В Нарвских Триумфальных воротах показывают Искусство войны

В филиале Государственного музея городской скульптуры — Нарвские Триумфальные ворота — открылась выставка Art de la Guerre (Искусство войны: Великая война глазами художников). К 100-летию окончания Первой мировой войны (1914–1918) в выставочном зале Нарвских Триумфальных ворот расположилась экспозиция, показывающая войну глазами художников – корреспондентов разных стран.

Нарвские ворота

Патриотический подъем первых дней, ожидание побед заставляют художников рисовать героические картины, больше похожие на иллюстрации из книг о веке минувшем – пестрят красками мундиров кавалерия, артиллерия и пехота. Реальность уступает место фантазии. Каждое небольшое сражение, разворачивается на журнальных страницах в героическую и великую победу, после которой враг сразу сложит оружие. Но уже в этот парадный лоск вмешивается неброская хаки – перед началом войны пехотинцы некоторых стран одеваются в защитные цвета.

С затягиванием конфликта у многих художников происходит переоценка происходящего: они по-новому вглядываются в лицо войны, чаще посещают поля сражений, где знакомятся с жестоким видением конфликта солдат-окопников. Важную роль в этих переменах сыграло появление дерзких и стремительных конкурентов художников-корреспондентов – военных фотографов. Через камеру те выхватывали шокирующие детали военных действий. Художники последовали веянию времени и перешли от показной героики к реалистичному восприятию войны. Если в начале войны их интересовали массы солдат и поля героических битв, то уже в середине появляются сюжеты, связанные с бытом отдельных бойцов и пейзажи окружающей местности. Поле битвы из места «славной баталии» превращается в место размышлений среди изуродованной природы и разрушенных городов, где слышен вопрос: «Зачем все это?».

На выставке представлены работы десяти военных художников России, Франции, Великобритании, Италии, Германии и Австро-Венгрии. Среди русских авторов выделяются работы художника-баталиста Николая Самокиша, к началу войны известного книжного графика, и художника-корреспондента Ивана Владимирова.

Николай Самокиш, будучи членом Императорской Академии художеств, в годы войны создает «художественный отряд» из учеников батального класса Академии, с которым уезжает на фронт. Иван Владимиров еще до Мировой войны стал известным военным корреспондентом, чьи рисунки с натуры украшали журналы того времени. С началом Первой мировой он уезжает на фронт и создает огромное количество работ, печатавшихся во всех русских и в ряде зарубежных журналов.
Французских художников достойно представляет на выставке Франсуа Фламенг – Первая мировая кардинально изменила его творчество и «подарила» много критиков. Обособленно на выставке выглядит художник, не имевший специального образования. Карикатурист Брюс Бэрнсфатер за годы войны создал работы, показывающих восприятие войны простым британским пехотинцем как трагической случайности, которая не должна мешать жизни.

Основу выставки составляют репродукции и оригиналы журнальных иллюстраций времен Первой Мировой войны, художественные открытки и предметы военного быта.

8 сентября 2018 // рубрика: Музеи / кино

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.