послания к людям посредством росписи церкви, сделанной бригадой талантливых балканских мастеров XII века. В центре повествования – хронология спасения росписи и методика её реставрации. По мнению авторов фильма, Спасо-Преображенский собор – это храм-просветитель.

Специалисты Псковского музея-заповедника рассказывают историю возникновения собора, объясняют, почему он был возведен именно в этом месте. Вот Олег Федоров, бережно положив руку на макет белокаменного храма, поясняет, «почему Мирож стоит особняком среди других церквей, имея в архитектурном плане собора византийский крест». Специалист предлагает собственную любопытную версию прочтения исторической и эстетической составляющих храма.

Таисия Круглова, кандидат исторических наук, доцент Псковского государственного университета, дает расшифровку композиционного построения Спасо-Преображенского собора и по видео-конференц-связи из Пскова рассказывает о традициях, которыми руководствовался заказчик храма архиепископ Нифонт. Именно в записи о возведении собора Нифонт впервые упоминает о том, что «церковь Спаса за рекою Великою создал».

Президентская библиотека

На заседании киноклуба было отмечено, что в настоящее время подготовлена вторая часть фильма про фрески Спасо-Преображенского храма Мирожского монастыря, в скором времени лента также будет представлена широкой аудитории.

Приглашенный на заседание киноклуба Президентской библиотеки директор Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Михаил Шаромазов отметил художественные достоинства фильма и великолепную музыкальную партитуру, подобранную дирижером Василием Зварийчуком. «Надеюсь, что рано или поздно мы увидим такой же обстоятельный и талантливый фильм о нашем заповеднике», – сказал он.

В мероприятии приняли участие представители музейных комплексов и высших учебных заведений Пскова на площадке Историко-краеведческой библиотеки им. И. И. Василева по видео-конференц-связи из Пскова, а также Псковские землячества в Москве и Санкт-Петербурге, студенты Центра инновационных образовательных проектов СПГХПА им. А. Л. Штиглица, учащиеся «Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны» и Российской гимназии при Государственном Русском музее, специалисты Российского института истории искусства.

13 сентября 2018 // рубрика: Литература Музеи / кино

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.