До конца сентября в Царском Селе можно увидеть княжеские доспехи из Эрмитажа

Выставка «Царскосельская карусель. Доспех великого князя Александра Николаевича из собрания Государственного Эрмитажа» с 30 мая открывается в павильоне «Арсенал» в Александровском парке. В год 200-летия со дня рождения российского императора Александра II посетители смогут увидеть подлинный доспех XVI века, в котором он, будучи цесаревичем, принимал участие в знаменитой царскосельской карусели 24 мая 1842 года. Выставка одного экспоната в «Арсенале» продлится до конца сентября.

Рыцарский доспех

Доспех Александра Николаевича – настоящее произведение искусства первой половины XVI века. Этот доспех, полученный из Венского арсенала в 1830-х годах, ранее находился в коллекции Иоахима Мюрата. Как и доспех императора Николая I, доспех Александра относится к группе рифлированных доспехов. Этот стиль, вошедший в моду в начале XVI столетия прежде всего в городах Южной Германии (Нюрнберге и Аугсбурге), неразрывно связан с именем немецкого императора Максимиллиана I. Время его правления стало наивысшей точкой развития искусства изготовления сплошных рыцарских лат, временем расцвета турниров и придворной культуры. Неслучайно император-рыцарь Николай I выбрал для себя и своего сына именно рифлированные доспехи «последнего рыцаря Европы» Максимиллиана I.

На нагруднике доспеха находится клеймо в форме геральдического щита с изображенным на нем единорогом. На наспиннике – Нюрнбергское контрольное клеймо. Доспех может быть датирован временем около 1520 года и представляет вершину эволюции немецкого средневекового защитного вооружения. По всей видимости, он был создан для представителя высшей европейской знати.

Карусель представляла яркое красочное зрелище, получившее распространение при европейских дворах. Это было конное состязание, требовавшее от участников мастерского владения искусством верховой езды – всадники должны были выполнять сложные фигуры и перестроения. Карусели быстро стали излюбленным развлечением высшей европейской знати. Они были прямыми наследниками средневековых рыцарских турниров и нередко следовали их эстетике и духу.

Еще при Екатерине II мода на рыцарские карусели пришла из Западной Европы в Россию. В период царствования Николая I, отца Александра II, эта благородная традиция была продолжена и укреплена. Император-рыцарь, собиратель старинных доспехов и оружия, счел необходимым организовать несколько таких каруселей. Главная из них состоялась 24 мая 1842 года в Царском Селе, на площадке перед Александровским дворцом.

Известный французский художник Орас Верне (1789–1863) запечатлел на картине (представлена в экспозиции павильона «Арсенал») царскосельскую карусель и ее венценосных участников. Среди них и великий князь, наследник престола, Александр Николаевич – будущий Александр II. На рыцарях-участниках – подлинные доспехи из императорской коллекции, хранившейся до 1886 года в Царскосельском Арсенале. Они известны благодаря каталогу Флорина Жилля, который заведовал Арсеналом. В настоящее доспехи как и вся коллекция находятся в собрании Государственного Эрмитажа.

28 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.