В Главном Штабе открылась выставка «Илья и Эмилия Кабакова. В будущее возьмут не всех»

С 21 апреля по 29 июля в Главном Штабе будет работать выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Илья и Эмилия Кабаковы – создатели жанра «тотальной инсталляции» и авторы, вошедшие в число наиболее прославленных современных международных художников.

Главный Штаб

Илья Кабаков – крупнейшая фигура московского концептуализма, представитель позднего поколения советских художников, завоевавший мировое признание в области искусства. Кабаков знаменит конструированием нового жанра – тотальной инсталляции, где произведением является не отдельный объект, а целостное единое пространство, в которое попадает зритель. В своих работах творческий союз Ильи и Эмилии Кабаковых мифологизирует рутинную, будничную, коммунальную жизнь СССР, герои их произведений – уязвимые романтики и забытые художники-мечтатели, живущие в прозаичных условиях советского быта. Выставка-ретроспектива призвана продемонстрировать становление творческого метода автора и его эволюцию на примере инсталляций, архитектурных моделей, произведений живописи и графики.

Этот масштабный проект – результат сотрудничества Государственного Эрмитажа, Третьяковской Галереи и Галереи Тейт (Лондон). Он включает более 100 произведений из художественных музеев и частных коллекций России, Европы и США.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, в предисловии к каталогу выставки отметил: «Эрмитаж очень рад приветствовать своих старых и верных друзей. Илья и Эмилия Кабаковы не раз выставлялись в Эрмитаже, в 2004 году был «Случай в музее и другие инсталляции», а в 2014 году — «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы». В Эрмитаже есть Зал Кабаковых, где представлены, в частности, две знаменитые инсталляции «Шкаф» и «Туалет». А «Красный вагон», щедрый дар художников, является знаковой составляющей постоянной экспозиции в Главном штабе. Приятно, что именно творчество Кабаковых дало возможность создать совместную выставку трем знаменитым музеям – Галерее Тейт, Третьяковской галерее и Государственному Эрмитажу».

Илья Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске. В 1957 году окончил Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова при Российской академии художеств. Зарабатывал на жизнь иллюстрацией детских книг: сотрудничал с издательством «Детгиз», журналами «Малыш», «Мурзилка» и «Веселые картинки». В те же годы создал свои первые неофициальные графические серии, работал над концептуальными альбомами, герои которых – оторванные от реальности, страдающие от различных иллюзий художники. В 1987 году, благодаря гранту Graz Kunstverein австрийского министерства культуры, Кабаков впервые получил возможность выехать за границу. В 1988 году он переехал в Нью-Йорк, где встретил Эмилию Леках, которая вскоре стала его супругой.

Эмилия Кабакова родилась в 1945 году в Днепропетровске. Училась в иркутском музыкальном училище и закончила Днепропетровскую консерваторию по классу фортепиано, затем — четыре курса факультета иностранных языков МГУ по отделению испанского языка. В 1973 году эмигрировала в США. С конца 1980-х годов работала вместе с Ильей Кабаковым, в 1992 году художники поженились.

«В будущее возьмут не всех» – эссе Ильи Кабакова, вышедшее в 1983 году в парижском журнале неофициального русского искусства «А–Я». В тексте Кабаков размышляет о харизматичной роли Казимира Малевича, увлекшего за собой в будущее целое поколение русских художников, и вспоминает о своем личном опыте – о художественной школе, где детей с лучшей успеваемостью награждали поездкой в пионерский лагерь, а отстающих лишали любого шанса на творческую реализацию в будущем. Эссе завершается размышлением о том, что ровно так же современность записывает в историю искусства имена одних художников, а других предает забвению.

В одноименной инсталляции 2001 года поезд, отбывающий от платформы, увозит тех, кому посчастливилось стать частью будущего. А брошенные на перроне работы напоминают о тех, кто остался, забыт и уже не попадет в будущее. В то время как мир одержим соответствием настоящему моменту, Кабаков задается вопросом, что станет с искусством в будущем?

Выставка проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков. Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» проходит при поддержке ФСК ЕЭС (входит в группу «Россети»).

21 апреля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.