В СПбГУ придумали, как избавить фонтаны Петергофа от желтого налета

Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) изучили 17 исторических фонтанов Петергофа и выяснили, почему на них образуется серо-желтый налет, которого никогда раньше не было. Работа ученых поможет избавить скульптуры от этого новообразования.

Петергоф

Всего через пару месяцев в Санкт-Петербурге начнется сезон фонтанов — долгожданное время для гостей и жителей Северной столицы, которые отправятся любоваться уникальным зрелищем в Петергоф — мировую столицу фонтанных скульптур. Недавнее открытие минералогов и кристаллографов СПбГУ поможет сохранить красоту этих памятников. Ученые выяснили, как остановить процесс образования серо-желтой минеральной пленки, которая появляется практически на всех материалах ансамбля фонтанов — на мраморе, граните, позолоте и даже полиэфирной смоле.

«Во время экспериментальных исследований в Петергофе мы обнаружили довольно редкий водный карбонат, — рассказал ассистент кафедры минералогии СПбГУ, кандидат геолого-минералогических наук Олег Верещагин. — Этот минерал был описан в солончаках, в пещерах и других экзотических условиях, но никогда раньше его не находили на памятниках или фонтанах. К тому же нам встретились несквегонит и лансфордит — еще более редкие в природе карбонаты магния».

Результат очень удивил ученых, ведь обычно петербургские мраморные памятники, находящиеся под открытым небом, страдают от другой распространенной проблемы — обогащенной гипсом патины. Дело в том, что под действием воды (постоянные дожди) и серы, которая содержится в выхлопных газах, на поверхности мрамора нередко образуется черная гипсовая корка. После череды химических реакций игольчатые кристаллы гипса буквально прорастают сквозь поверхность скульптуры, заставляя мрамор крошиться и отслаиваться.

«Так, может отвалиться нос или палец скульптуры, — отметила профессор СПбГУ, доктор геолого-минералогических наук Ольга Франк-Каменецкая. — Это самая опасная болезнь памятников Петербурга, хотя подобные разрушения встречаются и в других городах, например во Флоренции. Что интересно, если сравнить два памятника из одного вида мрамора, одного возраста и находящиеся в одном месте, то на скульптуре сложной формы этот процесс будет идти активнее. А на памятнике простой формы — гораздо медленнее, потому что на нем не задерживается вода».

В случае с Петергофом все оказалось совсем иначе: вместе с коллегами из Государственного музея-заповедника «Петергоф» и реставрационной фирмы «Наследие» исследователи изучили пробы с 17 памятников ансамбля, но нигде не увидели образования привычной гипсовой корки, вместо нее — кальцит и целый набор редких минералов. Тогда эксперты решили взять пробы из водоемов, питающих фонтаны, и провести серию модельных экспериментов. В результате ученые пришли к выводу, что все дело в самой воде, обладающей повышенным содержанием карбонат-иона.

«Чаши фонтанов в какой-то момент превращаются в химические резервуары, ведь вода постоянно ходит по кругу, обогащаясь одними компонентами и теряя другие, — объяснил Олег Верещагин. — Любопытно, что для образования найденных карбонатных минералов необходимы высокий pH и высокое содержание магния, однако наши данные показали, что в Петергофе одновременно такие условия нигде не выполняются. Видимо, здесь важную роль играет время: из-за колебаний температуры в течение лета в какой-то момент эти факторы все-таки сходятся. Словом, теперь стало понятно, какие именно минералы образуются в фонтанах Петергофа, а значит — этот процесс можно начать контролировать и даже практически остановить, всего лишь уменьшив жесткость воды».

Скульптуры Петергофа выполнены в основном из итальянского каррарского мрамора. К сожалению, под действием атмосферных осадков и фонтанной воды мрамор желтеет. Исследование ученых СПбГУ особенно важно для составления методик ухода за скульптурой в фонтанах Петергофа, так как это позволит подобрать определенные методы и составы для уменьшения воздействия богатой известью воды, которая идет с Ропшинских высот. Хотя полностью удалить выявленные кальцидные образования возможно только в процессе комплексной реставрации, в условиях мастерской. Но ученые полагают, что своевременный уход будет способствовать более медленному развитию этих образований.

4 апреля 2018 // рубрика: Музеи / кино Стиль жизни

Даниил Коцюбинский на «Квартирнике» в Росбалте рассказал об исторической памяти

В «Родине» начинается ретроспектива Ксавье Долана

В «Ленинград Центре» состоится петербургская премьера фильма «Пылающий»

В Анненкирхе откроется персональная выставка Андрея Оленева

«Биртман» выпустил кавер на песню Цоя «Прохожий»

В Петербурге создадут диораму, посвященную Великой Отечественной войне

«Звери» выпустили каверы на песни Майка Науменко, записанные для «Лета»

Мариинский театр опровергает отмену выступления Гергиева в Бад-Киссингене

Борис Гребенщиков прервал уличный концерт в Киеве из-за национал-радикала (видео)

В Павловске открыта выставка о детстве и юности царя-освободителя Александра II

В «Ленинград центре» открывается выставка «Легендарное телевидение-80»

В Михайловском замке откроется выставка современных художников КНР

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.