В Главном Штабе открылась выставка «Илья и Эмилия Кабакова. В будущее возьмут не всех»

С 21 апреля по 29 июля в Главном Штабе будет работать выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Илья и Эмилия Кабаковы – создатели жанра «тотальной инсталляции» и авторы, вошедшие в число наиболее прославленных современных международных художников.

Главный Штаб

Илья Кабаков – крупнейшая фигура московского концептуализма, представитель позднего поколения советских художников, завоевавший мировое признание в области искусства. Кабаков знаменит конструированием нового жанра – тотальной инсталляции, где произведением является не отдельный объект, а целостное единое пространство, в которое попадает зритель. В своих работах творческий союз Ильи и Эмилии Кабаковых мифологизирует рутинную, будничную, коммунальную жизнь СССР, герои их произведений – уязвимые романтики и забытые художники-мечтатели, живущие в прозаичных условиях советского быта. Выставка-ретроспектива призвана продемонстрировать становление творческого метода автора и его эволюцию на примере инсталляций, архитектурных моделей, произведений живописи и графики.

Этот масштабный проект – результат сотрудничества Государственного Эрмитажа, Третьяковской Галереи и Галереи Тейт (Лондон). Он включает более 100 произведений из художественных музеев и частных коллекций России, Европы и США.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, в предисловии к каталогу выставки отметил: «Эрмитаж очень рад приветствовать своих старых и верных друзей. Илья и Эмилия Кабаковы не раз выставлялись в Эрмитаже, в 2004 году был «Случай в музее и другие инсталляции», а в 2014 году — «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы». В Эрмитаже есть Зал Кабаковых, где представлены, в частности, две знаменитые инсталляции «Шкаф» и «Туалет». А «Красный вагон», щедрый дар художников, является знаковой составляющей постоянной экспозиции в Главном штабе. Приятно, что именно творчество Кабаковых дало возможность создать совместную выставку трем знаменитым музеям – Галерее Тейт, Третьяковской галерее и Государственному Эрмитажу».

Илья Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске. В 1957 году окончил Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова при Российской академии художеств. Зарабатывал на жизнь иллюстрацией детских книг: сотрудничал с издательством «Детгиз», журналами «Малыш», «Мурзилка» и «Веселые картинки». В те же годы создал свои первые неофициальные графические серии, работал над концептуальными альбомами, герои которых – оторванные от реальности, страдающие от различных иллюзий художники. В 1987 году, благодаря гранту Graz Kunstverein австрийского министерства культуры, Кабаков впервые получил возможность выехать за границу. В 1988 году он переехал в Нью-Йорк, где встретил Эмилию Леках, которая вскоре стала его супругой.

Эмилия Кабакова родилась в 1945 году в Днепропетровске. Училась в иркутском музыкальном училище и закончила Днепропетровскую консерваторию по классу фортепиано, затем — четыре курса факультета иностранных языков МГУ по отделению испанского языка. В 1973 году эмигрировала в США. С конца 1980-х годов работала вместе с Ильей Кабаковым, в 1992 году художники поженились.

«В будущее возьмут не всех» – эссе Ильи Кабакова, вышедшее в 1983 году в парижском журнале неофициального русского искусства «А–Я». В тексте Кабаков размышляет о харизматичной роли Казимира Малевича, увлекшего за собой в будущее целое поколение русских художников, и вспоминает о своем личном опыте – о художественной школе, где детей с лучшей успеваемостью награждали поездкой в пионерский лагерь, а отстающих лишали любого шанса на творческую реализацию в будущем. Эссе завершается размышлением о том, что ровно так же современность записывает в историю искусства имена одних художников, а других предает забвению.

В одноименной инсталляции 2001 года поезд, отбывающий от платформы, увозит тех, кому посчастливилось стать частью будущего. А брошенные на перроне работы напоминают о тех, кто остался, забыт и уже не попадет в будущее. В то время как мир одержим соответствием настоящему моменту, Кабаков задается вопросом, что станет с искусством в будущем?

Выставка проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков. Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» проходит при поддержке ФСК ЕЭС (входит в группу «Россети»).

21 апреля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.