Фонд Иосифа Бродского открыл Литовские дни фильмом «Ромас, Томас и Иосиф»

В знаменитых «Полутора комнатах» (Дом Мурузи, Литейный проспект, 24) Петербургский фонд создания музея Иосифа Бродского 15 апреля открыл Литовские дни, посвященные литовским друзьям и их роли в жизни поэта. Серия культурных событий началась с премьеры документального фильма российского режиссера Лилии Вьюгиной и литовского продюсера Тересы Рожановской «Ромас, Томас и Иосиф».

Иосиф Бродский

Картина рассказывает о дружбе Бродского с литовским поэтом Томасом Венцловой и ученым Ромасом Катилюсом. Они познакомились в 1960-х годах в Вильнюсе и сохранили дружбу на долгие годы — вплоть до американской эмиграции и кончины Бродского. Российский поэт в юности много раз бывал в Литве, останавливаясь у своих друзей.

Фильм представил Михаил Мильчик, председатель правления Фонда создания литературного музея Иосифа Бродского. Он напомнил, что в Санкт-Петербурге выходит литературная серия «Места Бродского в мире»: уже опубликованы книги, посвященные Венеции, ссылке и Литве. Вскоре выйдет четвертая книга — «Бродский в Риме».

«Литва занимала в жизни Бродского очень значительное место. Прибалтика была своего рода окно в Европу для советских людей. В Латвии, Литве и Эстонии очень многое сохранилось от досоветского периода, там царила атмосфера относительной свободы и свободомыслия. Когда у Бродского появились литовские друзья, он стал часто и подолгу бывать в Вильнюсе. Наиболее ярким знаком его любви к Литве стал цикл стихов «Литовский дивертисмент», посвященный Томасу Вецлове», — сообщил Михаил Мильчик.

Фильм создала Лилия Вьюгина — российский кинорежиссер и сценарист документальных фильмов о российских деятелях культуры. Она является лауреатом многих премий и конкурсов, неоднократным номинантом ТЭФИ. По словам Вьюгиной, она родилась и выросла в Вильнюсе, поэтому над этой картиной ей было работать особенно интересно.

«Для меня это фильм не только про Бродского, но и про мою любовь к Литве. Мы снимали в местах моего детства. Я очень рада, что Литовский киноцентр и Национальное телевидение Литвы профинансировали создание картины. Она снята на литовские деньги и для литовского телевидения. Надеюсь, что ее покажут на российском телеканале «Культура». В ходе работы мы сделали несколько находок: например, запись авторского исполнения стихотворений из «Литовского дивертисмента»… Кроме того, есть аудиозапись рассказа ксендза, с которым беседовал Бродский. Некоторые видеофрагменты с участием поэта никогда и нигде еще не показывались — в частности, венчание Томаса Венцлова в православном соборе в Нью-Йорке», — рассказала режиссер.

Она поблагодарила семью Катилюсов за то, что в ней бережно сохраняются рисунки Иосифа Бродского, которые он делал на случайных бумагах и салфетках. Эти небольшие зарисовки тоже фигурируют в фильме. «В Литве бережно хранят память о Бродском, а в Москве дом писательского кооператива на Филевском улице, где бывали Бродский, Ахматова и многие другие, снесен», — отметила Вьюгина, напомнив, что фильм начинается со съемок знаменитого здания и заканчивается кадрами его сноса.

Иосиф Бродский

По словам Тересы Рожановской, ближайший год картина проведет на фестивалях, а затем будет показана на литовском телевидении. Только после этого ее можно будет показать на российском телевидении.

В завершение Михаил Мильчик пригласил публику на открытие выставки «Выдающийся литовский поэт Томас Венцлова в фотографиях», которое состоится 19 апреля (19:00) с участием самого поэта. Экспозиция посвящена его 80-летию. Выставка станет своеобразным ответом на прошедшую в Санкт-Петербурге фотовыставку «Полторы комнаты Иосифа Бродского в фотографиях», которая в феврале-марте 2018 года демонстрировалась в Доме-музее семьи Венцловы в Вильнюсе.

16 апреля 2018 // рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.