В Музее городской скульптуры — выставка, посвященная Оттепели

В Музее городской скульптуры (Невский проспект, 179, вход с Чернорецкого переулка, 2) до 31 мая открыта выставка «Ленинград. Оттепель». В нее вошли произведения, созданные ленинградскими художниками во время краткого, но яркого периода отечественной истории, известного как «Оттепель». В Новом выставочном зале представлены графические и скульптурные работы, открытки и фотографии из фондов музея.

выставка Ленинград. Оттепель

На 1950-1960-е годы пришелся период расцвета ленинградской графической школы. В знаменитой Экспериментальной литографской мастерской, где царил дух новаторства, сформировалось духовное содружество талантливых и свободных мастеров: А. Ведерникова, А. Каплана, С. Штейнберга, М. Чарнецкой, И. Масленниковой и других. В работах этих мастеров видна особая, великолепно переданная ленинградская атмосфера.

Литографии И. Масленниковой «Метро станция Восстания», «Приятели. Площадь Пушкина» отмечены подкупающей искренностью и теплотой. Полны поэзии листы М. Чарнецкой «Мойка вечером» и «Ленинград. Мойка». Узнаваемые городские пейзажи не перестают удивлять своей безукоризненностью в рисунках И. Ершова и линогравюрах М. Успенского; но иначе выглядят в праздничном убранстве в произведениях А. Каплана, С. Штейнберга и Е. Померанцевой. С особой пронзительностью звучит лирическая, задушевная интонация в произведениях В. Матюх, Б. Ермолаева, А. Латаш, М. Бутровой.

Дыхание нового времени отчетливо проявилось в станковой пластике – теперь внимание скульпторов заострено на внутреннем мире героев, интересе к личности человека. Однако каков он и как его интерпретирует художник? Ответ неоднозначен, как и многогранны работы скульпторов: от мелкой пластики до большеформатного горельефа «Право на отдых»; от портретов работниц заводов (М. Вайнман, А. Черницкий) до идеала женщины (А. Самохвалов). В это время творили ученики знаменитого скульптора Матвеева: А. Игнатьев, Л. Холина, М. Вайнман, А. Черницкий, В. Стамов, для которых работа с натуры была основополагающим принципом в творчестве, «источником пластической формы».

выставка Ленинград. Оттепель

Появление новых тем нашло яркое отражение в иллюстрированной открытке. Наиболее распространенными стали изображения масштабных событий, например, Международного фестиваля молодежи и студентов или запуска космических спутников. Одна из главных тем видовой фотооткрытки того времени – Ленинград и ленинградцы. В 1960-е годы продолжали работать известные мастера фотожурналистики, такие, как Д. Трахтенберг, Р. Мазелев, И. Голанд, Т. Бакман.

Изменился и творческий подход к фотографии: так, на открытии памятника А. Пушкину (М. Аникушин,  В. Петров), 19 июня 1957 года можно увидеть не только скульптуру, но и многочисленных горожан, читающих стихи, фотографирующих и фотографирующихся.

Новаторским стал вернисаж скульптур в Александровском парке. В реалистических жанровых работах не было назидания, они несли свободу, молодость и позитив. Впервые скульптуры были установлены в городской среде без постаментов, персонажи оказались максимально приближены к зрителю.

выставка Ленинград. Оттепель

В памятнике «Пионерам-героям» (И. Костюхин, В. Новиков, А. Алымов) раскрылась трагическая, лишенная нарочитой сентиментальности, тема «Дети и война» из истории блокадного Ленинграда. Прорывом можно считать установку скульптурной группы А. Матвеева «Октябрь» перед зданием нового Концертного зала. Смелостью трактовки поражает символическая триада – обнаженные фигуры рабочего, крестьянина и красноармейца.

Возрождению величия города способствовали масштабные реставрационные проекты – воссоздание Московских и Нарвских Триумфальных ворот, крупнейших монументальных сооружений в Европе.

22 апреля 2018 // рубрика: Музеи / кино

выставка Веры Ильиной

Город, который никогда не был молодым

В выставочном зале Музея печати на набережной реки Мойки до конца августа можно посетить экспозицию графических листов Веры Ильиной. Серия петербургских пейзажей озаглавлена «Красная нить: уходящее прошлое». Вера Ильина родилась в 1962 году и мечтала стать художником еще в детстве. Она закончила Рисовальные классы в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина. В настоящее время занимается графикой, которой свойственна монохромная палитра, и основными инструментами являются соус, пастель, тушь, уголь, создает каллиграфические листы на базе русских исторических почерков. Но своей любимой техникой художница все же называет масляную живопись.

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.