В Центре Курехина состоится выставка «В садах Тимура», посвященная 60-летию Тимура Новикова

С 16 июня по 14 октября в Центре современного искусства имени Сергея Курехина будет проходить выставка «В садах Тимура», приуроченная к 60-летию Тимура Новикова. Это — дань памяти о выдающемся художнике и культурном деятеле, воспоминание о времени кардинальных перемен, свершившихся в художественной среде страны, и о дружбе между художником и музыкантом, определившими лицо своей эпохи.

Тимур Новиков

24 сентября 2018 года Тимуру Петровичу Новикову исполнилось бы 60 лет. А выставка откроется в день рождения Сергея Курехина. Они не только дружили, но и творили совместно. Тимур Новиков постоянно участвовал в перформансах оркестра «Популярная механика», выходя на сцену, например, с надувным драконом, играл на музыкальных инструментах, расписывал занавес для представлений, создал знаменитый, увы, ныне утраченный портрет Курехина, украшавший «Поп-механику».

Более того — Новиков изобрел, следуя завету почитаемого им Джона Кейджа, музыкальные инструменты, типа «Длинной струны» и «Утюгона», и даже исполнял произведение для 12 радиоприемников, настроенных на разные волны. Вместе со своими друзьями Сергеем Курехиным и Сергеем Бугаевым Африкой художник участвовал в единственном в России перформансе Джона Кейджа «Водная симфония» в 1988 году.

В коллекции будущего Музея современного искусства имени Курехина находится фрагмент занавеса «Поп-механики», расписанного Тимуром Новиковым вместе с группой «Новые художники» и подаренного музею семьей мастера, а также произведение, переданное в дар коллекционером Носкиным, и многочисленные фотографии Новикова, снятые во время выступлений «Поп-механики».

Кроме того, в коллекции Музея имени Курехина находится редчайшая видеозапись Джоанны Стингрей, которой удалось запечатлеть первый неофициальный праздник города, организованный в 1986 году «Новыми художниками». В нем участвовали Тимур Новиков и Сергей Курехин, а видео подарил музею Александр Липницкий.

На выставке представлены два основных этапа в творчестве Тимура Новикова – период «Новых художников» и время неоакадемизма. Художник совершил две революции в искусстве, утвердив новую эстетику, наследницу авангарда в 1980-х, а затем воспев классику и красоту в 1990-х. Он был романтиком, который с увлечением рассказывал о революционных методах русских футуристов, а затем воспевал «тайный культ» красоты.

В 1982 году Тимур Новиков вместе с Иваном Сотниковым создал группу «Новые художники», которые заявили о продолжении авангардных традиций. С 1981 по 1987 год в мастерской Тимура Новикова на Литейном проспекте действовала галерея «АССА». Своеобразный итог этому движению подвел кинофильм Сергея Соловьева «АССА» (1987), оформленный Тимуром Новиковым, в котором главную роль самого себя сыграл художник Сергей Бугаев Африка. Этот фильм оказался настолько важным для «перестроечного» поколения, что его часто называли «поколением «АССА».

В 1988 году Тимур Новиков создал новое движение — неоакадемизм. Основанная им в 1990 году Новая Академия изящных искусств провозгласила своей задачей возрождение классических традиций, которые, согласно ее основателю, были утрачены не только художниками-авангардистами, но и официальной Академией художеств.

Последнее десятилетие своей жизни Тимур Новиков посвятил именно неоакадемизму. Произведения для экспозиции предоставили ближайшие друзья и родственники художника. В частности, на выставке представлено последнее созданное художником творение «Людвиг II Баварский», которое воплощает идеалы неоакадемизма, из коллекции семьи живописца.

Название выставки «В садах Тимура» с одной стороны отсылает к серии работ Новикова «Счастье в садах», с другой стороны — метафора, говорящая о той роли, которую художник сыграл в истории современного искусства, изобретя свою собственную семантическую перспективу и создав два ведущих направления в искусстве.

14 июня 2018 // рубрика: Музеи / кино

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.