В Главном Штабе открылась выставка «Илья и Эмилия Кабакова. В будущее возьмут не всех»

С 21 апреля по 29 июля в Главном Штабе будет работать выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Илья и Эмилия Кабаковы – создатели жанра «тотальной инсталляции» и авторы, вошедшие в число наиболее прославленных современных международных художников.

Главный Штаб

Илья Кабаков – крупнейшая фигура московского концептуализма, представитель позднего поколения советских художников, завоевавший мировое признание в области искусства. Кабаков знаменит конструированием нового жанра – тотальной инсталляции, где произведением является не отдельный объект, а целостное единое пространство, в которое попадает зритель. В своих работах творческий союз Ильи и Эмилии Кабаковых мифологизирует рутинную, будничную, коммунальную жизнь СССР, герои их произведений – уязвимые романтики и забытые художники-мечтатели, живущие в прозаичных условиях советского быта. Выставка-ретроспектива призвана продемонстрировать становление творческого метода автора и его эволюцию на примере инсталляций, архитектурных моделей, произведений живописи и графики.

Этот масштабный проект – результат сотрудничества Государственного Эрмитажа, Третьяковской Галереи и Галереи Тейт (Лондон). Он включает более 100 произведений из художественных музеев и частных коллекций России, Европы и США.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, в предисловии к каталогу выставки отметил: «Эрмитаж очень рад приветствовать своих старых и верных друзей. Илья и Эмилия Кабаковы не раз выставлялись в Эрмитаже, в 2004 году был «Случай в музее и другие инсталляции», а в 2014 году — «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы». В Эрмитаже есть Зал Кабаковых, где представлены, в частности, две знаменитые инсталляции «Шкаф» и «Туалет». А «Красный вагон», щедрый дар художников, является знаковой составляющей постоянной экспозиции в Главном штабе. Приятно, что именно творчество Кабаковых дало возможность создать совместную выставку трем знаменитым музеям – Галерее Тейт, Третьяковской галерее и Государственному Эрмитажу».

Илья Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске. В 1957 году окончил Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова при Российской академии художеств. Зарабатывал на жизнь иллюстрацией детских книг: сотрудничал с издательством «Детгиз», журналами «Малыш», «Мурзилка» и «Веселые картинки». В те же годы создал свои первые неофициальные графические серии, работал над концептуальными альбомами, герои которых – оторванные от реальности, страдающие от различных иллюзий художники. В 1987 году, благодаря гранту Graz Kunstverein австрийского министерства культуры, Кабаков впервые получил возможность выехать за границу. В 1988 году он переехал в Нью-Йорк, где встретил Эмилию Леках, которая вскоре стала его супругой.

Эмилия Кабакова родилась в 1945 году в Днепропетровске. Училась в иркутском музыкальном училище и закончила Днепропетровскую консерваторию по классу фортепиано, затем — четыре курса факультета иностранных языков МГУ по отделению испанского языка. В 1973 году эмигрировала в США. С конца 1980-х годов работала вместе с Ильей Кабаковым, в 1992 году художники поженились.

«В будущее возьмут не всех» – эссе Ильи Кабакова, вышедшее в 1983 году в парижском журнале неофициального русского искусства «А–Я». В тексте Кабаков размышляет о харизматичной роли Казимира Малевича, увлекшего за собой в будущее целое поколение русских художников, и вспоминает о своем личном опыте – о художественной школе, где детей с лучшей успеваемостью награждали поездкой в пионерский лагерь, а отстающих лишали любого шанса на творческую реализацию в будущем. Эссе завершается размышлением о том, что ровно так же современность записывает в историю искусства имена одних художников, а других предает забвению.

В одноименной инсталляции 2001 года поезд, отбывающий от платформы, увозит тех, кому посчастливилось стать частью будущего. А брошенные на перроне работы напоминают о тех, кто остался, забыт и уже не попадет в будущее. В то время как мир одержим соответствием настоящему моменту, Кабаков задается вопросом, что станет с искусством в будущем?

Выставка проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков. Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» проходит при поддержке ФСК ЕЭС (входит в группу «Россети»).

21 апреля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.