В Царском Селе выставлены архивы Романовых

До декабря в музее-заповеднике «Царское Село» проходит выставка «Романовы. Семейный архив», посвященная 150-летию со дня рождения императора Николая II. Музей впервые представляет посетителям архив царской семьи Романовых, обретенный в прошлом году. В столетней истории музея это самая большая цельная коллекция документов и фотографий, связанных с венценосной династией, которая пополнила его собрание.

Архив Романовых
В 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения последнего российского императора Николая II, чья жизнь самым тесным образом была связана с Царским Селом: 18 мая (6 мая по старому стилю) 1868 года в Александровском дворце он появился на свет. Питая с рождения самые теплые чувства к Царскому Селу, с 1905 года Николай II сделал его своей постоянной резиденцией, в которой провел последние 12 лет царствования. В Александровском дворце прошли первые месяцы заключения императора после его отречения от престола. Именно отсюда 1 августа 1917 года его семья была отправлена в ссылку в Тобольск.

Архив Романовых

По случаю 150-летия последнего императора и владельца Царского Села музей предлагает посетителям познакомиться с коллекцией личных документов и фотографий представителей династии Романовых, приобретенных в Лондоне в 2017 году благодаря финансовой поддержке Сбербанка России.

Архив Романовых

Архив, охватывающий период русской истории с 1866 по 1920-е годы, включает 200 единиц музейного хранения. Среди них – телеграммы с теплыми посланиями к своим детям от императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Лаконичные, но по-родительски теплые послания на телеграфных бланках от Александра III и Марии Федоровны свидетельствуют о том, как венценосная чета дорожила семейными ценностями. В разлуке, любящий отец всегда выделял время, чтобы поделиться с детьми своими успехами на охоте, рыбалке, сообщал о своем здоровье, писал о том, как скучает по ним в разлуке: «Благодарю тебя, моя душка, за твое милое интересное письмо, которое меня очень обрадовало. Скучно без Вас ужасно, а в особенности сегодня. Миша еще в Заречье. Сандро дежурный, целый день с нами гуляли и на озере. Крепко целую тебя и Георгия. Папа».

Архив Романовых

На выставке представлены письма великой княгини Ксении Александровны ее младшему брату Михаилу, с которым она состояла в переписке с юных лет. Едва научившись писать, маленькие брат и сестра делились друг с другом впечатлениями о новых открытиях, веселых случаях из их еще беззаботной жизни. Позднее, выйдя замуж за великого князя Александра Михайловича, Ксения никогда не забывала своего «милого Мишкина». Молодые супруги часто писали великому князю о своем времяпрепровождении из их крымского имения «Ай-Тодор» и кавказского «Абас-Тумана». В письмах из французского города Биарриц Александр Михайлович с большим интересом делился описанием прогулок «на моторе», своими увлечениями, охотой, рыбалкой, археологическими раскопками, игрой в теннис, гольф и карты. Переписка Ксении и Михаила за 1913 год демонстрирует новый этап непростых семейных отношений: в ней раскрывается драма, связанная с морганатическим браком великого князя и Натальи Сергеевны Брасовой.

Архив Романовых

Большим событием для музея стало приобретение в составе архива нескольких автографов императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. Послания императрицы дополнены ее пасхальным подарком к Ксении – собственноручно выполненным акварельным рисунком с поздравительной подписью.

Трагические для России события 1917–1918 годов описаны в письмах великого князя Николая Михайловича к князю Георгию Шервашидзе – обер-гофмейстеру, состоявшему при императрице Марии Федоровне. Написанные бисерным почерком и похожие на дневниковые записи послания великого князя фиксируют его прозорливость и понимание дальнейшей судьбы России. Из революционного Петрограда Николай Михайлович пишет своему другу в Крым: «Трудно передать, что здесь творится, но не только здесь, но и по всей России. Если режим большевиков приходит к концу, то мало хорошего можно ожидать от их преемников эссеров или просто анархистов. Все государственные основы уже разрушены, и я не вижу на горизонте тех лиц, которые могли на развалинах всего и вся воссоздать что-либо прочное».

Архив Романовых

С набирающей обороты национализацией имущества, происходившей по всей стране, великий князь столкнулся в феврале 1918 года: «Вчера я был вынужден покинуть мой дворец, бросить комнаты и вещи на произвол судьбы и перебраться в другой дом на квартиру одного из служащих… я живу в одной комнате в 4 этаже… Штаб новой Красной Армии облюбовал мой дворец…». Словно в предчувствии своей трагической судьбы, великий князь заканчивает письмо безнадежными строками: «Не знаю суждено ли нам еще встретиться на сей земле, но и на том свете мои чувства к Вам останутся неизменно дружескими. Весь Ваш Н.М.».

Архив Романовых

Этой встрече не суждено было сбыться. Георгий Дмитриевич Шервашидзе скончался в Крыму 26 марта 1918-го, а великий князь Николай Михайлович был расстрелян 9 января 1919-го в Петропавловской крепости.

Несколько писем вдовствующей английской королевы Александры, родной сестры Марии Федоровны, написаны великой княгине Ксении Александровне во время ее жизни в эмиграции.

В планах музея – издание каталога, который позволит более подробно познакомиться с текстами, представленных на экспозиции документов.

24 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.