В СПбГУ до 10 мая выставлены произведения ленинградских нонконформистов

В выставочном зале Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская набережная, 7–9) до 10 мая открыта выставка «Мои друзья — герои мифов». Экспозиция представит произведения неофициального искусства Ленинграда 1970–1990 годов из собрания СПбГУ.

СПбГУ

Название выставки — это первая строчка стихотворения «Мрачный гость» Роальда Мандельштама (1932–1961). Поэт был одним из духовных лидеров независимого искусства СССР, зародившегося в Ленинграде в конце 1940-х годов. Творчество неофициальных художников второй половины ХХ века, которое теперь называют искусством нонконформизма, или «вторым русским авангардом», действительно стало предметом мифотворчества, требующего серьезного изучения.

Выставка из коллекции современного искусства СПбГУ демонстрирует работы ленинградских мастеров разных школ и поколений. Искусство нонконформизма объединяло не похожих друг на друга мастеров, не соответствовавших официальному моноязыку соцреализма.

Старейшие из групп, школ и движений нонконформизма были созданы еще мастерами русского авангарда начала ХХ века. Такова была «квартирная школа» ученика Малевича и Матюшина — Владимира Стерлигова. На выставке в СПбГУ она будет представлена работами Александра Батурина, прошедшего сталинские лагеря, и Геннадия Зубкова, возглавляющего школу сегодня.

Традиции школы Осипа Сидлина — ученика Филонова и Петрова-Водкина — демонстрируют произведения Анатолия Басина и Наталии Тореевой. «Осенний натюрморт» — живописное полотно Владимира Овчинникова, участвовавшего в 1964 году вместе с Шемякиным, Уфляндом и другими в запрещенной «выставке такелажников» в Эрмитаже.

Политизация искусства привела к тому, что в 1981 году в борьбе за признание неофициальные художники создали альтернативное объединение Товарищество экспериментального изобразительного искусства, одним из лидеров которого стал Сергей Ковальский. Членами товарищества были представитель «евразийства» и «космизма» в живописи Евгений Орлов, изобретатель «функциоколлажа» Вадим Воинов и представитель гонимого абстракционизма Владимир Духовлинов.

Другим критикуемым направлением искусства был экспрессионизм, представленный на выставке картиной «Прогулка» Елены Фигуриной из группы «Летопись». Под влиянием неоэкспрессионизма «Летописи» сформировалась последняя, молодежная волна ленинградского независимого искусства 1980-х — группа «Новые художники». Характерное для них сочетание элементов граффитизма, фольклора и примитивизма можно найти в «пейзажах» Ивана Сотникова.

4 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.