Открылась заключительная часть выставки «Царское Село. 1917. Накануне»

Последняя заключительная часть выставки под названием «Царское Село. Музейный формат. 1918-2018» посвящена столетней истории существования бывшей императорской резиденции как музея с июня 1918 года до наших дней. Выставка расскажет об основных этапах и переломных «эпохах» в истории музея, потерях и находках, распродажах и обретениях, гибели памятников и их возрождении.

Царское Село

В 2017 году музей-заповедник «Царское Село» стал лауреатом конкурса «Музейный Олимп-2017» в номинации «Выставка года». Жюри высоко оценило и отметило статуэткой Мнемозины выставку «Царское Село. 1917. Накануне».

На заключительной части экспозиции представлены уникальные фотографии 1920-1930-х годов, архивные документы (книга записи первых посетителей, дневник немецкого офицера), а также мемориальные предметы из исторической коллекции, проданные в 1930-х годах и возвращенные в музей в последнее время.

Царское Село

До сих пор музей слышит «отголоски» войны и потерь – предметы, утраченные во время распродаж 1930-х и в период оккупации, возвращаются в музейные коллекции. Так, в 2014 году супруги Хармзен из Мюнхена передали в музей редчайшие предметы, похищенные в годы Великой Отечественной войны. Среди них – икона, принадлежавшая фрейлине императрицы Александры Федоровны — Анастасии Гендриковой. На тыльной стороне иконы инвентарные музейные номера и запись о владелице.

В 2015 году Музей-заповедник «Царское Село» приобрел на американском аукционе Jackson’s auction ценный мемориальный предмет: молитвенник цесаревича Алексея – сына последнего российского императора Николая II. На книге сохранилась отметка, которая свидетельствует о том, что молитвенник находился в классной комнате наследника в Александровском дворце: «Александр. / дворец / Пол. насл-ка / Классная / № 747».

Царское Село

На зарубежных аукционах музей приобрел туфельки великой княжны Анастасии и кокошник ее старшей сестры Ольги, подаренный монахинями Староторжского монастыря в Галиче в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых. Эти вещи, проданные из музея в 1930-х годах, вновь в музейном собрании и их можно увидеть на выставке.

Напомним, что в 2018-м бывшие пригородные императорские резиденции, а ныне музеи-заповедники «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Cело» отмечают 100-летие музейной жизни. Так, 9 июня 1918 года как музей открылся для посетителей Екатерининский дворец, 23 июня – парадные залы Александровского дворца и одновременно павильоны «Эрмитаж», «Адмиралтейство», «Концертный зал», «Арсенал» и другие. Таким образом, бывшая императорская резиденция стала музеем.

Царское Село

6 июня 2018 // рубрика: Музеи / кино

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.