К 190-летию Чернышевского в Особняке Кшесинской вспомнили «Революционный роман»

К 190-летию известного писателя, критика и идеолога революционного движения Николая Гавриловича Чернышевского в атриуме Музея политической истории России (улица Куйбышева, 2-4) открылась мини-выставка, на которой представлено первое издание его романа «Что делать?». На него можно посмотреть до 24 октября.

Особняк Кшесинской

Произведение было запрещено в России и впервые вышло отдельной книгой в Женеве в 1867 году. Кроме книги, на выставке представлены страницы из первой ученической тетради будущего писателя и разрешение на свидание заключенного Чернышевского с женой.

Чернышевский родился 24 (12) июля 1828 года в Саратове, в семье священника, и до 14 лет получал домашнее образование под руководством отца. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию, а через три года, не закончив ее, − в Петербургский университет. Именно в студенческие годы формируется тот Чернышевский, который вскоре станет известен всей России − убежденный материалист и социалист, автор культового для нескольких поколений революционеров − от народовольцев до большевиков − романа «Что делать?».

Свое знаменитое произведение Чернышевский создал всего за несколько месяцев, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. В июле 1862 года писатель был арестован. Его обвинили в связях с русскими революционерами-эмигрантами и составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон…». Через два года за сочинение «возмутительного воззвания» и «злоумышление к ниспровержению существующего порядка» Чернышевского приговорили к семи годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири. Перед ссылкой он подвергся гражданской казни, которая состоялась на Мытнинской площади в Петербурге.

Повесив на грудь Чернышевского доску с надписью «Государственный преступник», его возвели по ступеням на эшафот. Писателя поставили на колени, палач сломал над его головой шпагу в знак лишения всех прав состояния. В 1889 году, после долгих 27 лет тюрьмы, каторги и ссылки он смог вернуться в Саратов. Чернышевский скончался 29 (17) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. Похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Впервые роман «Что делать?» был опубликован в №3-5 журнала «Современник» за 1863 год. Произведение чудом пропустила цензура, приняв историю о «новых людях» за обычную семейную драму. Вскоре власти опомнились и запретили роман. Крамольные номера журнала были изъяты, но поздно: книга успела произвести эффект разорвавшейся бомбы в общественной жизни России. В течение последующих 40 лет ее распространяли в нелегальных рукописных копиях и читали в зарубежных изданиях.

Отдельной книгой «Что делать?» издали российские эмигранты в Швейцарии в 1867 году. Один из экземпляров первого издания хранится в современном Музее политической истории. Увлеченный идеями французского социалиста-утописта Шарля Фурье, Чернышевский познакомил с ними широкую публику в России. В романе «Что делать?» он описал швейную мастерскую, созданную главной героиней Верой Павловной на принципах коммуны, в которой швеи трудились вместе для взаимной выгоды, а прибыль распределялась между ними поровну. Чернышевский был уверен — новое социальное устройство невозможно без эмансипации женщин.

Эта тема стала в романе «Что делать?» одной из ключевых. Роман начинается со слов: «Посвящается моему другу О. С. Ч.». Это инициалы Ольги Сократовны Чернышевской, жены писателя. «Что делать?» вызвал как бурю восторгов, так и резкую критику со стороны современников. Роман ругали за отсутствие художественных достоинств и тяжеловесный стиль, но это не помешало ему стать одной из самых влиятельных книг в России XIX века.

На экспозиции «Империя на путях модернизации. Россия в XIX – начале XX веков» представлена копия прокламации, которая стала уликой в деле Чернышевского, а также фрагмент его кандалов. Женскому движению в России и деятельности первых российских феминисток посвящена выставка «Женщины и революция».

23 июля 2018 // рубрика: Литература Музеи / кино

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.