До конца сентября в Царском Селе можно увидеть княжеские доспехи из Эрмитажа

Выставка «Царскосельская карусель. Доспех великого князя Александра Николаевича из собрания Государственного Эрмитажа» с 30 мая открывается в павильоне «Арсенал» в Александровском парке. В год 200-летия со дня рождения российского императора Александра II посетители смогут увидеть подлинный доспех XVI века, в котором он, будучи цесаревичем, принимал участие в знаменитой царскосельской карусели 24 мая 1842 года. Выставка одного экспоната в «Арсенале» продлится до конца сентября.

Рыцарский доспех

Доспех Александра Николаевича – настоящее произведение искусства первой половины XVI века. Этот доспех, полученный из Венского арсенала в 1830-х годах, ранее находился в коллекции Иоахима Мюрата. Как и доспех императора Николая I, доспех Александра относится к группе рифлированных доспехов. Этот стиль, вошедший в моду в начале XVI столетия прежде всего в городах Южной Германии (Нюрнберге и Аугсбурге), неразрывно связан с именем немецкого императора Максимиллиана I. Время его правления стало наивысшей точкой развития искусства изготовления сплошных рыцарских лат, временем расцвета турниров и придворной культуры. Неслучайно император-рыцарь Николай I выбрал для себя и своего сына именно рифлированные доспехи «последнего рыцаря Европы» Максимиллиана I.

На нагруднике доспеха находится клеймо в форме геральдического щита с изображенным на нем единорогом. На наспиннике – Нюрнбергское контрольное клеймо. Доспех может быть датирован временем около 1520 года и представляет вершину эволюции немецкого средневекового защитного вооружения. По всей видимости, он был создан для представителя высшей европейской знати.

Карусель представляла яркое красочное зрелище, получившее распространение при европейских дворах. Это было конное состязание, требовавшее от участников мастерского владения искусством верховой езды – всадники должны были выполнять сложные фигуры и перестроения. Карусели быстро стали излюбленным развлечением высшей европейской знати. Они были прямыми наследниками средневековых рыцарских турниров и нередко следовали их эстетике и духу.

Еще при Екатерине II мода на рыцарские карусели пришла из Западной Европы в Россию. В период царствования Николая I, отца Александра II, эта благородная традиция была продолжена и укреплена. Император-рыцарь, собиратель старинных доспехов и оружия, счел необходимым организовать несколько таких каруселей. Главная из них состоялась 24 мая 1842 года в Царском Селе, на площадке перед Александровским дворцом.

Известный французский художник Орас Верне (1789–1863) запечатлел на картине (представлена в экспозиции павильона «Арсенал») царскосельскую карусель и ее венценосных участников. Среди них и великий князь, наследник престола, Александр Николаевич – будущий Александр II. На рыцарях-участниках – подлинные доспехи из императорской коллекции, хранившейся до 1886 года в Царскосельском Арсенале. Они известны благодаря каталогу Флорина Жилля, который заведовал Арсеналом. В настоящее доспехи как и вся коллекция находятся в собрании Государственного Эрмитажа.

28 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.