«Швейк» Александринского театра откроет V Международный театральный фестиваль Имре Мадача

Спектакль Валерия Фокина «Швейк. Возвращение» 10 апреля откроет программу V Международного театрального фестиваля имени Имре Мадача (MITEM, Madách International Theatre Meeting) в Будапеште (Венгрия). Фестиваль, названный в честь великого венгерского поэта, философа и драматурга Имре Мадача, организован Венгерским национальным театром (Nemzeti Színház) и традиционно проходит на его сцене.

Швейк в Александринском театре

Александринский театр не впервые становится участником MITEM. В 2014 году в программе фестиваля был показан спектакль Валерия Фокина «Литургия Zero», созданный по роману Федора Достоевского «Игрок», в 2016 году — спектакль Николая Рощина «Ворон» по одноименной пьесе Карло Гоцци. В 2017-ом году зрители в увидели спектакль художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского, созданный им в Александринском театре — «Преступление и наказание» по роману Достоевского.

«Швейк. Возвращение» — новая работа художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина. Премьера в Александринском театре состоялась 26 января 2018 года. Литературной основой спектакля стала оригинальная пьеса Татьяны Рахмановой, созданная по мотивам всемирно известного сатирического романа Ярослава Гашека. Появившийся в самом начале 1920-х годов XX-го века роман дал миру одного из самых известных народных героев — Швейка, маленького человека, пытающегося выжить в круговороте событий Первой мировой. Спектакль Валерия Фокина — современное переосмысление этой истории вековой давности.

Кто он Швейк XXI века? Невольный участник многих войн, втянутый в противостояние всех со всеми, по-прежнему пытающийся уцелеть и сохранить здравый смысл в абсурдной действительности — сегодня, не теряя своей гротескной простоты и наивности, он становится настоящим героем нашего времени. Спектакль «Швейк. Возвращение» — сатира, в которой, однако, поднимаются очень важные для всех нас вопросы — о мире и войне, о взаимоотношениях человека и государства, о личной ответственности каждого за происходящее в мире. Театр сегодня готов говорить о войне в карикатурной традиции, созданной Гашеком и вместе с тем жестко и бескомпромиссно.

«Просто ставить традиционного Швейка, по-моему, скучно. Мне было важно, чтобы главный герой мог снимать маску традиционного образа дурашливого шута, балагура и в какие-то моменты обнажаться, обнаруживать себя серьезного и все понимающего. Чтобы он был как бы провокатором, человеком, пришедшим через сто лет и увидевшим, что в плане абсурда, ужаса войны, в мире мало что поменялось. Швейк сегодня для меня интересен не комедийной частью… Это трагическое произведение», — считает Валерий Фокин.

Над спектаклем работали: Семен Пастух (сценография), Оксана Ярмольник (художник по костюмам), Александр Бакши (композитор), Дамир Исмагилов (художник по свету), Ася Мухина (видеосценография), Игорь Качаев (пластика). В роли Швейка — Степан Балакшин. В спектакле заняты: народные артисты России Игорь Волков и Петр Семак, заслуженная артистка Елена Немзер, артисты Янина Лакоба, Андрей Матюков, Виктор Шуралев и другие.

Спектакль «Швейк. Возвращение» стал первой работой Валерия Фокина в год 50-летия творческой деятельности. Начиная с 1968 года, он создал более 80 спектаклей ставших событиями российской и мировой сцены.

Подробности — на сайте Александринского театра.

9 апреля 2018 // рубрика: Театры / музыка

Motorpsycho

Бент Сэтер: Motorpsycho любят специфические люди

Культовая норвежская группа Motorpsycho выступила на Новой сцене Александринского театра. Впервые российские поклонники вживую услышали своих кумиров — четырехкратных обладателей норвежской Grammy. Концерт Motorpsycho прошел 18 мая в Санкт-Петербурге на фестивале SKIF, который посвящен памяти легендарного музыканта Сергея Курехина.

Андрей Шишкин

Андрей Шишкин: Стремлюсь к тому, чтобы в театре всегда был дирижер мирового уровня

В рамках больших гастролей в Санкт-Петербурге с оперой «Сатьяграха» Филипа Гласса выступил Екатеринбургский театр оперы и балета. Эта опера, обращающаяся к такой великой фигуре, как Махатма Ганди, идет на санскрите, а написана одним из величайших композиторов ХХ века. Безусловно, она стала событием в культурной жизни России.

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».