В Музее городской скульптуры — выставка, посвященная Оттепели

В Музее городской скульптуры (Невский проспект, 179, вход с Чернорецкого переулка, 2) до 31 мая открыта выставка «Ленинград. Оттепель». В нее вошли произведения, созданные ленинградскими художниками во время краткого, но яркого периода отечественной истории, известного как «Оттепель». В Новом выставочном зале представлены графические и скульптурные работы, открытки и фотографии из фондов музея.

выставка Ленинград. Оттепель

На 1950-1960-е годы пришелся период расцвета ленинградской графической школы. В знаменитой Экспериментальной литографской мастерской, где царил дух новаторства, сформировалось духовное содружество талантливых и свободных мастеров: А. Ведерникова, А. Каплана, С. Штейнберга, М. Чарнецкой, И. Масленниковой и других. В работах этих мастеров видна особая, великолепно переданная ленинградская атмосфера.

Литографии И. Масленниковой «Метро станция Восстания», «Приятели. Площадь Пушкина» отмечены подкупающей искренностью и теплотой. Полны поэзии листы М. Чарнецкой «Мойка вечером» и «Ленинград. Мойка». Узнаваемые городские пейзажи не перестают удивлять своей безукоризненностью в рисунках И. Ершова и линогравюрах М. Успенского; но иначе выглядят в праздничном убранстве в произведениях А. Каплана, С. Штейнберга и Е. Померанцевой. С особой пронзительностью звучит лирическая, задушевная интонация в произведениях В. Матюх, Б. Ермолаева, А. Латаш, М. Бутровой.

Дыхание нового времени отчетливо проявилось в станковой пластике – теперь внимание скульпторов заострено на внутреннем мире героев, интересе к личности человека. Однако каков он и как его интерпретирует художник? Ответ неоднозначен, как и многогранны работы скульпторов: от мелкой пластики до большеформатного горельефа «Право на отдых»; от портретов работниц заводов (М. Вайнман, А. Черницкий) до идеала женщины (А. Самохвалов). В это время творили ученики знаменитого скульптора Матвеева: А. Игнатьев, Л. Холина, М. Вайнман, А. Черницкий, В. Стамов, для которых работа с натуры была основополагающим принципом в творчестве, «источником пластической формы».

выставка Ленинград. Оттепель

Появление новых тем нашло яркое отражение в иллюстрированной открытке. Наиболее распространенными стали изображения масштабных событий, например, Международного фестиваля молодежи и студентов или запуска космических спутников. Одна из главных тем видовой фотооткрытки того времени – Ленинград и ленинградцы. В 1960-е годы продолжали работать известные мастера фотожурналистики, такие, как Д. Трахтенберг, Р. Мазелев, И. Голанд, Т. Бакман.

Изменился и творческий подход к фотографии: так, на открытии памятника А. Пушкину (М. Аникушин,  В. Петров), 19 июня 1957 года можно увидеть не только скульптуру, но и многочисленных горожан, читающих стихи, фотографирующих и фотографирующихся.

Новаторским стал вернисаж скульптур в Александровском парке. В реалистических жанровых работах не было назидания, они несли свободу, молодость и позитив. Впервые скульптуры были установлены в городской среде без постаментов, персонажи оказались максимально приближены к зрителю.

выставка Ленинград. Оттепель

В памятнике «Пионерам-героям» (И. Костюхин, В. Новиков, А. Алымов) раскрылась трагическая, лишенная нарочитой сентиментальности, тема «Дети и война» из истории блокадного Ленинграда. Прорывом можно считать установку скульптурной группы А. Матвеева «Октябрь» перед зданием нового Концертного зала. Смелостью трактовки поражает символическая триада – обнаженные фигуры рабочего, крестьянина и красноармейца.

Возрождению величия города способствовали масштабные реставрационные проекты – воссоздание Московских и Нарвских Триумфальных ворот, крупнейших монументальных сооружений в Европе.

22 апреля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Даниил Коцюбинский на «Квартирнике» в Росбалте рассказал об исторической памяти

В «Родине» начинается ретроспектива Ксавье Долана

В «Ленинград Центре» состоится петербургская премьера фильма «Пылающий»

В Анненкирхе откроется персональная выставка Андрея Оленева

«Биртман» выпустил кавер на песню Цоя «Прохожий»

В Петербурге создадут диораму, посвященную Великой Отечественной войне

«Звери» выпустили каверы на песни Майка Науменко, записанные для «Лета»

Мариинский театр опровергает отмену выступления Гергиева в Бад-Киссингене

Борис Гребенщиков прервал уличный концерт в Киеве из-за национал-радикала (видео)

В Павловске открыта выставка о детстве и юности царя-освободителя Александра II

В «Ленинград центре» открывается выставка «Легендарное телевидение-80»

В Михайловском замке откроется выставка современных художников КНР

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.