Выставка «Дети в Великой войне» открыта в Ратной палате до 25 сентября

В музее «Россия в Великой войне» в Ратной палате (Царское Село) до 25 сентября открыта выставка «Дети в Великой войне». На ней представлены игрушки, фотографии, открытки, оружие из коллекции музея-заповедника «Царское Село», Международного комитета Красного Креста и Государственного исторического музея. Выставка рассказывает о том, как переживали тяготы военной жизни, чем увлекались, о чем мечтали дети во время Первой мировой войны.

выставка «Дети в Великой войне»

«Выставка «Дети в Великой войне» дает возможность увидеть, как отразилась Первая мировая война на жизни детей начала XX века. Вслед за маленьким ребенком мы проходим путь от детской, где были оставлены игрушки, до фронта и тыла, где ребята воевали и трудились на благо своей отчизны, чтобы еще раз убедиться – детство не должно знать войн», – рассказала куратор выставки Екатерина Швиглева.

В начале войны патриотические настроения охватили всю Россию, это коснулось и детей. Корней Чуковский писал в 1915 году: «Все многомиллионное детское царство в Европе и Азии захвачено ныне войной».

выставка «Дети в Великой войне»

Индустрия производства игрушек всегда шла в ногу со временем. С появлением железной дороги с середины XIX века в ассортимент производимых игрушек входят игры с железной дорогой, а с началом Великой войны на куклах-мальчиках появляется военная форма, куклы-девочки получают форму сестер милосердия, выпускаются настольные игры и головоломки с сюжетами на военную тему.

Участие детей в войнах, детский героизм – не такое редкое явление. Известны случаи подвигов детей во время обороны Севастополя 1854-1855 годов, Русско-японской войны 1904-1905 годов, и, конечно, Великой Отечественной войны. В годы Первой мировой войны многие дети тоже бежали на фронт, чтобы защищать свою страну.

выставка «Дети в Великой войне»

История сохранила имена детей-героев тех лет и их подвиги. Николай Добронравов (15 лет) награжден Георгиевским крестом четвертой степени за разведку на Восточном фронте у реки Сан (юго-восток Польши). Иван Казаков (15 лет)награжден Георгиевским крестом второй, третьей и четвертой степени: отбил пулемет у немцев, спас прапорщика; участвовал в боях в Восточной Пруссии. Во время удачной разведки обнаружил германскую батарею, которая была целиком взята нашим отрядом. Василий Наумов (12 лет) был дважды ранен, награжден двумя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью и произведен в старшие унтер-офицеры. Василий Устинов (16 лет) получил Георгиевский крест четвертой степени и Георгиевскую медаль за то, что разрезал неприятельские проволочные заграждения и с тремя товарищами уничтожил немецкий разъезд в 12 человек.

выставка «Дети в Великой войне»

Подобными заметками о героизме детей пестрела пресса того времени. В числе детей-героев были и Родион Малиновский, будущий маршал Советского Союза, будущий писатель и сценарист Всеволод Вишневский и кинорежиссер Иван Пырьев.

Но далеко не все дети, бежавшие на фронт, успевали стать героями. Многие из них погибали, и память о них хранили лишь родные. Одним из таких неизвестных имен до недавнего времени был 16-летний участник Первой мировой войны Александр Шишкин. Он родился в 1900 году и в раннем возрасте был отдан в солдатскую школу Лейб-гвардии Семеновского полка. В знак окончания школы он получил наградные часы фирмы Ф. Винтеръ, на внутренней крышке которых была гравированная надпись «Александру Шишкину 9 апреля 1916 г. Воспитаннику Школы Солд. дет. зап. бат. Л. Гв. Семеновского полка». После окончания школы Александр самовольно ушел на фронт и в одном из первых боев погиб. Часы и три его фотографии родные хранили все это время и в 2017 году передали в дар музею-заповеднику «Царское Село».

выставка «Дети в Великой войне»

На оказание детям помощи во время Первой мировой войны и после ее окончания была направлена гуманитарная деятельность Международного комитета Красного Креста (МККК), Российского Красного Креста и других национальных обществ Красного Креста. Создавались приюты для осиротевших и беспризорных детей, а также для детей сражающихся воинов. Различные благотворительные общества собирали пожертвования, создавали бесплатные столовые, старались наладить быт детей и привнести в их жизнь хоть немного радости.

Уникальные фотографии из архива МККК свидетельствуют о тяжелейших условиях, в которых оказались дети в годы Первой мировой войны и сразу после ее окончания. Значительная часть снимков была сделана в лагере Хольцминден (Германия) для интернированных гражданских лиц, где находилось около 10 тысяч заключенных, в том числе женщин и детей.

Ратная палата

Значительную коллекцию детских рисунков собрал ученый, исследователь народного творчества Василий Воронов (1887-1940). Он начал собирать ее в начале Великой войны. В ней преобладают работы детей в возрасте от 7 до 13 лет. Все они выполнены мальчиками, учащимися младших классов; создание рисунков было частью домашних заданий. Уже в годы войны эти рисунки несколько раз экспонировались на различных выставках. Сейчас они хранятся в Государственном историческом музее (Москва).

10 июня 2018 // рубрика: Музеи / кино

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.