В Царском Селе выставлены архивы Романовых

До декабря в музее-заповеднике «Царское Село» проходит выставка «Романовы. Семейный архив», посвященная 150-летию со дня рождения императора Николая II. Музей впервые представляет посетителям архив царской семьи Романовых, обретенный в прошлом году. В столетней истории музея это самая большая цельная коллекция документов и фотографий, связанных с венценосной династией, которая пополнила его собрание.

Архив Романовых
В 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения последнего российского императора Николая II, чья жизнь самым тесным образом была связана с Царским Селом: 18 мая (6 мая по старому стилю) 1868 года в Александровском дворце он появился на свет. Питая с рождения самые теплые чувства к Царскому Селу, с 1905 года Николай II сделал его своей постоянной резиденцией, в которой провел последние 12 лет царствования. В Александровском дворце прошли первые месяцы заключения императора после его отречения от престола. Именно отсюда 1 августа 1917 года его семья была отправлена в ссылку в Тобольск.

Архив Романовых

По случаю 150-летия последнего императора и владельца Царского Села музей предлагает посетителям познакомиться с коллекцией личных документов и фотографий представителей династии Романовых, приобретенных в Лондоне в 2017 году благодаря финансовой поддержке Сбербанка России.

Архив Романовых

Архив, охватывающий период русской истории с 1866 по 1920-е годы, включает 200 единиц музейного хранения. Среди них – телеграммы с теплыми посланиями к своим детям от императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Лаконичные, но по-родительски теплые послания на телеграфных бланках от Александра III и Марии Федоровны свидетельствуют о том, как венценосная чета дорожила семейными ценностями. В разлуке, любящий отец всегда выделял время, чтобы поделиться с детьми своими успехами на охоте, рыбалке, сообщал о своем здоровье, писал о том, как скучает по ним в разлуке: «Благодарю тебя, моя душка, за твое милое интересное письмо, которое меня очень обрадовало. Скучно без Вас ужасно, а в особенности сегодня. Миша еще в Заречье. Сандро дежурный, целый день с нами гуляли и на озере. Крепко целую тебя и Георгия. Папа».

Архив Романовых

На выставке представлены письма великой княгини Ксении Александровны ее младшему брату Михаилу, с которым она состояла в переписке с юных лет. Едва научившись писать, маленькие брат и сестра делились друг с другом впечатлениями о новых открытиях, веселых случаях из их еще беззаботной жизни. Позднее, выйдя замуж за великого князя Александра Михайловича, Ксения никогда не забывала своего «милого Мишкина». Молодые супруги часто писали великому князю о своем времяпрепровождении из их крымского имения «Ай-Тодор» и кавказского «Абас-Тумана». В письмах из французского города Биарриц Александр Михайлович с большим интересом делился описанием прогулок «на моторе», своими увлечениями, охотой, рыбалкой, археологическими раскопками, игрой в теннис, гольф и карты. Переписка Ксении и Михаила за 1913 год демонстрирует новый этап непростых семейных отношений: в ней раскрывается драма, связанная с морганатическим браком великого князя и Натальи Сергеевны Брасовой.

Архив Романовых

Большим событием для музея стало приобретение в составе архива нескольких автографов императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. Послания императрицы дополнены ее пасхальным подарком к Ксении – собственноручно выполненным акварельным рисунком с поздравительной подписью.

Трагические для России события 1917–1918 годов описаны в письмах великого князя Николая Михайловича к князю Георгию Шервашидзе – обер-гофмейстеру, состоявшему при императрице Марии Федоровне. Написанные бисерным почерком и похожие на дневниковые записи послания великого князя фиксируют его прозорливость и понимание дальнейшей судьбы России. Из революционного Петрограда Николай Михайлович пишет своему другу в Крым: «Трудно передать, что здесь творится, но не только здесь, но и по всей России. Если режим большевиков приходит к концу, то мало хорошего можно ожидать от их преемников эссеров или просто анархистов. Все государственные основы уже разрушены, и я не вижу на горизонте тех лиц, которые могли на развалинах всего и вся воссоздать что-либо прочное».

Архив Романовых

С набирающей обороты национализацией имущества, происходившей по всей стране, великий князь столкнулся в феврале 1918 года: «Вчера я был вынужден покинуть мой дворец, бросить комнаты и вещи на произвол судьбы и перебраться в другой дом на квартиру одного из служащих… я живу в одной комнате в 4 этаже… Штаб новой Красной Армии облюбовал мой дворец…». Словно в предчувствии своей трагической судьбы, великий князь заканчивает письмо безнадежными строками: «Не знаю суждено ли нам еще встретиться на сей земле, но и на том свете мои чувства к Вам останутся неизменно дружескими. Весь Ваш Н.М.».

Архив Романовых

Этой встрече не суждено было сбыться. Георгий Дмитриевич Шервашидзе скончался в Крыму 26 марта 1918-го, а великий князь Николай Михайлович был расстрелян 9 января 1919-го в Петропавловской крепости.

Несколько писем вдовствующей английской королевы Александры, родной сестры Марии Федоровны, написаны великой княгине Ксении Александровне во время ее жизни в эмиграции.

В планах музея – издание каталога, который позволит более подробно познакомиться с текстами, представленных на экспозиции документов.

24 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.