Сегодня исполнилось 15 лет воссозданной Янтарной комнате в Царском Селе

Ровно 15 лет назад – 31 мая 2003 года – открылась воссозданная Янтарная комната. Жемчужина царскосельской императорской резиденции распахнула двери для первых посетителей в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. За эти годы «восьмое чудо света» увидели около 18 млн человек.

Янтарная комната

Восстановительные работы в Янтарной комнате длились более 20 лет. Завершить их к юбилею Санкт-Петербурга помогла финансовая помощь немецкой компании «Рургаз», которая в 1999 году выделила на эти цели $3,5 млн. Работы вели специалисты Царскосельской янтарной мастерской.

Янтарная комната

На протяжении пятнадцати лет «восьмое чудо света» продолжает оставаться самым желанным объектом посетителей музея-заповедника и главной целью каждого, кто переступает порог Екатерининского дворца.

Янтарная комната

В 1717 году Петр I получил в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I «зело изрядный презент» – Янтарный кабинет. Этот шедевр – единственное в мире столь масштабное произведение из янтаря – находился в Зимнем дворце. По воле императрицы Елизаветы Петровны, занимавшейся обустройством летней резиденции, «диковину» доставили в Большой Царскосельский (ныне Екатерининский) дворец и украсили флорентийскими мозаиками из разноцветных камней. К концу 1750-х годов XVIII века эти работы были завершены.

Янтарная комната

При Екатерине II интерьер обрел завершенный исторический облик. Тогда деревянные детали заменили янтарными панелями, над одной из дверей смонтировали десюдепорт (декоративную панель) из янтаря, выполнили янтарный столик-консоль. В 1771 году впервые Янтарная комната предстала во всем блеске и великолепии, освещенная 565 свечами, установленными в бронзовых и деревянных бра, их пламя отражали 24 зеркальные пилястры и два огромных зеркала, помещенных в простенках между окнами. Здесь проводили торжественные приемы, отмечали «домашние» праздники, принимали «чужестранных послов», устраивали концерты. Содержать «янтарное чудо» было сложно – весь период бытования Янтарной комнаты в Большом Царскосельском дворце был наполнен заботами о ремонтах и поддержании в порядке драгоценных панно.

Янтарная комната

Трагическая страница в истории уникального интерьера связана с фашистской оккупацией в годы Великой Отечественной войны. Хрупкий декор янтарных панелей еще до войны нуждался в реставрации, поэтому «янтарный шедевр» не удалось эвакуировать. В октябре 1941 года дворец оказался почти пустым. Снятые со стен, тщательно упакованные в ящики панели Янтарной комнаты вместе с другими произведениями искусства нацисты отправили в Кенигсберг. В ноябре 1941 года Альфред Роде, хранитель кенигсбергского собрания изделий из янтаря, сообщил местной прессе о передаче Управлением государственных замков и парков Янтарной комнаты, она была «встроена» в Кенигсбергский замок.

Янтарная комната

После вступления в 1944 году советских войск в Восточную Пруссию янтарные панели демонтировали и складировали в подвалах замка, затем их вывезли из зоны боевых действий. Все последующие почти 70 лет, вплоть до сегодняшнего дня, судьба подлинной Янтарной комнаты остается загадкой.

В 1979 году Совет министров РСФСР принял постановление о воссоздании утраченного шедевра. Так было положено начало едва ли не самому дерзкому в реставрационной практике эксперименту. В распоряжении реставраторов имелись лишь черно-белая фотофиксация янтарных панно, один довоенный цветной слайд, одна акварель художника Грехнева, запечатлевшая деталь с монограммой прусского короля, и около 50 мелких кусочков янтарного декора.

Янтарная комната

Найденная в 1997 году в Германии подлинная флорентийская мозаика «Осязание и обаяние» подтвердила уникальность метода воссоздания мозаик современными художниками Царскосельской янтарной мастерской.

Сложный и долгий способ научной реконструкции, избранный реставраторами, позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик Янтарной комнаты. В результате в России появилась уникальная школа реставраторов, возродившая утраченные ремесла и технологии XVII-XVIII веков: художественной обработки янтаря и флорентийской мозаики.
В XXI веке воссозданное «янтарное чудо» в Екатерининском дворце музея-заповедника «Царское Село» восхищает посетителей и гостей так же, как в разные периоды восхищал подлинный интерьер.

Янтарная комната

«Своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец и которую я видел своими глазами. Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдется – такой шедевр не может пропасть бесследно. И тогда станет ясно, что наши мастера создали такое же уникальное произведение декоративного искусства», — уверен автор проекта реставрации Янтарной комнаты Александр Кедринский.

Янтарная комната

31 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.