До конца сентября в Царском Селе можно увидеть княжеские доспехи из Эрмитажа

Выставка «Царскосельская карусель. Доспех великого князя Александра Николаевича из собрания Государственного Эрмитажа» с 30 мая открывается в павильоне «Арсенал» в Александровском парке. В год 200-летия со дня рождения российского императора Александра II посетители смогут увидеть подлинный доспех XVI века, в котором он, будучи цесаревичем, принимал участие в знаменитой царскосельской карусели 24 мая 1842 года. Выставка одного экспоната в «Арсенале» продлится до конца сентября.

Рыцарский доспех

Доспех Александра Николаевича – настоящее произведение искусства первой половины XVI века. Этот доспех, полученный из Венского арсенала в 1830-х годах, ранее находился в коллекции Иоахима Мюрата. Как и доспех императора Николая I, доспех Александра относится к группе рифлированных доспехов. Этот стиль, вошедший в моду в начале XVI столетия прежде всего в городах Южной Германии (Нюрнберге и Аугсбурге), неразрывно связан с именем немецкого императора Максимиллиана I. Время его правления стало наивысшей точкой развития искусства изготовления сплошных рыцарских лат, временем расцвета турниров и придворной культуры. Неслучайно император-рыцарь Николай I выбрал для себя и своего сына именно рифлированные доспехи «последнего рыцаря Европы» Максимиллиана I.

На нагруднике доспеха находится клеймо в форме геральдического щита с изображенным на нем единорогом. На наспиннике – Нюрнбергское контрольное клеймо. Доспех может быть датирован временем около 1520 года и представляет вершину эволюции немецкого средневекового защитного вооружения. По всей видимости, он был создан для представителя высшей европейской знати.

Карусель представляла яркое красочное зрелище, получившее распространение при европейских дворах. Это было конное состязание, требовавшее от участников мастерского владения искусством верховой езды – всадники должны были выполнять сложные фигуры и перестроения. Карусели быстро стали излюбленным развлечением высшей европейской знати. Они были прямыми наследниками средневековых рыцарских турниров и нередко следовали их эстетике и духу.

Еще при Екатерине II мода на рыцарские карусели пришла из Западной Европы в Россию. В период царствования Николая I, отца Александра II, эта благородная традиция была продолжена и укреплена. Император-рыцарь, собиратель старинных доспехов и оружия, счел необходимым организовать несколько таких каруселей. Главная из них состоялась 24 мая 1842 года в Царском Селе, на площадке перед Александровским дворцом.

Известный французский художник Орас Верне (1789–1863) запечатлел на картине (представлена в экспозиции павильона «Арсенал») царскосельскую карусель и ее венценосных участников. Среди них и великий князь, наследник престола, Александр Николаевич – будущий Александр II. На рыцарях-участниках – подлинные доспехи из императорской коллекции, хранившейся до 1886 года в Царскосельском Арсенале. Они известны благодаря каталогу Флорина Жилля, который заведовал Арсеналом. В настоящее доспехи как и вся коллекция находятся в собрании Государственного Эрмитажа.

28 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.