«Швейк» Александринского театра откроет V Международный театральный фестиваль Имре Мадача

Спектакль Валерия Фокина «Швейк. Возвращение» 10 апреля откроет программу V Международного театрального фестиваля имени Имре Мадача (MITEM, Madách International Theatre Meeting) в Будапеште (Венгрия). Фестиваль, названный в честь великого венгерского поэта, философа и драматурга Имре Мадача, организован Венгерским национальным театром (Nemzeti Színház) и традиционно проходит на его сцене.

Швейк в Александринском театре

Александринский театр не впервые становится участником MITEM. В 2014 году в программе фестиваля был показан спектакль Валерия Фокина «Литургия Zero», созданный по роману Федора Достоевского «Игрок», в 2016 году — спектакль Николая Рощина «Ворон» по одноименной пьесе Карло Гоцци. В 2017-ом году зрители в увидели спектакль художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского, созданный им в Александринском театре — «Преступление и наказание» по роману Достоевского.

«Швейк. Возвращение» — новая работа художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина. Премьера в Александринском театре состоялась 26 января 2018 года. Литературной основой спектакля стала оригинальная пьеса Татьяны Рахмановой, созданная по мотивам всемирно известного сатирического романа Ярослава Гашека. Появившийся в самом начале 1920-х годов XX-го века роман дал миру одного из самых известных народных героев — Швейка, маленького человека, пытающегося выжить в круговороте событий Первой мировой. Спектакль Валерия Фокина — современное переосмысление этой истории вековой давности.

Кто он Швейк XXI века? Невольный участник многих войн, втянутый в противостояние всех со всеми, по-прежнему пытающийся уцелеть и сохранить здравый смысл в абсурдной действительности — сегодня, не теряя своей гротескной простоты и наивности, он становится настоящим героем нашего времени. Спектакль «Швейк. Возвращение» — сатира, в которой, однако, поднимаются очень важные для всех нас вопросы — о мире и войне, о взаимоотношениях человека и государства, о личной ответственности каждого за происходящее в мире. Театр сегодня готов говорить о войне в карикатурной традиции, созданной Гашеком и вместе с тем жестко и бескомпромиссно.

«Просто ставить традиционного Швейка, по-моему, скучно. Мне было важно, чтобы главный герой мог снимать маску традиционного образа дурашливого шута, балагура и в какие-то моменты обнажаться, обнаруживать себя серьезного и все понимающего. Чтобы он был как бы провокатором, человеком, пришедшим через сто лет и увидевшим, что в плане абсурда, ужаса войны, в мире мало что поменялось. Швейк сегодня для меня интересен не комедийной частью… Это трагическое произведение», — считает Валерий Фокин.

Над спектаклем работали: Семен Пастух (сценография), Оксана Ярмольник (художник по костюмам), Александр Бакши (композитор), Дамир Исмагилов (художник по свету), Ася Мухина (видеосценография), Игорь Качаев (пластика). В роли Швейка — Степан Балакшин. В спектакле заняты: народные артисты России Игорь Волков и Петр Семак, заслуженная артистка Елена Немзер, артисты Янина Лакоба, Андрей Матюков, Виктор Шуралев и другие.

Спектакль «Швейк. Возвращение» стал первой работой Валерия Фокина в год 50-летия творческой деятельности. Начиная с 1968 года, он создал более 80 спектаклей ставших событиями российской и мировой сцены.

Подробности — на сайте Александринского театра.

9 апреля 2018 // рубрика: Театры / музыка

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.