К 190-летию Чернышевского в Особняке Кшесинской вспомнили «Революционный роман»

К 190-летию известного писателя, критика и идеолога революционного движения Николая Гавриловича Чернышевского в атриуме Музея политической истории России (улица Куйбышева, 2-4) открылась мини-выставка, на которой представлено первое издание его романа «Что делать?». На него можно посмотреть до 24 октября.

Особняк Кшесинской

Произведение было запрещено в России и впервые вышло отдельной книгой в Женеве в 1867 году. Кроме книги, на выставке представлены страницы из первой ученической тетради будущего писателя и разрешение на свидание заключенного Чернышевского с женой.

Чернышевский родился 24 (12) июля 1828 года в Саратове, в семье священника, и до 14 лет получал домашнее образование под руководством отца. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию, а через три года, не закончив ее, − в Петербургский университет. Именно в студенческие годы формируется тот Чернышевский, который вскоре станет известен всей России − убежденный материалист и социалист, автор культового для нескольких поколений революционеров − от народовольцев до большевиков − романа «Что делать?».

Свое знаменитое произведение Чернышевский создал всего за несколько месяцев, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. В июле 1862 года писатель был арестован. Его обвинили в связях с русскими революционерами-эмигрантами и составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон…». Через два года за сочинение «возмутительного воззвания» и «злоумышление к ниспровержению существующего порядка» Чернышевского приговорили к семи годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири. Перед ссылкой он подвергся гражданской казни, которая состоялась на Мытнинской площади в Петербурге.

Повесив на грудь Чернышевского доску с надписью «Государственный преступник», его возвели по ступеням на эшафот. Писателя поставили на колени, палач сломал над его головой шпагу в знак лишения всех прав состояния. В 1889 году, после долгих 27 лет тюрьмы, каторги и ссылки он смог вернуться в Саратов. Чернышевский скончался 29 (17) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. Похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Впервые роман «Что делать?» был опубликован в №3-5 журнала «Современник» за 1863 год. Произведение чудом пропустила цензура, приняв историю о «новых людях» за обычную семейную драму. Вскоре власти опомнились и запретили роман. Крамольные номера журнала были изъяты, но поздно: книга успела произвести эффект разорвавшейся бомбы в общественной жизни России. В течение последующих 40 лет ее распространяли в нелегальных рукописных копиях и читали в зарубежных изданиях.

Отдельной книгой «Что делать?» издали российские эмигранты в Швейцарии в 1867 году. Один из экземпляров первого издания хранится в современном Музее политической истории. Увлеченный идеями французского социалиста-утописта Шарля Фурье, Чернышевский познакомил с ними широкую публику в России. В романе «Что делать?» он описал швейную мастерскую, созданную главной героиней Верой Павловной на принципах коммуны, в которой швеи трудились вместе для взаимной выгоды, а прибыль распределялась между ними поровну. Чернышевский был уверен — новое социальное устройство невозможно без эмансипации женщин.

Эта тема стала в романе «Что делать?» одной из ключевых. Роман начинается со слов: «Посвящается моему другу О. С. Ч.». Это инициалы Ольги Сократовны Чернышевской, жены писателя. «Что делать?» вызвал как бурю восторгов, так и резкую критику со стороны современников. Роман ругали за отсутствие художественных достоинств и тяжеловесный стиль, но это не помешало ему стать одной из самых влиятельных книг в России XIX века.

На экспозиции «Империя на путях модернизации. Россия в XIX – начале XX веков» представлена копия прокламации, которая стала уликой в деле Чернышевского, а также фрагмент его кандалов. Женскому движению в России и деятельности первых российских феминисток посвящена выставка «Женщины и революция».

23 июля 2018 // рубрика: Литература Музеи / кино

В Петербурге покажут фильм о хореографе Мерсе Каннингеме

Режиссер Илья Мощицкий поставит спектакль во время спектакля

Пианистка Полина Фрадкина расскажет на Квартирнике, как гармонизироваться Моцартом

Психолог Мая Килошенко раскроет на Квартирнике то, что скрывается за модой

Писательница Надежда Кузнецова прочитает в Росбалте семейную переписку

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике о поисках настоящего царя

Дмитрий Губин на Квартирнике в Росбалте расскажет об эволюции денег

«Порядок слов» в честь десятилетия откроет видеосалон и проведет кассетную дискотеку

Стилист Надежда Корнева расскажет на Квартирнике, как правильно сочетать цвета в одежде

В арт-пространстве mArs пройдет персональная выставка Арона Зинштейна

Историк Даниил Коцюбинский расскажет об удивительных парадоксах Александра I и Павла I

Художник Игорь Шаймарданов расскажет про сказки и волшебство

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.