«Сирано де Бержерак» откроет XII фестиваль «Александринский»

На основной сцене Александринского театра 14, 15 и 16 сентября состоится премьера спектакля главного режиссера театра Николая Рощина «Сирано де Бержерак» по одноименной пьесе Эдмона Ростана. Она же откроет программу XII Международного театрального фестиваля «Александринский».

Александринский театр

Российские зрители, главным образом, помнят эту пьесу по поэтическому переводу Т. Щепкиной-Куперник. Для нового спектакля создана оригинальная версия текста на основе современного подстрочного перевода. «Мне кажется, это важно и говорит о подходе к материалу многое. Стихов нет, большинства самых известных сцен нет, историзма нет, но суть не ушла и даже заострилась. Есть романтика протеста, переходящая в утопию протеста и усталость природы протеста», — рассказал о постановке Николай Рощин.

Николай Рощин

Пьеса «Сирано де Бержерак» ставилась на александринской сцене неоднократно, история последних постановок связана с именем народного артиста СССР, художественного руководителя театра в период с 1975 по 1991 год Игоря Горбачева. К роли Сирано он обращался в начале 1960-х годов, в 1987-м сам поставил спектакль, где вновь сыграл главного героя.

В спектакле Николая Рощина роль Сирано де Бержерака исполнит постоянный соавтор Рощина, автор музыки ко многим его спектаклям — Иван Волков, для которого эта роль станет первой актерской работой на сцене Александринского театра.

Интересно, что премьеру сопровождает просветительская программа — лекции Дмитрия Быкова «Сирано и Чацкий: две русские драмы» (12 сентября), Евгении Тропп «Русская судьба пьесы Ростана «Сирано де Бержерак»» (13 сентября) и Алены Карась «Старинные маски в театре Николая Рощина» (16 сентября).

XII фестиваль «Александринский» пройдет с 14 по 30 сентября, его программа в основном развернется на Новой сцене Александринского театра, 5-летию которой он в этом году посвящен. В 2018 году Международный театральный фестиваль «Александринский» познакомит публику с разными формами актуального театра. В афише фестиваля: театральная прогулка в VR-очках, аутотеатр в кафе, интерактивный спектакль-монополия, перформативная видео-инсталляция, опера для скрипки и ученого и другие образцы современного перформативного искусства.

Когда в 2013 году запускалось новое пространство старейшего драматического театра России, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин так сформулировал его миссию: Новая сцена должна стать местом поиска, эксперимента, приложения сил молодых, начинающих профессионалов театра. Следуя этой установке, XII Международный театральный фестиваль «Александринский» собрал новые для петербуржцев имена, образцы театра на стыке жанров, междисциплинарного искусства.

Например, в проекте «Премьеры молодых режиссеров на Новой сцене» на фестивале будет показан спектакль «Демагог» ученика Римаса Туминаса Хуго Эрикссена по пьесе Кирилла Фокина (26, 27 сентября). Еще одна премьера — образец аутотеатра, спектакль «Этикет», копродукция Новой сцены, импресарио Фёдора Елютина и театральной компании Rotozaza (Великобритания). Спектакль будет демонстрироваться в кафе Новой сцены с 22 по 29 сентября. В билет на «Этикет» входит также посещение VR-перформанса «Когда мы встретимся снова» команды «Me and the Machine» (Великобритания).

Резидент нынешнего фестиваля — очень популярный московский Электротеатр «Станиславский» под руководством Бориса Юхананова. На Новой сцене пройдут фактически первые гастроли театра в Петербурге. Электротеатр представит два оперных проекта: оперу для скрипки и ученого «Галилео» (22, 23 сентября) и видеопоказ оперного сериала в пяти эпизодах «Сверлийцы» (25, 26 сентября). Видеопоказы будут сопровождаться встречами с творческой командой спектаклей: режиссером Борисом Юханановым, дирижёром Филиппом Чижевским, художником-постановщиком Степаном Лукьяновым, художником по костюмам Анастасией Нефедовой и композиторами Дмитрием Курляндским, Сергеем Невским, Владимиром Ранневым, Борисом Филановским, Алексеем Сюмаком, Алексеем Сысоевым.

В программе фестиваля — два проекта импресарио Федора Елютина, который привозит в Москву и адаптирует для российского зрителя образцы европейского экспериментального театра. Помимо «Этикета», 22, 23 сентября пройдет интерактивное шоу о деньгах £¥€$ («Ложь»), копродукция с бельгийской театральной компанией Ontroerend Goed. Режиссер — Александр Девриндт. Спектакль £¥€$ получил в 2017 году первый приз на престижном международном театральном фестивале Edinburgh Festival Fringe.

Еще одно новое режиссерское имя на фестивале — Сергей Чехов. Псковский академический театр драмы имени Пушкина привозит его спектакль по повести Андрея Платонов «Река Потудань» (26, 27 сентября). Заключительный день фестиваля 30 сентября будет отдан дружественным петербургским негосударственным театрам, идеологи и участники которых так или иначе связаны с Новой сценой. В программе дня — театр ТРУ Александра Артёмова и Настасьи Хрущевой с двумя спектаклями «Молодость жива» и «Российская А. Азбука», театр post с работами по пьесе Павла Пряжко — Дмитрия Волкострелова «Я свободен» и Всеволода Лисовского «Я свободен. Частично». Завершит день и фестиваль «Планетарная фуга» Инженерного театра АХЕ.
C 25 сентября и до конца фестиваля будет работать аудиовизуальная инсталляция латвийского художника Вольдемарса Йохансонса «Жажда», которую можно увидеть по билету на любой спектакль фестиваля. Кроме того, состоится круглый стол руководителей мультифункциональных площадок при участии Валерия Фокина, Бориса Юхананова, Андрея Могучего (22 сентября), спам-лекция Алексея Платунова (21 сентября), круглый стол «Архитекторы о театральных пространствах» (29 сентября).

12 сентября 2018 // рубрика: Театры / музыка

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.