В Царском Селе выставлены архивы Романовых

До декабря в музее-заповеднике «Царское Село» проходит выставка «Романовы. Семейный архив», посвященная 150-летию со дня рождения императора Николая II. Музей впервые представляет посетителям архив царской семьи Романовых, обретенный в прошлом году. В столетней истории музея это самая большая цельная коллекция документов и фотографий, связанных с венценосной династией, которая пополнила его собрание.

Архив Романовых
В 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения последнего российского императора Николая II, чья жизнь самым тесным образом была связана с Царским Селом: 18 мая (6 мая по старому стилю) 1868 года в Александровском дворце он появился на свет. Питая с рождения самые теплые чувства к Царскому Селу, с 1905 года Николай II сделал его своей постоянной резиденцией, в которой провел последние 12 лет царствования. В Александровском дворце прошли первые месяцы заключения императора после его отречения от престола. Именно отсюда 1 августа 1917 года его семья была отправлена в ссылку в Тобольск.

Архив Романовых

По случаю 150-летия последнего императора и владельца Царского Села музей предлагает посетителям познакомиться с коллекцией личных документов и фотографий представителей династии Романовых, приобретенных в Лондоне в 2017 году благодаря финансовой поддержке Сбербанка России.

Архив Романовых

Архив, охватывающий период русской истории с 1866 по 1920-е годы, включает 200 единиц музейного хранения. Среди них – телеграммы с теплыми посланиями к своим детям от императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Лаконичные, но по-родительски теплые послания на телеграфных бланках от Александра III и Марии Федоровны свидетельствуют о том, как венценосная чета дорожила семейными ценностями. В разлуке, любящий отец всегда выделял время, чтобы поделиться с детьми своими успехами на охоте, рыбалке, сообщал о своем здоровье, писал о том, как скучает по ним в разлуке: «Благодарю тебя, моя душка, за твое милое интересное письмо, которое меня очень обрадовало. Скучно без Вас ужасно, а в особенности сегодня. Миша еще в Заречье. Сандро дежурный, целый день с нами гуляли и на озере. Крепко целую тебя и Георгия. Папа».

Архив Романовых

На выставке представлены письма великой княгини Ксении Александровны ее младшему брату Михаилу, с которым она состояла в переписке с юных лет. Едва научившись писать, маленькие брат и сестра делились друг с другом впечатлениями о новых открытиях, веселых случаях из их еще беззаботной жизни. Позднее, выйдя замуж за великого князя Александра Михайловича, Ксения никогда не забывала своего «милого Мишкина». Молодые супруги часто писали великому князю о своем времяпрепровождении из их крымского имения «Ай-Тодор» и кавказского «Абас-Тумана». В письмах из французского города Биарриц Александр Михайлович с большим интересом делился описанием прогулок «на моторе», своими увлечениями, охотой, рыбалкой, археологическими раскопками, игрой в теннис, гольф и карты. Переписка Ксении и Михаила за 1913 год демонстрирует новый этап непростых семейных отношений: в ней раскрывается драма, связанная с морганатическим браком великого князя и Натальи Сергеевны Брасовой.

Архив Романовых

Большим событием для музея стало приобретение в составе архива нескольких автографов императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. Послания императрицы дополнены ее пасхальным подарком к Ксении – собственноручно выполненным акварельным рисунком с поздравительной подписью.

Трагические для России события 1917–1918 годов описаны в письмах великого князя Николая Михайловича к князю Георгию Шервашидзе – обер-гофмейстеру, состоявшему при императрице Марии Федоровне. Написанные бисерным почерком и похожие на дневниковые записи послания великого князя фиксируют его прозорливость и понимание дальнейшей судьбы России. Из революционного Петрограда Николай Михайлович пишет своему другу в Крым: «Трудно передать, что здесь творится, но не только здесь, но и по всей России. Если режим большевиков приходит к концу, то мало хорошего можно ожидать от их преемников эссеров или просто анархистов. Все государственные основы уже разрушены, и я не вижу на горизонте тех лиц, которые могли на развалинах всего и вся воссоздать что-либо прочное».

Архив Романовых

С набирающей обороты национализацией имущества, происходившей по всей стране, великий князь столкнулся в феврале 1918 года: «Вчера я был вынужден покинуть мой дворец, бросить комнаты и вещи на произвол судьбы и перебраться в другой дом на квартиру одного из служащих… я живу в одной комнате в 4 этаже… Штаб новой Красной Армии облюбовал мой дворец…». Словно в предчувствии своей трагической судьбы, великий князь заканчивает письмо безнадежными строками: «Не знаю суждено ли нам еще встретиться на сей земле, но и на том свете мои чувства к Вам останутся неизменно дружескими. Весь Ваш Н.М.».

Архив Романовых

Этой встрече не суждено было сбыться. Георгий Дмитриевич Шервашидзе скончался в Крыму 26 марта 1918-го, а великий князь Николай Михайлович был расстрелян 9 января 1919-го в Петропавловской крепости.

Несколько писем вдовствующей английской королевы Александры, родной сестры Марии Федоровны, написаны великой княгине Ксении Александровне во время ее жизни в эмиграции.

В планах музея – издание каталога, который позволит более подробно познакомиться с текстами, представленных на экспозиции документов.

24 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.