Сегодня исполнилось 15 лет воссозданной Янтарной комнате в Царском Селе

Ровно 15 лет назад – 31 мая 2003 года – открылась воссозданная Янтарная комната. Жемчужина царскосельской императорской резиденции распахнула двери для первых посетителей в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. За эти годы «восьмое чудо света» увидели около 18 млн человек.

Янтарная комната

Восстановительные работы в Янтарной комнате длились более 20 лет. Завершить их к юбилею Санкт-Петербурга помогла финансовая помощь немецкой компании «Рургаз», которая в 1999 году выделила на эти цели $3,5 млн. Работы вели специалисты Царскосельской янтарной мастерской.

Янтарная комната

На протяжении пятнадцати лет «восьмое чудо света» продолжает оставаться самым желанным объектом посетителей музея-заповедника и главной целью каждого, кто переступает порог Екатерининского дворца.

Янтарная комната

В 1717 году Петр I получил в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I «зело изрядный презент» – Янтарный кабинет. Этот шедевр – единственное в мире столь масштабное произведение из янтаря – находился в Зимнем дворце. По воле императрицы Елизаветы Петровны, занимавшейся обустройством летней резиденции, «диковину» доставили в Большой Царскосельский (ныне Екатерининский) дворец и украсили флорентийскими мозаиками из разноцветных камней. К концу 1750-х годов XVIII века эти работы были завершены.

Янтарная комната

При Екатерине II интерьер обрел завершенный исторический облик. Тогда деревянные детали заменили янтарными панелями, над одной из дверей смонтировали десюдепорт (декоративную панель) из янтаря, выполнили янтарный столик-консоль. В 1771 году впервые Янтарная комната предстала во всем блеске и великолепии, освещенная 565 свечами, установленными в бронзовых и деревянных бра, их пламя отражали 24 зеркальные пилястры и два огромных зеркала, помещенных в простенках между окнами. Здесь проводили торжественные приемы, отмечали «домашние» праздники, принимали «чужестранных послов», устраивали концерты. Содержать «янтарное чудо» было сложно – весь период бытования Янтарной комнаты в Большом Царскосельском дворце был наполнен заботами о ремонтах и поддержании в порядке драгоценных панно.

Янтарная комната

Трагическая страница в истории уникального интерьера связана с фашистской оккупацией в годы Великой Отечественной войны. Хрупкий декор янтарных панелей еще до войны нуждался в реставрации, поэтому «янтарный шедевр» не удалось эвакуировать. В октябре 1941 года дворец оказался почти пустым. Снятые со стен, тщательно упакованные в ящики панели Янтарной комнаты вместе с другими произведениями искусства нацисты отправили в Кенигсберг. В ноябре 1941 года Альфред Роде, хранитель кенигсбергского собрания изделий из янтаря, сообщил местной прессе о передаче Управлением государственных замков и парков Янтарной комнаты, она была «встроена» в Кенигсбергский замок.

Янтарная комната

После вступления в 1944 году советских войск в Восточную Пруссию янтарные панели демонтировали и складировали в подвалах замка, затем их вывезли из зоны боевых действий. Все последующие почти 70 лет, вплоть до сегодняшнего дня, судьба подлинной Янтарной комнаты остается загадкой.

В 1979 году Совет министров РСФСР принял постановление о воссоздании утраченного шедевра. Так было положено начало едва ли не самому дерзкому в реставрационной практике эксперименту. В распоряжении реставраторов имелись лишь черно-белая фотофиксация янтарных панно, один довоенный цветной слайд, одна акварель художника Грехнева, запечатлевшая деталь с монограммой прусского короля, и около 50 мелких кусочков янтарного декора.

Янтарная комната

Найденная в 1997 году в Германии подлинная флорентийская мозаика «Осязание и обаяние» подтвердила уникальность метода воссоздания мозаик современными художниками Царскосельской янтарной мастерской.

Сложный и долгий способ научной реконструкции, избранный реставраторами, позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик Янтарной комнаты. В результате в России появилась уникальная школа реставраторов, возродившая утраченные ремесла и технологии XVII-XVIII веков: художественной обработки янтаря и флорентийской мозаики.
В XXI веке воссозданное «янтарное чудо» в Екатерининском дворце музея-заповедника «Царское Село» восхищает посетителей и гостей так же, как в разные периоды восхищал подлинный интерьер.

Янтарная комната

«Своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец и которую я видел своими глазами. Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдется – такой шедевр не может пропасть бесследно. И тогда станет ясно, что наши мастера создали такое же уникальное произведение декоративного искусства», — уверен автор проекта реставрации Янтарной комнаты Александр Кедринский.

Янтарная комната

31 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.