Сегодня в Концертном зале Мариинского — мировая премьера «Затмения»

Сегодня, 28 июня (20:00), в Концертном зале Мариинского театра (улица Писарева, 20) состоится мировая премьера оперы «Затмение» современного композитора Александра Раскатова. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – дирижер Валерий Гергиев.

Концертный зал Мариинского театра

Партии готовят: Лариса Юдина, Пелагея Куренная, Екатерина Сергеева, Марина Марескина, Дмитрий Колеушко, Станислав Леонтьев, Александр Михайлов, Артем Мелихов, Сергей Романов, Илья Банник, Геннадий Беззубенков, Юрий Власов, Олег Сычев, Владимир Феляуэр, Павел Шмулевич.

«Основа оперы – драма. Персонажи часто поют в экстремальных, крайних регистрах. Это позволяет создать наибольшее драматическое напряжение. Когда Императрица поет в высочайшем регистре слова «последним судьей выбирайте зверя» – это жуткая фраза, и спеть ее нейтрально невозможно, потому я позволил себе такие вольности. Я пытаюсь подчеркнуть конкретность музыкальной ситуации, определенный аффект, и ничего головоломного, лишь бы создать трудности, не пишу. Не хочу сказать, что избегаю среднего регистра, но экстремальность играет на руку музыкальной драме. В этом смысле в опере нет “вторых ролей”», — рассказал Александр Раскатов.

Опера «Затмение», о событиях времен восстания декабристов, написана по заказу Кристофера Муравьева-Апостола и посвящена семье Муравьевых-Апостолов и Валерию Гергиеву. По словам композитора, работа над либретто заняла почти год. Действие начинается в Париже, а заканчивается в месте ссылки декабристов.

Александр Раскатов не опирался на какой-либо единый источник, но использовал тексты писем, дневников, воспоминаний современников, русскую и французскую литературу – тексты Велимира Хлебникова, фрагменты из романов «Идиот» и «Братья Карамазовы», повести «Записки из мертвого дома» Федора Достоевского, стихи Александра Пушкина и Евгения Баратынского, фрагменты из сочинений Александра Дюма и других французских авторов – на языке оригинала.

28 июня 2018 // рубрика: Театры / музыка

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).