«Сирано де Бержерак» откроет XII фестиваль «Александринский»

На основной сцене Александринского театра 14, 15 и 16 сентября состоится премьера спектакля главного режиссера театра Николая Рощина «Сирано де Бержерак» по одноименной пьесе Эдмона Ростана. Она же откроет программу XII Международного театрального фестиваля «Александринский».

Александринский театр

Российские зрители, главным образом, помнят эту пьесу по поэтическому переводу Т. Щепкиной-Куперник. Для нового спектакля создана оригинальная версия текста на основе современного подстрочного перевода. «Мне кажется, это важно и говорит о подходе к материалу многое. Стихов нет, большинства самых известных сцен нет, историзма нет, но суть не ушла и даже заострилась. Есть романтика протеста, переходящая в утопию протеста и усталость природы протеста», — рассказал о постановке Николай Рощин.

Николай Рощин

Пьеса «Сирано де Бержерак» ставилась на александринской сцене неоднократно, история последних постановок связана с именем народного артиста СССР, художественного руководителя театра в период с 1975 по 1991 год Игоря Горбачева. К роли Сирано он обращался в начале 1960-х годов, в 1987-м сам поставил спектакль, где вновь сыграл главного героя.

В спектакле Николая Рощина роль Сирано де Бержерака исполнит постоянный соавтор Рощина, автор музыки ко многим его спектаклям — Иван Волков, для которого эта роль станет первой актерской работой на сцене Александринского театра.

Интересно, что премьеру сопровождает просветительская программа — лекции Дмитрия Быкова «Сирано и Чацкий: две русские драмы» (12 сентября), Евгении Тропп «Русская судьба пьесы Ростана «Сирано де Бержерак»» (13 сентября) и Алены Карась «Старинные маски в театре Николая Рощина» (16 сентября).

XII фестиваль «Александринский» пройдет с 14 по 30 сентября, его программа в основном развернется на Новой сцене Александринского театра, 5-летию которой он в этом году посвящен. В 2018 году Международный театральный фестиваль «Александринский» познакомит публику с разными формами актуального театра. В афише фестиваля: театральная прогулка в VR-очках, аутотеатр в кафе, интерактивный спектакль-монополия, перформативная видео-инсталляция, опера для скрипки и ученого и другие образцы современного перформативного искусства.

Когда в 2013 году запускалось новое пространство старейшего драматического театра России, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин так сформулировал его миссию: Новая сцена должна стать местом поиска, эксперимента, приложения сил молодых, начинающих профессионалов театра. Следуя этой установке, XII Международный театральный фестиваль «Александринский» собрал новые для петербуржцев имена, образцы театра на стыке жанров, междисциплинарного искусства.

Например, в проекте «Премьеры молодых режиссеров на Новой сцене» на фестивале будет показан спектакль «Демагог» ученика Римаса Туминаса Хуго Эрикссена по пьесе Кирилла Фокина (26, 27 сентября). Еще одна премьера — образец аутотеатра, спектакль «Этикет», копродукция Новой сцены, импресарио Фёдора Елютина и театральной компании Rotozaza (Великобритания). Спектакль будет демонстрироваться в кафе Новой сцены с 22 по 29 сентября. В билет на «Этикет» входит также посещение VR-перформанса «Когда мы встретимся снова» команды «Me and the Machine» (Великобритания).

Резидент нынешнего фестиваля — очень популярный московский Электротеатр «Станиславский» под руководством Бориса Юхананова. На Новой сцене пройдут фактически первые гастроли театра в Петербурге. Электротеатр представит два оперных проекта: оперу для скрипки и ученого «Галилео» (22, 23 сентября) и видеопоказ оперного сериала в пяти эпизодах «Сверлийцы» (25, 26 сентября). Видеопоказы будут сопровождаться встречами с творческой командой спектаклей: режиссером Борисом Юханановым, дирижёром Филиппом Чижевским, художником-постановщиком Степаном Лукьяновым, художником по костюмам Анастасией Нефедовой и композиторами Дмитрием Курляндским, Сергеем Невским, Владимиром Ранневым, Борисом Филановским, Алексеем Сюмаком, Алексеем Сысоевым.

В программе фестиваля — два проекта импресарио Федора Елютина, который привозит в Москву и адаптирует для российского зрителя образцы европейского экспериментального театра. Помимо «Этикета», 22, 23 сентября пройдет интерактивное шоу о деньгах £¥€$ («Ложь»), копродукция с бельгийской театральной компанией Ontroerend Goed. Режиссер — Александр Девриндт. Спектакль £¥€$ получил в 2017 году первый приз на престижном международном театральном фестивале Edinburgh Festival Fringe.

Еще одно новое режиссерское имя на фестивале — Сергей Чехов. Псковский академический театр драмы имени Пушкина привозит его спектакль по повести Андрея Платонов «Река Потудань» (26, 27 сентября). Заключительный день фестиваля 30 сентября будет отдан дружественным петербургским негосударственным театрам, идеологи и участники которых так или иначе связаны с Новой сценой. В программе дня — театр ТРУ Александра Артёмова и Настасьи Хрущевой с двумя спектаклями «Молодость жива» и «Российская А. Азбука», театр post с работами по пьесе Павла Пряжко — Дмитрия Волкострелова «Я свободен» и Всеволода Лисовского «Я свободен. Частично». Завершит день и фестиваль «Планетарная фуга» Инженерного театра АХЕ.
C 25 сентября и до конца фестиваля будет работать аудиовизуальная инсталляция латвийского художника Вольдемарса Йохансонса «Жажда», которую можно увидеть по билету на любой спектакль фестиваля. Кроме того, состоится круглый стол руководителей мультифункциональных площадок при участии Валерия Фокина, Бориса Юхананова, Андрея Могучего (22 сентября), спам-лекция Алексея Платунова (21 сентября), круглый стол «Архитекторы о театральных пространствах» (29 сентября).

12 сентября 2018 // рубрика: Театры / музыка

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.