В СПбГУ до 10 мая выставлены произведения ленинградских нонконформистов

В выставочном зале Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская набережная, 7–9) до 10 мая открыта выставка «Мои друзья — герои мифов». Экспозиция представит произведения неофициального искусства Ленинграда 1970–1990 годов из собрания СПбГУ.

СПбГУ

Название выставки — это первая строчка стихотворения «Мрачный гость» Роальда Мандельштама (1932–1961). Поэт был одним из духовных лидеров независимого искусства СССР, зародившегося в Ленинграде в конце 1940-х годов. Творчество неофициальных художников второй половины ХХ века, которое теперь называют искусством нонконформизма, или «вторым русским авангардом», действительно стало предметом мифотворчества, требующего серьезного изучения.

Выставка из коллекции современного искусства СПбГУ демонстрирует работы ленинградских мастеров разных школ и поколений. Искусство нонконформизма объединяло не похожих друг на друга мастеров, не соответствовавших официальному моноязыку соцреализма.

Старейшие из групп, школ и движений нонконформизма были созданы еще мастерами русского авангарда начала ХХ века. Такова была «квартирная школа» ученика Малевича и Матюшина — Владимира Стерлигова. На выставке в СПбГУ она будет представлена работами Александра Батурина, прошедшего сталинские лагеря, и Геннадия Зубкова, возглавляющего школу сегодня.

Традиции школы Осипа Сидлина — ученика Филонова и Петрова-Водкина — демонстрируют произведения Анатолия Басина и Наталии Тореевой. «Осенний натюрморт» — живописное полотно Владимира Овчинникова, участвовавшего в 1964 году вместе с Шемякиным, Уфляндом и другими в запрещенной «выставке такелажников» в Эрмитаже.

Политизация искусства привела к тому, что в 1981 году в борьбе за признание неофициальные художники создали альтернативное объединение Товарищество экспериментального изобразительного искусства, одним из лидеров которого стал Сергей Ковальский. Членами товарищества были представитель «евразийства» и «космизма» в живописи Евгений Орлов, изобретатель «функциоколлажа» Вадим Воинов и представитель гонимого абстракционизма Владимир Духовлинов.

Другим критикуемым направлением искусства был экспрессионизм, представленный на выставке картиной «Прогулка» Елены Фигуриной из группы «Летопись». Под влиянием неоэкспрессионизма «Летописи» сформировалась последняя, молодежная волна ленинградского независимого искусства 1980-х — группа «Новые художники». Характерное для них сочетание элементов граффитизма, фольклора и примитивизма можно найти в «пейзажах» Ивана Сотникова.

4 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.