В Музей политической истории возвращена «Казнь заговорщиков в России»

В Музей политической истории России (особняк Кшесинской) вернулась знаменитая картина Василия Верещагина «Казнь заговорщиков в России».

Казнь заговорщиков в России

В Государственный музей Революции (ныне Музей политической истории России) картина поступила в 1921 году из Отдела охраны памятников искусства и старины при Народном комиссариате просвещения. После переезда музея в нынешние здания в 1957 году она экспонировалась в разделе по истории народничества до 1977 года, после чего была отреставрирована и более 40 лет не выставлялась.

В 2017 году полотно было передано Государственной Третьяковской галерее для реставрации и участия в выставке, посвященной 175-летию выдающегося русского живописца. После окончания выставки картина была возвращена в Музей политической истории России, где ее до 31 августа смогут увидеть петербуржцы и гости города.

Картина «Казнь заговорщиков в России» (1884-1885) является частью цикла «Трилогия казней». В него входят еще два монументальных полотна: «Распятие на кресте у римлян» (1887, Бруклинский музей, США) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). Картины цикла, написанные в период путешествий в Сирию и Палестину, отражают отношение художника к смертной казни как к жестокому и бесчеловечному акту убийства.

«Казнь заговорщиков в России» изображает повешение народовольцев, организаторов убийства Александра II. Софья Перовская, Андрей Желябов, Николай Кибальчич, Николай Рысаков и Тимофей Михайлов были казнены 3 апреля 1881 года на Семеновском плацу. По воспоминаниям современников, Верещагин, хотя и не сочувствовал народовольцам из-за их методов ведения борьбы, был возмущен расправой над ними.

Вот как сам Верещагин описывал свою картину: «Перед нашими глазами холодный северный зимний день. Масса народа столпилась на одной из петербургских площадей, протискиваясь к виселице; ее напор сдерживают жандармы верхами… Преступник, окутанный белым саваном, с капюшоном поверх головы, только что был повешен и еще кружится на веревке, а народ стоит в немом изумлении от ужаса перед поучительным зрелищем. Только один грубый голос поднялся из толпы: «Да поделом им!». Но слова эти тотчас были заглушены несколькими женскими голосами: «Разве можно так говорить? Теперь не нам судить его. Пусть его судит Всемогущий Бог!». А в это время снег продолжает падать, из фабрик поднимается к небу дым, работа продолжает идти своим порядком».

Картина впервые экспонировалась на персональной выставке художника в Вене в 1885 году под названием «Повешение». И сама картина, и репродукции с нее были запрещены к ввозу в Российскую Империю. В 1891 году она была продана на аукционе, и, пройдя через несколько рук, куплена проживающим в России французским подданным Левитоном, которому удалось привезти ее в Санкт-Петербург. У Левитона картину отобрала полиция – после Февральской революции газета «Русское слово» поведала читателям об этой секретной операции. В итоге полотно оказалось в Государственном музее Революции (ныне Музей политической истории России).

2 августа 2018 // рубрика: Музеи / кино

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.