К 190-летию Чернышевского в Особняке Кшесинской вспомнили «Революционный роман»

К 190-летию известного писателя, критика и идеолога революционного движения Николая Гавриловича Чернышевского в атриуме Музея политической истории России (улица Куйбышева, 2-4) открылась мини-выставка, на которой представлено первое издание его романа «Что делать?». На него можно посмотреть до 24 октября.

Особняк Кшесинской

Произведение было запрещено в России и впервые вышло отдельной книгой в Женеве в 1867 году. Кроме книги, на выставке представлены страницы из первой ученической тетради будущего писателя и разрешение на свидание заключенного Чернышевского с женой.

Чернышевский родился 24 (12) июля 1828 года в Саратове, в семье священника, и до 14 лет получал домашнее образование под руководством отца. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию, а через три года, не закончив ее, − в Петербургский университет. Именно в студенческие годы формируется тот Чернышевский, который вскоре станет известен всей России − убежденный материалист и социалист, автор культового для нескольких поколений революционеров − от народовольцев до большевиков − романа «Что делать?».

Свое знаменитое произведение Чернышевский создал всего за несколько месяцев, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. В июле 1862 года писатель был арестован. Его обвинили в связях с русскими революционерами-эмигрантами и составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон…». Через два года за сочинение «возмутительного воззвания» и «злоумышление к ниспровержению существующего порядка» Чернышевского приговорили к семи годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири. Перед ссылкой он подвергся гражданской казни, которая состоялась на Мытнинской площади в Петербурге.

Повесив на грудь Чернышевского доску с надписью «Государственный преступник», его возвели по ступеням на эшафот. Писателя поставили на колени, палач сломал над его головой шпагу в знак лишения всех прав состояния. В 1889 году, после долгих 27 лет тюрьмы, каторги и ссылки он смог вернуться в Саратов. Чернышевский скончался 29 (17) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. Похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Впервые роман «Что делать?» был опубликован в №3-5 журнала «Современник» за 1863 год. Произведение чудом пропустила цензура, приняв историю о «новых людях» за обычную семейную драму. Вскоре власти опомнились и запретили роман. Крамольные номера журнала были изъяты, но поздно: книга успела произвести эффект разорвавшейся бомбы в общественной жизни России. В течение последующих 40 лет ее распространяли в нелегальных рукописных копиях и читали в зарубежных изданиях.

Отдельной книгой «Что делать?» издали российские эмигранты в Швейцарии в 1867 году. Один из экземпляров первого издания хранится в современном Музее политической истории. Увлеченный идеями французского социалиста-утописта Шарля Фурье, Чернышевский познакомил с ними широкую публику в России. В романе «Что делать?» он описал швейную мастерскую, созданную главной героиней Верой Павловной на принципах коммуны, в которой швеи трудились вместе для взаимной выгоды, а прибыль распределялась между ними поровну. Чернышевский был уверен — новое социальное устройство невозможно без эмансипации женщин.

Эта тема стала в романе «Что делать?» одной из ключевых. Роман начинается со слов: «Посвящается моему другу О. С. Ч.». Это инициалы Ольги Сократовны Чернышевской, жены писателя. «Что делать?» вызвал как бурю восторгов, так и резкую критику со стороны современников. Роман ругали за отсутствие художественных достоинств и тяжеловесный стиль, но это не помешало ему стать одной из самых влиятельных книг в России XIX века.

На экспозиции «Империя на путях модернизации. Россия в XIX – начале XX веков» представлена копия прокламации, которая стала уликой в деле Чернышевского, а также фрагмент его кандалов. Женскому движению в России и деятельности первых российских феминисток посвящена выставка «Женщины и революция».

23 июля 2018 // рубрика: Литература Музеи / кино

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.