В Царском Селе выставлены архивы Романовых

До декабря в музее-заповеднике «Царское Село» проходит выставка «Романовы. Семейный архив», посвященная 150-летию со дня рождения императора Николая II. Музей впервые представляет посетителям архив царской семьи Романовых, обретенный в прошлом году. В столетней истории музея это самая большая цельная коллекция документов и фотографий, связанных с венценосной династией, которая пополнила его собрание.

Архив Романовых
В 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения последнего российского императора Николая II, чья жизнь самым тесным образом была связана с Царским Селом: 18 мая (6 мая по старому стилю) 1868 года в Александровском дворце он появился на свет. Питая с рождения самые теплые чувства к Царскому Селу, с 1905 года Николай II сделал его своей постоянной резиденцией, в которой провел последние 12 лет царствования. В Александровском дворце прошли первые месяцы заключения императора после его отречения от престола. Именно отсюда 1 августа 1917 года его семья была отправлена в ссылку в Тобольск.

Архив Романовых

По случаю 150-летия последнего императора и владельца Царского Села музей предлагает посетителям познакомиться с коллекцией личных документов и фотографий представителей династии Романовых, приобретенных в Лондоне в 2017 году благодаря финансовой поддержке Сбербанка России.

Архив Романовых

Архив, охватывающий период русской истории с 1866 по 1920-е годы, включает 200 единиц музейного хранения. Среди них – телеграммы с теплыми посланиями к своим детям от императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Лаконичные, но по-родительски теплые послания на телеграфных бланках от Александра III и Марии Федоровны свидетельствуют о том, как венценосная чета дорожила семейными ценностями. В разлуке, любящий отец всегда выделял время, чтобы поделиться с детьми своими успехами на охоте, рыбалке, сообщал о своем здоровье, писал о том, как скучает по ним в разлуке: «Благодарю тебя, моя душка, за твое милое интересное письмо, которое меня очень обрадовало. Скучно без Вас ужасно, а в особенности сегодня. Миша еще в Заречье. Сандро дежурный, целый день с нами гуляли и на озере. Крепко целую тебя и Георгия. Папа».

Архив Романовых

На выставке представлены письма великой княгини Ксении Александровны ее младшему брату Михаилу, с которым она состояла в переписке с юных лет. Едва научившись писать, маленькие брат и сестра делились друг с другом впечатлениями о новых открытиях, веселых случаях из их еще беззаботной жизни. Позднее, выйдя замуж за великого князя Александра Михайловича, Ксения никогда не забывала своего «милого Мишкина». Молодые супруги часто писали великому князю о своем времяпрепровождении из их крымского имения «Ай-Тодор» и кавказского «Абас-Тумана». В письмах из французского города Биарриц Александр Михайлович с большим интересом делился описанием прогулок «на моторе», своими увлечениями, охотой, рыбалкой, археологическими раскопками, игрой в теннис, гольф и карты. Переписка Ксении и Михаила за 1913 год демонстрирует новый этап непростых семейных отношений: в ней раскрывается драма, связанная с морганатическим браком великого князя и Натальи Сергеевны Брасовой.

Архив Романовых

Большим событием для музея стало приобретение в составе архива нескольких автографов императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. Послания императрицы дополнены ее пасхальным подарком к Ксении – собственноручно выполненным акварельным рисунком с поздравительной подписью.

Трагические для России события 1917–1918 годов описаны в письмах великого князя Николая Михайловича к князю Георгию Шервашидзе – обер-гофмейстеру, состоявшему при императрице Марии Федоровне. Написанные бисерным почерком и похожие на дневниковые записи послания великого князя фиксируют его прозорливость и понимание дальнейшей судьбы России. Из революционного Петрограда Николай Михайлович пишет своему другу в Крым: «Трудно передать, что здесь творится, но не только здесь, но и по всей России. Если режим большевиков приходит к концу, то мало хорошего можно ожидать от их преемников эссеров или просто анархистов. Все государственные основы уже разрушены, и я не вижу на горизонте тех лиц, которые могли на развалинах всего и вся воссоздать что-либо прочное».

Архив Романовых

С набирающей обороты национализацией имущества, происходившей по всей стране, великий князь столкнулся в феврале 1918 года: «Вчера я был вынужден покинуть мой дворец, бросить комнаты и вещи на произвол судьбы и перебраться в другой дом на квартиру одного из служащих… я живу в одной комнате в 4 этаже… Штаб новой Красной Армии облюбовал мой дворец…». Словно в предчувствии своей трагической судьбы, великий князь заканчивает письмо безнадежными строками: «Не знаю суждено ли нам еще встретиться на сей земле, но и на том свете мои чувства к Вам останутся неизменно дружескими. Весь Ваш Н.М.».

Архив Романовых

Этой встрече не суждено было сбыться. Георгий Дмитриевич Шервашидзе скончался в Крыму 26 марта 1918-го, а великий князь Николай Михайлович был расстрелян 9 января 1919-го в Петропавловской крепости.

Несколько писем вдовствующей английской королевы Александры, родной сестры Марии Федоровны, написаны великой княгине Ксении Александровне во время ее жизни в эмиграции.

В планах музея – издание каталога, который позволит более подробно познакомиться с текстами, представленных на экспозиции документов.

24 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.