«Швейк» Александринского театра откроет V Международный театральный фестиваль Имре Мадача

Спектакль Валерия Фокина «Швейк. Возвращение» 10 апреля откроет программу V Международного театрального фестиваля имени Имре Мадача (MITEM, Madách International Theatre Meeting) в Будапеште (Венгрия). Фестиваль, названный в честь великого венгерского поэта, философа и драматурга Имре Мадача, организован Венгерским национальным театром (Nemzeti Színház) и традиционно проходит на его сцене.

Швейк в Александринском театре

Александринский театр не впервые становится участником MITEM. В 2014 году в программе фестиваля был показан спектакль Валерия Фокина «Литургия Zero», созданный по роману Федора Достоевского «Игрок», в 2016 году — спектакль Николая Рощина «Ворон» по одноименной пьесе Карло Гоцци. В 2017-ом году зрители в увидели спектакль художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского, созданный им в Александринском театре — «Преступление и наказание» по роману Достоевского.

«Швейк. Возвращение» — новая работа художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина. Премьера в Александринском театре состоялась 26 января 2018 года. Литературной основой спектакля стала оригинальная пьеса Татьяны Рахмановой, созданная по мотивам всемирно известного сатирического романа Ярослава Гашека. Появившийся в самом начале 1920-х годов XX-го века роман дал миру одного из самых известных народных героев — Швейка, маленького человека, пытающегося выжить в круговороте событий Первой мировой. Спектакль Валерия Фокина — современное переосмысление этой истории вековой давности.

Кто он Швейк XXI века? Невольный участник многих войн, втянутый в противостояние всех со всеми, по-прежнему пытающийся уцелеть и сохранить здравый смысл в абсурдной действительности — сегодня, не теряя своей гротескной простоты и наивности, он становится настоящим героем нашего времени. Спектакль «Швейк. Возвращение» — сатира, в которой, однако, поднимаются очень важные для всех нас вопросы — о мире и войне, о взаимоотношениях человека и государства, о личной ответственности каждого за происходящее в мире. Театр сегодня готов говорить о войне в карикатурной традиции, созданной Гашеком и вместе с тем жестко и бескомпромиссно.

«Просто ставить традиционного Швейка, по-моему, скучно. Мне было важно, чтобы главный герой мог снимать маску традиционного образа дурашливого шута, балагура и в какие-то моменты обнажаться, обнаруживать себя серьезного и все понимающего. Чтобы он был как бы провокатором, человеком, пришедшим через сто лет и увидевшим, что в плане абсурда, ужаса войны, в мире мало что поменялось. Швейк сегодня для меня интересен не комедийной частью… Это трагическое произведение», — считает Валерий Фокин.

Над спектаклем работали: Семен Пастух (сценография), Оксана Ярмольник (художник по костюмам), Александр Бакши (композитор), Дамир Исмагилов (художник по свету), Ася Мухина (видеосценография), Игорь Качаев (пластика). В роли Швейка — Степан Балакшин. В спектакле заняты: народные артисты России Игорь Волков и Петр Семак, заслуженная артистка Елена Немзер, артисты Янина Лакоба, Андрей Матюков, Виктор Шуралев и другие.

Спектакль «Швейк. Возвращение» стал первой работой Валерия Фокина в год 50-летия творческой деятельности. Начиная с 1968 года, он создал более 80 спектаклей ставших событиями российской и мировой сцены.

Подробности — на сайте Александринского театра.

9 апреля 2018 // рубрика: Театры / музыка

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).