В Главном Штабе открылась выставка «Илья и Эмилия Кабакова. В будущее возьмут не всех»

С 21 апреля по 29 июля в Главном Штабе будет работать выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Илья и Эмилия Кабаковы – создатели жанра «тотальной инсталляции» и авторы, вошедшие в число наиболее прославленных современных международных художников.

Главный Штаб

Илья Кабаков – крупнейшая фигура московского концептуализма, представитель позднего поколения советских художников, завоевавший мировое признание в области искусства. Кабаков знаменит конструированием нового жанра – тотальной инсталляции, где произведением является не отдельный объект, а целостное единое пространство, в которое попадает зритель. В своих работах творческий союз Ильи и Эмилии Кабаковых мифологизирует рутинную, будничную, коммунальную жизнь СССР, герои их произведений – уязвимые романтики и забытые художники-мечтатели, живущие в прозаичных условиях советского быта. Выставка-ретроспектива призвана продемонстрировать становление творческого метода автора и его эволюцию на примере инсталляций, архитектурных моделей, произведений живописи и графики.

Этот масштабный проект – результат сотрудничества Государственного Эрмитажа, Третьяковской Галереи и Галереи Тейт (Лондон). Он включает более 100 произведений из художественных музеев и частных коллекций России, Европы и США.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, в предисловии к каталогу выставки отметил: «Эрмитаж очень рад приветствовать своих старых и верных друзей. Илья и Эмилия Кабаковы не раз выставлялись в Эрмитаже, в 2004 году был «Случай в музее и другие инсталляции», а в 2014 году — «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы». В Эрмитаже есть Зал Кабаковых, где представлены, в частности, две знаменитые инсталляции «Шкаф» и «Туалет». А «Красный вагон», щедрый дар художников, является знаковой составляющей постоянной экспозиции в Главном штабе. Приятно, что именно творчество Кабаковых дало возможность создать совместную выставку трем знаменитым музеям – Галерее Тейт, Третьяковской галерее и Государственному Эрмитажу».

Илья Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске. В 1957 году окончил Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова при Российской академии художеств. Зарабатывал на жизнь иллюстрацией детских книг: сотрудничал с издательством «Детгиз», журналами «Малыш», «Мурзилка» и «Веселые картинки». В те же годы создал свои первые неофициальные графические серии, работал над концептуальными альбомами, герои которых – оторванные от реальности, страдающие от различных иллюзий художники. В 1987 году, благодаря гранту Graz Kunstverein австрийского министерства культуры, Кабаков впервые получил возможность выехать за границу. В 1988 году он переехал в Нью-Йорк, где встретил Эмилию Леках, которая вскоре стала его супругой.

Эмилия Кабакова родилась в 1945 году в Днепропетровске. Училась в иркутском музыкальном училище и закончила Днепропетровскую консерваторию по классу фортепиано, затем — четыре курса факультета иностранных языков МГУ по отделению испанского языка. В 1973 году эмигрировала в США. С конца 1980-х годов работала вместе с Ильей Кабаковым, в 1992 году художники поженились.

«В будущее возьмут не всех» – эссе Ильи Кабакова, вышедшее в 1983 году в парижском журнале неофициального русского искусства «А–Я». В тексте Кабаков размышляет о харизматичной роли Казимира Малевича, увлекшего за собой в будущее целое поколение русских художников, и вспоминает о своем личном опыте – о художественной школе, где детей с лучшей успеваемостью награждали поездкой в пионерский лагерь, а отстающих лишали любого шанса на творческую реализацию в будущем. Эссе завершается размышлением о том, что ровно так же современность записывает в историю искусства имена одних художников, а других предает забвению.

В одноименной инсталляции 2001 года поезд, отбывающий от платформы, увозит тех, кому посчастливилось стать частью будущего. А брошенные на перроне работы напоминают о тех, кто остался, забыт и уже не попадет в будущее. В то время как мир одержим соответствием настоящему моменту, Кабаков задается вопросом, что станет с искусством в будущем?

Выставка проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков. Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» проходит при поддержке ФСК ЕЭС (входит в группу «Россети»).

21 апреля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.