В Музее городской скульптуры — выставка, посвященная Оттепели

В Музее городской скульптуры (Невский проспект, 179, вход с Чернорецкого переулка, 2) до 31 мая открыта выставка «Ленинград. Оттепель». В нее вошли произведения, созданные ленинградскими художниками во время краткого, но яркого периода отечественной истории, известного как «Оттепель». В Новом выставочном зале представлены графические и скульптурные работы, открытки и фотографии из фондов музея.

выставка Ленинград. Оттепель

На 1950-1960-е годы пришелся период расцвета ленинградской графической школы. В знаменитой Экспериментальной литографской мастерской, где царил дух новаторства, сформировалось духовное содружество талантливых и свободных мастеров: А. Ведерникова, А. Каплана, С. Штейнберга, М. Чарнецкой, И. Масленниковой и других. В работах этих мастеров видна особая, великолепно переданная ленинградская атмосфера.

Литографии И. Масленниковой «Метро станция Восстания», «Приятели. Площадь Пушкина» отмечены подкупающей искренностью и теплотой. Полны поэзии листы М. Чарнецкой «Мойка вечером» и «Ленинград. Мойка». Узнаваемые городские пейзажи не перестают удивлять своей безукоризненностью в рисунках И. Ершова и линогравюрах М. Успенского; но иначе выглядят в праздничном убранстве в произведениях А. Каплана, С. Штейнберга и Е. Померанцевой. С особой пронзительностью звучит лирическая, задушевная интонация в произведениях В. Матюх, Б. Ермолаева, А. Латаш, М. Бутровой.

Дыхание нового времени отчетливо проявилось в станковой пластике – теперь внимание скульпторов заострено на внутреннем мире героев, интересе к личности человека. Однако каков он и как его интерпретирует художник? Ответ неоднозначен, как и многогранны работы скульпторов: от мелкой пластики до большеформатного горельефа «Право на отдых»; от портретов работниц заводов (М. Вайнман, А. Черницкий) до идеала женщины (А. Самохвалов). В это время творили ученики знаменитого скульптора Матвеева: А. Игнатьев, Л. Холина, М. Вайнман, А. Черницкий, В. Стамов, для которых работа с натуры была основополагающим принципом в творчестве, «источником пластической формы».

выставка Ленинград. Оттепель

Появление новых тем нашло яркое отражение в иллюстрированной открытке. Наиболее распространенными стали изображения масштабных событий, например, Международного фестиваля молодежи и студентов или запуска космических спутников. Одна из главных тем видовой фотооткрытки того времени – Ленинград и ленинградцы. В 1960-е годы продолжали работать известные мастера фотожурналистики, такие, как Д. Трахтенберг, Р. Мазелев, И. Голанд, Т. Бакман.

Изменился и творческий подход к фотографии: так, на открытии памятника А. Пушкину (М. Аникушин,  В. Петров), 19 июня 1957 года можно увидеть не только скульптуру, но и многочисленных горожан, читающих стихи, фотографирующих и фотографирующихся.

Новаторским стал вернисаж скульптур в Александровском парке. В реалистических жанровых работах не было назидания, они несли свободу, молодость и позитив. Впервые скульптуры были установлены в городской среде без постаментов, персонажи оказались максимально приближены к зрителю.

выставка Ленинград. Оттепель

В памятнике «Пионерам-героям» (И. Костюхин, В. Новиков, А. Алымов) раскрылась трагическая, лишенная нарочитой сентиментальности, тема «Дети и война» из истории блокадного Ленинграда. Прорывом можно считать установку скульптурной группы А. Матвеева «Октябрь» перед зданием нового Концертного зала. Смелостью трактовки поражает символическая триада – обнаженные фигуры рабочего, крестьянина и красноармейца.

Возрождению величия города способствовали масштабные реставрационные проекты – воссоздание Московских и Нарвских Триумфальных ворот, крупнейших монументальных сооружений в Европе.

22 апреля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.