«Сирано де Бержерак» откроет XII фестиваль «Александринский»

На основной сцене Александринского театра 14, 15 и 16 сентября состоится премьера спектакля главного режиссера театра Николая Рощина «Сирано де Бержерак» по одноименной пьесе Эдмона Ростана. Она же откроет программу XII Международного театрального фестиваля «Александринский».

Александринский театр

Российские зрители, главным образом, помнят эту пьесу по поэтическому переводу Т. Щепкиной-Куперник. Для нового спектакля создана оригинальная версия текста на основе современного подстрочного перевода. «Мне кажется, это важно и говорит о подходе к материалу многое. Стихов нет, большинства самых известных сцен нет, историзма нет, но суть не ушла и даже заострилась. Есть романтика протеста, переходящая в утопию протеста и усталость природы протеста», — рассказал о постановке Николай Рощин.

Николай Рощин

Пьеса «Сирано де Бержерак» ставилась на александринской сцене неоднократно, история последних постановок связана с именем народного артиста СССР, художественного руководителя театра в период с 1975 по 1991 год Игоря Горбачева. К роли Сирано он обращался в начале 1960-х годов, в 1987-м сам поставил спектакль, где вновь сыграл главного героя.

В спектакле Николая Рощина роль Сирано де Бержерака исполнит постоянный соавтор Рощина, автор музыки ко многим его спектаклям — Иван Волков, для которого эта роль станет первой актерской работой на сцене Александринского театра.

Интересно, что премьеру сопровождает просветительская программа — лекции Дмитрия Быкова «Сирано и Чацкий: две русские драмы» (12 сентября), Евгении Тропп «Русская судьба пьесы Ростана «Сирано де Бержерак»» (13 сентября) и Алены Карась «Старинные маски в театре Николая Рощина» (16 сентября).

XII фестиваль «Александринский» пройдет с 14 по 30 сентября, его программа в основном развернется на Новой сцене Александринского театра, 5-летию которой он в этом году посвящен. В 2018 году Международный театральный фестиваль «Александринский» познакомит публику с разными формами актуального театра. В афише фестиваля: театральная прогулка в VR-очках, аутотеатр в кафе, интерактивный спектакль-монополия, перформативная видео-инсталляция, опера для скрипки и ученого и другие образцы современного перформативного искусства.

Когда в 2013 году запускалось новое пространство старейшего драматического театра России, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин так сформулировал его миссию: Новая сцена должна стать местом поиска, эксперимента, приложения сил молодых, начинающих профессионалов театра. Следуя этой установке, XII Международный театральный фестиваль «Александринский» собрал новые для петербуржцев имена, образцы театра на стыке жанров, междисциплинарного искусства.

Например, в проекте «Премьеры молодых режиссеров на Новой сцене» на фестивале будет показан спектакль «Демагог» ученика Римаса Туминаса Хуго Эрикссена по пьесе Кирилла Фокина (26, 27 сентября). Еще одна премьера — образец аутотеатра, спектакль «Этикет», копродукция Новой сцены, импресарио Фёдора Елютина и театральной компании Rotozaza (Великобритания). Спектакль будет демонстрироваться в кафе Новой сцены с 22 по 29 сентября. В билет на «Этикет» входит также посещение VR-перформанса «Когда мы встретимся снова» команды «Me and the Machine» (Великобритания).

Резидент нынешнего фестиваля — очень популярный московский Электротеатр «Станиславский» под руководством Бориса Юхананова. На Новой сцене пройдут фактически первые гастроли театра в Петербурге. Электротеатр представит два оперных проекта: оперу для скрипки и ученого «Галилео» (22, 23 сентября) и видеопоказ оперного сериала в пяти эпизодах «Сверлийцы» (25, 26 сентября). Видеопоказы будут сопровождаться встречами с творческой командой спектаклей: режиссером Борисом Юханановым, дирижёром Филиппом Чижевским, художником-постановщиком Степаном Лукьяновым, художником по костюмам Анастасией Нефедовой и композиторами Дмитрием Курляндским, Сергеем Невским, Владимиром Ранневым, Борисом Филановским, Алексеем Сюмаком, Алексеем Сысоевым.

В программе фестиваля — два проекта импресарио Федора Елютина, который привозит в Москву и адаптирует для российского зрителя образцы европейского экспериментального театра. Помимо «Этикета», 22, 23 сентября пройдет интерактивное шоу о деньгах £¥€$ («Ложь»), копродукция с бельгийской театральной компанией Ontroerend Goed. Режиссер — Александр Девриндт. Спектакль £¥€$ получил в 2017 году первый приз на престижном международном театральном фестивале Edinburgh Festival Fringe.

Еще одно новое режиссерское имя на фестивале — Сергей Чехов. Псковский академический театр драмы имени Пушкина привозит его спектакль по повести Андрея Платонов «Река Потудань» (26, 27 сентября). Заключительный день фестиваля 30 сентября будет отдан дружественным петербургским негосударственным театрам, идеологи и участники которых так или иначе связаны с Новой сценой. В программе дня — театр ТРУ Александра Артёмова и Настасьи Хрущевой с двумя спектаклями «Молодость жива» и «Российская А. Азбука», театр post с работами по пьесе Павла Пряжко — Дмитрия Волкострелова «Я свободен» и Всеволода Лисовского «Я свободен. Частично». Завершит день и фестиваль «Планетарная фуга» Инженерного театра АХЕ.
C 25 сентября и до конца фестиваля будет работать аудиовизуальная инсталляция латвийского художника Вольдемарса Йохансонса «Жажда», которую можно увидеть по билету на любой спектакль фестиваля. Кроме того, состоится круглый стол руководителей мультифункциональных площадок при участии Валерия Фокина, Бориса Юхананова, Андрея Могучего (22 сентября), спам-лекция Алексея Платунова (21 сентября), круглый стол «Архитекторы о театральных пространствах» (29 сентября).

12 сентября 2018 // рубрика: Театры / музыка

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.

Георгий Штиль, фото Анны Глебовой

Георгий Штиль: Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Этот артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль, который дал интервью корреспонденту Росбалта и рассказал, почему Юрский был вынужден покинуть Ленинград.

Премия Прорыв, офф-программа, Гамлет

Офф-программа премии «Прорыв»: Гамлет и Тутанхамон

Офф-программа театральной премии для молодых «Прорыв» приготовила для зрителя открытия, которые будут сделаны 1 и 2 марта 2019 года, накануне вручения самой награды — церемония запланирована на 4 марта. Каждый год премия представляет в Санкт-Петербурге яркие работы постановщиков из других регионов России. В этом году свои спектакли покажут два театра — новосибирский «Старый дом» и Псковский драматический театр.

актриса Надежда Шумилова

Надежда Шумилова: Стараюсь влюбиться в каждую роль

Таких актеров-старожилов, помнящих времена Зиновия Корогодского, в петербургском Театре юных зрителей, осталось двенадцать. Из их числа — актриса Надежда Шумилова, прекрасная, чуткая, восприимчивая, скромная и в то же время отчаянная, рисковая. Эти характеристики можно отнести к ней и как к человеку, и как к артистке. В конце января 2019 года Надежде Александровне исполнилось 65 лет. Корреспондент «Петербургского авангарда» поздравил актрису и побеседовал с ней о сюрпризах и превратностях актерской судьбы.