В Музее городской скульптуры — выставка, посвященная Оттепели

В Музее городской скульптуры (Невский проспект, 179, вход с Чернорецкого переулка, 2) до 31 мая открыта выставка «Ленинград. Оттепель». В нее вошли произведения, созданные ленинградскими художниками во время краткого, но яркого периода отечественной истории, известного как «Оттепель». В Новом выставочном зале представлены графические и скульптурные работы, открытки и фотографии из фондов музея.

выставка Ленинград. Оттепель

На 1950-1960-е годы пришелся период расцвета ленинградской графической школы. В знаменитой Экспериментальной литографской мастерской, где царил дух новаторства, сформировалось духовное содружество талантливых и свободных мастеров: А. Ведерникова, А. Каплана, С. Штейнберга, М. Чарнецкой, И. Масленниковой и других. В работах этих мастеров видна особая, великолепно переданная ленинградская атмосфера.

Литографии И. Масленниковой «Метро станция Восстания», «Приятели. Площадь Пушкина» отмечены подкупающей искренностью и теплотой. Полны поэзии листы М. Чарнецкой «Мойка вечером» и «Ленинград. Мойка». Узнаваемые городские пейзажи не перестают удивлять своей безукоризненностью в рисунках И. Ершова и линогравюрах М. Успенского; но иначе выглядят в праздничном убранстве в произведениях А. Каплана, С. Штейнберга и Е. Померанцевой. С особой пронзительностью звучит лирическая, задушевная интонация в произведениях В. Матюх, Б. Ермолаева, А. Латаш, М. Бутровой.

Дыхание нового времени отчетливо проявилось в станковой пластике – теперь внимание скульпторов заострено на внутреннем мире героев, интересе к личности человека. Однако каков он и как его интерпретирует художник? Ответ неоднозначен, как и многогранны работы скульпторов: от мелкой пластики до большеформатного горельефа «Право на отдых»; от портретов работниц заводов (М. Вайнман, А. Черницкий) до идеала женщины (А. Самохвалов). В это время творили ученики знаменитого скульптора Матвеева: А. Игнатьев, Л. Холина, М. Вайнман, А. Черницкий, В. Стамов, для которых работа с натуры была основополагающим принципом в творчестве, «источником пластической формы».

выставка Ленинград. Оттепель

Появление новых тем нашло яркое отражение в иллюстрированной открытке. Наиболее распространенными стали изображения масштабных событий, например, Международного фестиваля молодежи и студентов или запуска космических спутников. Одна из главных тем видовой фотооткрытки того времени – Ленинград и ленинградцы. В 1960-е годы продолжали работать известные мастера фотожурналистики, такие, как Д. Трахтенберг, Р. Мазелев, И. Голанд, Т. Бакман.

Изменился и творческий подход к фотографии: так, на открытии памятника А. Пушкину (М. Аникушин,  В. Петров), 19 июня 1957 года можно увидеть не только скульптуру, но и многочисленных горожан, читающих стихи, фотографирующих и фотографирующихся.

Новаторским стал вернисаж скульптур в Александровском парке. В реалистических жанровых работах не было назидания, они несли свободу, молодость и позитив. Впервые скульптуры были установлены в городской среде без постаментов, персонажи оказались максимально приближены к зрителю.

выставка Ленинград. Оттепель

В памятнике «Пионерам-героям» (И. Костюхин, В. Новиков, А. Алымов) раскрылась трагическая, лишенная нарочитой сентиментальности, тема «Дети и война» из истории блокадного Ленинграда. Прорывом можно считать установку скульптурной группы А. Матвеева «Октябрь» перед зданием нового Концертного зала. Смелостью трактовки поражает символическая триада – обнаженные фигуры рабочего, крестьянина и красноармейца.

Возрождению величия города способствовали масштабные реставрационные проекты – воссоздание Московских и Нарвских Триумфальных ворот, крупнейших монументальных сооружений в Европе.

22 апреля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.