В Центре Курехина состоится выставка «В садах Тимура», посвященная 60-летию Тимура Новикова

С 16 июня по 14 октября в Центре современного искусства имени Сергея Курехина будет проходить выставка «В садах Тимура», приуроченная к 60-летию Тимура Новикова. Это — дань памяти о выдающемся художнике и культурном деятеле, воспоминание о времени кардинальных перемен, свершившихся в художественной среде страны, и о дружбе между художником и музыкантом, определившими лицо своей эпохи.

Тимур Новиков

24 сентября 2018 года Тимуру Петровичу Новикову исполнилось бы 60 лет. А выставка откроется в день рождения Сергея Курехина. Они не только дружили, но и творили совместно. Тимур Новиков постоянно участвовал в перформансах оркестра «Популярная механика», выходя на сцену, например, с надувным драконом, играл на музыкальных инструментах, расписывал занавес для представлений, создал знаменитый, увы, ныне утраченный портрет Курехина, украшавший «Поп-механику».

Более того — Новиков изобрел, следуя завету почитаемого им Джона Кейджа, музыкальные инструменты, типа «Длинной струны» и «Утюгона», и даже исполнял произведение для 12 радиоприемников, настроенных на разные волны. Вместе со своими друзьями Сергеем Курехиным и Сергеем Бугаевым Африкой художник участвовал в единственном в России перформансе Джона Кейджа «Водная симфония» в 1988 году.

В коллекции будущего Музея современного искусства имени Курехина находится фрагмент занавеса «Поп-механики», расписанного Тимуром Новиковым вместе с группой «Новые художники» и подаренного музею семьей мастера, а также произведение, переданное в дар коллекционером Носкиным, и многочисленные фотографии Новикова, снятые во время выступлений «Поп-механики».

Кроме того, в коллекции Музея имени Курехина находится редчайшая видеозапись Джоанны Стингрей, которой удалось запечатлеть первый неофициальный праздник города, организованный в 1986 году «Новыми художниками». В нем участвовали Тимур Новиков и Сергей Курехин, а видео подарил музею Александр Липницкий.

На выставке представлены два основных этапа в творчестве Тимура Новикова – период «Новых художников» и время неоакадемизма. Художник совершил две революции в искусстве, утвердив новую эстетику, наследницу авангарда в 1980-х, а затем воспев классику и красоту в 1990-х. Он был романтиком, который с увлечением рассказывал о революционных методах русских футуристов, а затем воспевал «тайный культ» красоты.

В 1982 году Тимур Новиков вместе с Иваном Сотниковым создал группу «Новые художники», которые заявили о продолжении авангардных традиций. С 1981 по 1987 год в мастерской Тимура Новикова на Литейном проспекте действовала галерея «АССА». Своеобразный итог этому движению подвел кинофильм Сергея Соловьева «АССА» (1987), оформленный Тимуром Новиковым, в котором главную роль самого себя сыграл художник Сергей Бугаев Африка. Этот фильм оказался настолько важным для «перестроечного» поколения, что его часто называли «поколением «АССА».

В 1988 году Тимур Новиков создал новое движение — неоакадемизм. Основанная им в 1990 году Новая Академия изящных искусств провозгласила своей задачей возрождение классических традиций, которые, согласно ее основателю, были утрачены не только художниками-авангардистами, но и официальной Академией художеств.

Последнее десятилетие своей жизни Тимур Новиков посвятил именно неоакадемизму. Произведения для экспозиции предоставили ближайшие друзья и родственники художника. В частности, на выставке представлено последнее созданное художником творение «Людвиг II Баварский», которое воплощает идеалы неоакадемизма, из коллекции семьи живописца.

Название выставки «В садах Тимура» с одной стороны отсылает к серии работ Новикова «Счастье в садах», с другой стороны — метафора, говорящая о той роли, которую художник сыграл в истории современного искусства, изобретя свою собственную семантическую перспективу и создав два ведущих направления в искусстве.

14 июня 2018 // рубрика: Музеи / кино

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.