В Музей политической истории возвращена «Казнь заговорщиков в России»

В Музей политической истории России (особняк Кшесинской) вернулась знаменитая картина Василия Верещагина «Казнь заговорщиков в России».

Казнь заговорщиков в России

В Государственный музей Революции (ныне Музей политической истории России) картина поступила в 1921 году из Отдела охраны памятников искусства и старины при Народном комиссариате просвещения. После переезда музея в нынешние здания в 1957 году она экспонировалась в разделе по истории народничества до 1977 года, после чего была отреставрирована и более 40 лет не выставлялась.

В 2017 году полотно было передано Государственной Третьяковской галерее для реставрации и участия в выставке, посвященной 175-летию выдающегося русского живописца. После окончания выставки картина была возвращена в Музей политической истории России, где ее до 31 августа смогут увидеть петербуржцы и гости города.

Картина «Казнь заговорщиков в России» (1884-1885) является частью цикла «Трилогия казней». В него входят еще два монументальных полотна: «Распятие на кресте у римлян» (1887, Бруклинский музей, США) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). Картины цикла, написанные в период путешествий в Сирию и Палестину, отражают отношение художника к смертной казни как к жестокому и бесчеловечному акту убийства.

«Казнь заговорщиков в России» изображает повешение народовольцев, организаторов убийства Александра II. Софья Перовская, Андрей Желябов, Николай Кибальчич, Николай Рысаков и Тимофей Михайлов были казнены 3 апреля 1881 года на Семеновском плацу. По воспоминаниям современников, Верещагин, хотя и не сочувствовал народовольцам из-за их методов ведения борьбы, был возмущен расправой над ними.

Вот как сам Верещагин описывал свою картину: «Перед нашими глазами холодный северный зимний день. Масса народа столпилась на одной из петербургских площадей, протискиваясь к виселице; ее напор сдерживают жандармы верхами… Преступник, окутанный белым саваном, с капюшоном поверх головы, только что был повешен и еще кружится на веревке, а народ стоит в немом изумлении от ужаса перед поучительным зрелищем. Только один грубый голос поднялся из толпы: «Да поделом им!». Но слова эти тотчас были заглушены несколькими женскими голосами: «Разве можно так говорить? Теперь не нам судить его. Пусть его судит Всемогущий Бог!». А в это время снег продолжает падать, из фабрик поднимается к небу дым, работа продолжает идти своим порядком».

Картина впервые экспонировалась на персональной выставке художника в Вене в 1885 году под названием «Повешение». И сама картина, и репродукции с нее были запрещены к ввозу в Российскую Империю. В 1891 году она была продана на аукционе, и, пройдя через несколько рук, куплена проживающим в России французским подданным Левитоном, которому удалось привезти ее в Санкт-Петербург. У Левитона картину отобрала полиция – после Февральской революции газета «Русское слово» поведала читателям об этой секретной операции. В итоге полотно оказалось в Государственном музее Революции (ныне Музей политической истории России).

2 августа 2018 // рубрика: Музеи / кино

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.