«Швейк» Александринского театра откроет V Международный театральный фестиваль Имре Мадача

Спектакль Валерия Фокина «Швейк. Возвращение» 10 апреля откроет программу V Международного театрального фестиваля имени Имре Мадача (MITEM, Madách International Theatre Meeting) в Будапеште (Венгрия). Фестиваль, названный в честь великого венгерского поэта, философа и драматурга Имре Мадача, организован Венгерским национальным театром (Nemzeti Színház) и традиционно проходит на его сцене.

Швейк в Александринском театре

Александринский театр не впервые становится участником MITEM. В 2014 году в программе фестиваля был показан спектакль Валерия Фокина «Литургия Zero», созданный по роману Федора Достоевского «Игрок», в 2016 году — спектакль Николая Рощина «Ворон» по одноименной пьесе Карло Гоцци. В 2017-ом году зрители в увидели спектакль художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского, созданный им в Александринском театре — «Преступление и наказание» по роману Достоевского.

«Швейк. Возвращение» — новая работа художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина. Премьера в Александринском театре состоялась 26 января 2018 года. Литературной основой спектакля стала оригинальная пьеса Татьяны Рахмановой, созданная по мотивам всемирно известного сатирического романа Ярослава Гашека. Появившийся в самом начале 1920-х годов XX-го века роман дал миру одного из самых известных народных героев — Швейка, маленького человека, пытающегося выжить в круговороте событий Первой мировой. Спектакль Валерия Фокина — современное переосмысление этой истории вековой давности.

Кто он Швейк XXI века? Невольный участник многих войн, втянутый в противостояние всех со всеми, по-прежнему пытающийся уцелеть и сохранить здравый смысл в абсурдной действительности — сегодня, не теряя своей гротескной простоты и наивности, он становится настоящим героем нашего времени. Спектакль «Швейк. Возвращение» — сатира, в которой, однако, поднимаются очень важные для всех нас вопросы — о мире и войне, о взаимоотношениях человека и государства, о личной ответственности каждого за происходящее в мире. Театр сегодня готов говорить о войне в карикатурной традиции, созданной Гашеком и вместе с тем жестко и бескомпромиссно.

«Просто ставить традиционного Швейка, по-моему, скучно. Мне было важно, чтобы главный герой мог снимать маску традиционного образа дурашливого шута, балагура и в какие-то моменты обнажаться, обнаруживать себя серьезного и все понимающего. Чтобы он был как бы провокатором, человеком, пришедшим через сто лет и увидевшим, что в плане абсурда, ужаса войны, в мире мало что поменялось. Швейк сегодня для меня интересен не комедийной частью… Это трагическое произведение», — считает Валерий Фокин.

Над спектаклем работали: Семен Пастух (сценография), Оксана Ярмольник (художник по костюмам), Александр Бакши (композитор), Дамир Исмагилов (художник по свету), Ася Мухина (видеосценография), Игорь Качаев (пластика). В роли Швейка — Степан Балакшин. В спектакле заняты: народные артисты России Игорь Волков и Петр Семак, заслуженная артистка Елена Немзер, артисты Янина Лакоба, Андрей Матюков, Виктор Шуралев и другие.

Спектакль «Швейк. Возвращение» стал первой работой Валерия Фокина в год 50-летия творческой деятельности. Начиная с 1968 года, он создал более 80 спектаклей ставших событиями российской и мировой сцены.

Подробности — на сайте Александринского театра.

9 апреля 2018 // рубрика: Театры / музыка

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.