Фонд Иосифа Бродского открыл Литовские дни фильмом «Ромас, Томас и Иосиф»

В знаменитых «Полутора комнатах» (Дом Мурузи, Литейный проспект, 24) Петербургский фонд создания музея Иосифа Бродского 15 апреля открыл Литовские дни, посвященные литовским друзьям и их роли в жизни поэта. Серия культурных событий началась с премьеры документального фильма российского режиссера Лилии Вьюгиной и литовского продюсера Тересы Рожановской «Ромас, Томас и Иосиф».

Иосиф Бродский

Картина рассказывает о дружбе Бродского с литовским поэтом Томасом Венцловой и ученым Ромасом Катилюсом. Они познакомились в 1960-х годах в Вильнюсе и сохранили дружбу на долгие годы — вплоть до американской эмиграции и кончины Бродского. Российский поэт в юности много раз бывал в Литве, останавливаясь у своих друзей.

Фильм представил Михаил Мильчик, председатель правления Фонда создания литературного музея Иосифа Бродского. Он напомнил, что в Санкт-Петербурге выходит литературная серия «Места Бродского в мире»: уже опубликованы книги, посвященные Венеции, ссылке и Литве. Вскоре выйдет четвертая книга — «Бродский в Риме».

«Литва занимала в жизни Бродского очень значительное место. Прибалтика была своего рода окно в Европу для советских людей. В Латвии, Литве и Эстонии очень многое сохранилось от досоветского периода, там царила атмосфера относительной свободы и свободомыслия. Когда у Бродского появились литовские друзья, он стал часто и подолгу бывать в Вильнюсе. Наиболее ярким знаком его любви к Литве стал цикл стихов «Литовский дивертисмент», посвященный Томасу Вецлове», — сообщил Михаил Мильчик.

Фильм создала Лилия Вьюгина — российский кинорежиссер и сценарист документальных фильмов о российских деятелях культуры. Она является лауреатом многих премий и конкурсов, неоднократным номинантом ТЭФИ. По словам Вьюгиной, она родилась и выросла в Вильнюсе, поэтому над этой картиной ей было работать особенно интересно.

«Для меня это фильм не только про Бродского, но и про мою любовь к Литве. Мы снимали в местах моего детства. Я очень рада, что Литовский киноцентр и Национальное телевидение Литвы профинансировали создание картины. Она снята на литовские деньги и для литовского телевидения. Надеюсь, что ее покажут на российском телеканале «Культура». В ходе работы мы сделали несколько находок: например, запись авторского исполнения стихотворений из «Литовского дивертисмента»… Кроме того, есть аудиозапись рассказа ксендза, с которым беседовал Бродский. Некоторые видеофрагменты с участием поэта никогда и нигде еще не показывались — в частности, венчание Томаса Венцлова в православном соборе в Нью-Йорке», — рассказала режиссер.

Она поблагодарила семью Катилюсов за то, что в ней бережно сохраняются рисунки Иосифа Бродского, которые он делал на случайных бумагах и салфетках. Эти небольшие зарисовки тоже фигурируют в фильме. «В Литве бережно хранят память о Бродском, а в Москве дом писательского кооператива на Филевском улице, где бывали Бродский, Ахматова и многие другие, снесен», — отметила Вьюгина, напомнив, что фильм начинается со съемок знаменитого здания и заканчивается кадрами его сноса.

Иосиф Бродский

По словам Тересы Рожановской, ближайший год картина проведет на фестивалях, а затем будет показана на литовском телевидении. Только после этого ее можно будет показать на российском телевидении.

В завершение Михаил Мильчик пригласил публику на открытие выставки «Выдающийся литовский поэт Томас Венцлова в фотографиях», которое состоится 19 апреля (19:00) с участием самого поэта. Экспозиция посвящена его 80-летию. Выставка станет своеобразным ответом на прошедшую в Санкт-Петербурге фотовыставку «Полторы комнаты Иосифа Бродского в фотографиях», которая в феврале-марте 2018 года демонстрировалась в Доме-музее семьи Венцловы в Вильнюсе.

16 апреля 2018 // рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.