Фонд Иосифа Бродского открыл Литовские дни фильмом «Ромас, Томас и Иосиф»

В знаменитых «Полутора комнатах» (Дом Мурузи, Литейный проспект, 24) Петербургский фонд создания музея Иосифа Бродского 15 апреля открыл Литовские дни, посвященные литовским друзьям и их роли в жизни поэта. Серия культурных событий началась с премьеры документального фильма российского режиссера Лилии Вьюгиной и литовского продюсера Тересы Рожановской «Ромас, Томас и Иосиф».

Иосиф Бродский

Картина рассказывает о дружбе Бродского с литовским поэтом Томасом Венцловой и ученым Ромасом Катилюсом. Они познакомились в 1960-х годах в Вильнюсе и сохранили дружбу на долгие годы — вплоть до американской эмиграции и кончины Бродского. Российский поэт в юности много раз бывал в Литве, останавливаясь у своих друзей.

Фильм представил Михаил Мильчик, председатель правления Фонда создания литературного музея Иосифа Бродского. Он напомнил, что в Санкт-Петербурге выходит литературная серия «Места Бродского в мире»: уже опубликованы книги, посвященные Венеции, ссылке и Литве. Вскоре выйдет четвертая книга — «Бродский в Риме».

«Литва занимала в жизни Бродского очень значительное место. Прибалтика была своего рода окно в Европу для советских людей. В Латвии, Литве и Эстонии очень многое сохранилось от досоветского периода, там царила атмосфера относительной свободы и свободомыслия. Когда у Бродского появились литовские друзья, он стал часто и подолгу бывать в Вильнюсе. Наиболее ярким знаком его любви к Литве стал цикл стихов «Литовский дивертисмент», посвященный Томасу Вецлове», — сообщил Михаил Мильчик.

Фильм создала Лилия Вьюгина — российский кинорежиссер и сценарист документальных фильмов о российских деятелях культуры. Она является лауреатом многих премий и конкурсов, неоднократным номинантом ТЭФИ. По словам Вьюгиной, она родилась и выросла в Вильнюсе, поэтому над этой картиной ей было работать особенно интересно.

«Для меня это фильм не только про Бродского, но и про мою любовь к Литве. Мы снимали в местах моего детства. Я очень рада, что Литовский киноцентр и Национальное телевидение Литвы профинансировали создание картины. Она снята на литовские деньги и для литовского телевидения. Надеюсь, что ее покажут на российском телеканале «Культура». В ходе работы мы сделали несколько находок: например, запись авторского исполнения стихотворений из «Литовского дивертисмента»… Кроме того, есть аудиозапись рассказа ксендза, с которым беседовал Бродский. Некоторые видеофрагменты с участием поэта никогда и нигде еще не показывались — в частности, венчание Томаса Венцлова в православном соборе в Нью-Йорке», — рассказала режиссер.

Она поблагодарила семью Катилюсов за то, что в ней бережно сохраняются рисунки Иосифа Бродского, которые он делал на случайных бумагах и салфетках. Эти небольшие зарисовки тоже фигурируют в фильме. «В Литве бережно хранят память о Бродском, а в Москве дом писательского кооператива на Филевском улице, где бывали Бродский, Ахматова и многие другие, снесен», — отметила Вьюгина, напомнив, что фильм начинается со съемок знаменитого здания и заканчивается кадрами его сноса.

Иосиф Бродский

По словам Тересы Рожановской, ближайший год картина проведет на фестивалях, а затем будет показана на литовском телевидении. Только после этого ее можно будет показать на российском телевидении.

В завершение Михаил Мильчик пригласил публику на открытие выставки «Выдающийся литовский поэт Томас Венцлова в фотографиях», которое состоится 19 апреля (19:00) с участием самого поэта. Экспозиция посвящена его 80-летию. Выставка станет своеобразным ответом на прошедшую в Санкт-Петербурге фотовыставку «Полторы комнаты Иосифа Бродского в фотографиях», которая в феврале-марте 2018 года демонстрировалась в Доме-музее семьи Венцловы в Вильнюсе.

16 апреля 2018 // рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).