В СПбГУ до 10 мая выставлены произведения ленинградских нонконформистов

В выставочном зале Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская набережная, 7–9) до 10 мая открыта выставка «Мои друзья — герои мифов». Экспозиция представит произведения неофициального искусства Ленинграда 1970–1990 годов из собрания СПбГУ.

СПбГУ

Название выставки — это первая строчка стихотворения «Мрачный гость» Роальда Мандельштама (1932–1961). Поэт был одним из духовных лидеров независимого искусства СССР, зародившегося в Ленинграде в конце 1940-х годов. Творчество неофициальных художников второй половины ХХ века, которое теперь называют искусством нонконформизма, или «вторым русским авангардом», действительно стало предметом мифотворчества, требующего серьезного изучения.

Выставка из коллекции современного искусства СПбГУ демонстрирует работы ленинградских мастеров разных школ и поколений. Искусство нонконформизма объединяло не похожих друг на друга мастеров, не соответствовавших официальному моноязыку соцреализма.

Старейшие из групп, школ и движений нонконформизма были созданы еще мастерами русского авангарда начала ХХ века. Такова была «квартирная школа» ученика Малевича и Матюшина — Владимира Стерлигова. На выставке в СПбГУ она будет представлена работами Александра Батурина, прошедшего сталинские лагеря, и Геннадия Зубкова, возглавляющего школу сегодня.

Традиции школы Осипа Сидлина — ученика Филонова и Петрова-Водкина — демонстрируют произведения Анатолия Басина и Наталии Тореевой. «Осенний натюрморт» — живописное полотно Владимира Овчинникова, участвовавшего в 1964 году вместе с Шемякиным, Уфляндом и другими в запрещенной «выставке такелажников» в Эрмитаже.

Политизация искусства привела к тому, что в 1981 году в борьбе за признание неофициальные художники создали альтернативное объединение Товарищество экспериментального изобразительного искусства, одним из лидеров которого стал Сергей Ковальский. Членами товарищества были представитель «евразийства» и «космизма» в живописи Евгений Орлов, изобретатель «функциоколлажа» Вадим Воинов и представитель гонимого абстракционизма Владимир Духовлинов.

Другим критикуемым направлением искусства был экспрессионизм, представленный на выставке картиной «Прогулка» Елены Фигуриной из группы «Летопись». Под влиянием неоэкспрессионизма «Летописи» сформировалась последняя, молодежная волна ленинградского независимого искусства 1980-х — группа «Новые художники». Характерное для них сочетание элементов граффитизма, фольклора и примитивизма можно найти в «пейзажах» Ивана Сотникова.

4 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).

картина Репина

Одно из крупнейших полотен Репина покидает Русский музей

Сегодня в Русском музее состоялся демонтаж картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно размером четыре на восемь метров отправится на выставку в Третьяковскую галерею.