Даниил Коцюбинский на «Квартирнике» в Росбалте рассказал об исторической памяти

В пятницу, 22 июня (19:00), в пресс-центре «Росбалта» (Лиговский проспект, 92Г, второй этаж) прошла встреча проекта «Квартирник» с участием историка Даниила Коцюбинского. Он провел беседу на тему: «Какой должна быть память о прошлом страны?».

Даниил Коцюбинский

По представлению многих людей, свое прошлое необходимо помнить, чтобы обладать опытом, взяв все хорошее на вооружение и отказавшись от всего плохого. Однако память человечества и отдельных его представителей несовершенна, рассказал Даниил Коцюбинский.

Он представил разные точки зрения на историческую память и ее структуру. В частности, она может представлять собой знания о минувших эпохах, в котором пытаются разобраться историки. При этом история — наука не имеющая в своем арсенале таких инструментов, как эксперимент и наблюдение. Поэтому работа историка, как правило, интуитивна.

По мнению Даниила Коцюбинского, память о прошлом в первую очередь должна быть связана с тем, что и общество, и отдельные индивиды должны знать, кто они, откуда и куда идут. Память общества представляет собой сложную структуру, в которой можно выделить два важных раздела: память социальную — это то, что помнят и знают живущие люди в рамках нескольких поколений, а также память историческую — та, которую поддерживают различные общественные институции и государство. Последняя также служит пищей для культуры: книги, картины, поговорки или народные предания.

В конечном итоге, как выразился Даниил Коцюбинский, «вредоносный инстинкт истины живет в человеке». Он требует правдивый миф о прошлом: человек хочет представлять себе, как все происходило раньше на самом деле. «Ответ на вопрос, как помнить о своем прошлом, по моему мнению, зависит от самого индивида», — резюмировал историк.

Как сообщалось, Даниил Коцюбинский — российский журналист, блогер, кандидат исторических наук. Известен по работе в газетах «Смена», «Час пик», «КомарЪ», «Петербургская линия», периодических изданиях «Дело», «Эксперт — Северо-Запад».

Он автор более 60 книг и научных работ. В настоящее время преподает на Кафедре проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук Факультета свободных искусств и наук СПбГУ.

Расписание и видео «Квартирников» публикуются здесь. Стоимость билета составляет 200 рублей, студентам и пенсионерам — скидки. Справки по телефону 677 69 60.

23 июня 2018 // рубрика: Литература Стиль жизни

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).