В Особняке Кшесинской выставлены пишущие машинки Майка Науменко и Дмитрия Лихачева

В Музее политической истории России (Особняк Кшесинской) до сентября открыта выставка «Под звуки пишущей машинки… Люди и события». В экспозиции представлены уникальные пишущие машинки их коллекции музея.

пишущая машинка

Посетители узнают, какой след оставило в истории человечества это изобретение, как появление пишущей машинки повлияло на развитие общества, на положение женщин, почему она стала важным инструментом борьбы с цензурой. Выставка расскажет о судьбах ярких личностей – владельцев тех пишущих машинок, которые впоследствии были переданы в дар музею.

Посетители увидят машинки участников революционных событий 1917 года Григория Федорова, Григория Синилова и Николая Буренина, государственного деятеля и ученого-энергетика Глеба Кржижановского, разведчика Александра Феклисова, выдающегося ученого Дмитрия Лихачева, редактора первого в СССР самиздатовского рок-журнала Александра Старцева, рок-музыканта Майка Науменко и др.

В 2018 году исполняется 150 лет с того дня, когда Кристофер Шоулз из Висконсина (США) запатентовал пишущую машинку. Шестью годами позже, значительно усовершенствованная, она была выпущена под названием «Ремингтон № 1». Появление пишущей машинки привело к изменениям во многих областях человеческой деятельности. В несколько раз возросли скорость и качество канцелярской работы, появилась новая профессия – машинистки. Пишущая машинка стала мощным орудием эмансипации, открыв женщинам двери в деловой мир.

На протяжении десятилетий печатная машинка была основным рабочим инструментом писателей, философов, журналистов. Машинки становились свидетелями и участниками значительных исторических событий. В СССР c их помощью распространялись редкие или запрещенные цензурой тексты, причем для увеличения тиража «самиздата» использовалась копировальная бумага. Для борьбы с этим явлением образец текста, напечатанный на каждой машинке, хранился в 1-м (особом) отделе или в структурах разрешительной системы районных управлений МВД.

Богатая музейная коллекция пишущих машинок включает самые разнообразные экземпляры. Это и модели 1910-1920-х годов — такие как Contnental, Mignon, Underwood 3, Blickensderfer 6, Erica 2, и высококлассные машинки 1940-х годов Remington Deluxe 5 и Hermes 5, и образцы советской продукции 1970-1980 годов – машинки Уфимского завода пишущих машин и завода «Счётмаш» (электрическая машинка «Ивица М»).

Каждая из представленных на выставке машинок стала частью истории. На них печатались революционные призывы и первые листовки Советской власти, материалы солдатского клуба «Правда», размещавшемся в 1917 году в особняке Кшесинской. На одной из машинок был отпечатан план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России, первый перспективный план развития экономики, принятый и реализованный в Советской России после революции); на другой были набраны варианты бесед с агентами советской разведки в Лондоне, проливающие свет на советско-американские отношения во время Карибского кризиса.

Помимо самих машинок, в музее выставлены афиши, плакаты, машинописные рукописи, а также фотографии и документы, иллюстрирующие историю этого изобретения. Свои графические работы для выставки представил художник Юрий Штапаков. Прикоснуться к клавишам и самим напечатать несколько строчек можно будет в интерактивном уголке выставки.

2 мая 2018 // рубрика: Музеи / кино

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.