В Гатчинском дворце открыта выставка коллекции семьи Карисаровых

К 100-летию пригородных дворцов-музеев Санкт-Петербурга в Гатчине до 21 мая открыта выставка «Дворца великолепного достойны...». В экспозиции представлены предметы из собрания коллекционеров — семьи Карисаровых.

Гатчина

Пригородные императорские резиденции в 1918 году стали музеями, дворцовые служители превратились в музейных смотрителей, а вчерашние аристократы стали первыми музейными директорами и хранителями. Не всегда удавалось сохранить в неприкосновенности коллекции живописи, мебели и декоративно-прикладного искусства, заботливо и по крупицам собранные членами российской императорской семьи.

Коллекции вновь созданных музеев таяли на глазах, предметы распродавались и пропадали практически безвозвратно. Вторая мировая война также нанесла тяжелый урон музеям-заповедникам. Несмотря на самоотверженный труд сотрудников, часть предметов была уничтожена в ходе боевых действий, наиболее ценные предметы были вывезены захватчиками.

Сегодня многие коллекционеры ведут не только собирательскую, но и исследовательскую работу, изучая, реставрируя и пропагандируя свои собрания. К таким подвижникам относится и семья коллекционеров Карисаловых. Многочисленные выставки, устраиваемые ими в музеях Петербурга и Москвы, позволяют не просто ознакомиться с шедеврами живописи старинных мастеров, но и зачастую воссоздать обстановку дворцов и особняков столичной аристократии, рассыпавшуюся за прошедшие десятилетия.

Проявляя особый интерес к зарисовкам и фотографиям дворцовых интерьеров, коллекционерам удалось обнаружить и выкупить множество ценнейших, с художественной точки зрения, и уникальных мемориальных предметов, считавшихся утраченными, и вернуть их музеям. В июле 2015 года Карисаловы преподнесли в дар музею-заповеднику «Гатчина» ширму начала XIX века со старинными номерами «Гатчинского Дворцового правления».

Сейчас на выставке в Оружейной галерее и Туалетной Марии Федоровны представлены предметы из частного собрания семьи Карисаловых: образец огнестрельного оружия XVII века; картина «Выезд лейб-гусаров на Высочайший смотр в Красном Селе» Н.Е. Сверчкова — одного из самых популярных художников второй половины XIX века, работы которого находились в кабинетах и приемных высочайших особ. Также посетители смогут увидеть часть гостиного гарнитура, выполненного в петербургской мастерской в 1850-1860-е годы в стиле «второе рококо». Необычная, редко встречающаяся форма дивана в точности соответствует формам комплекта мебели, располагавшегося в гостиной Александры Федоровны в Гатчинском дворце и запечатленного на акварели Э.П. Гау в 1876 году.

30 апреля 2018 // рубрика: Музеи / кино

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

шоу "Торук. Первый полет"

Торук — спаситель Древа жизни на Пандоре

Тех, кому довелось побывать на любом шоу канадского Cirque Du Soleil, можно считать счастливчиками — этот цирк всегда делает красочные представления, которыми невозможно не восхищаться. Теперь в сотрудничестве с Джэймсом Кэмероном, подарившим миру «Аватар», цирк сделал спектакль-приквел к картине.