В Музее политической истории можно увидеть берет, подаренный Гагарину Фиделем Кастро

Мини-выставка «50 лет без Гагарина» откроется в атриуме Музея политической истории (улица Куйбышева, 2-4) 23 марта. Она представляет вещи Юрия Алексеевича Гагарина, летчика-космонавта, первого человека в мировой истории, совершившего полет в космическое пространство. Среди экспонатов — берет, подаренный Гагарину Фиделем Кастро, и летний китель, сшитый для поездки на Кубу. Вещи были переданы в музей вдовой космонавта Валентиной Гагариной.

Че Гевара, Юрий Гагарин и Фидель Кастро

Пятьдесят лет назад, 27 марта 1968 года, Юрий Гагарин и летчик-инструктор Владимир Серегин погибли во время тренировочного полета. Учебный самолет МиГ-15 УТИ, которым они управляли, разбился вблизи деревни Новоселово Владимирской области.

Гагарин погиб в день рождения своего отца. В книге «Память сердца» мать космонавта Анна Гагарина рассказывала: «Поздравительной открытки мы от Юры не ждали – сам обещал приехать. Но вот и не звонит… Сердце щемило». О трагедии семья узнала на следующий день из новостей по радио: «Включила, в дом ворвалась фраза: «… при выполнении тренировочного полета на самолете трагически погиб…» – в приемнике затрещало. Я поняла! Я не хотела верить!».

Государственная комиссия, выяснявшая обстоятельства трагедии, так и не смогла однозначно определить причину авиакатастрофы. Результаты работы комиссии были рассекречены только в 2011 году. Вероятной причиной крушения эксперты назвали уход самолета в штопор после выполнения резкого маневра для отворота от шара зонда или для предотвращения входа в облачность. Отсутствие в течение долгого времени официальной версии катастрофы породило много версий, среди которых − ошибка экипажа, разгерметизация кабины, столкновение с метеозондом, а также опасное сближение или попадание в след другого самолета.

В 2013 году космонавт Алексей Леонов обнародовал свою версию случившегося. Ссылаясь на рассекреченные данные, он рассказал журналистам, что в момент последнего полета Гагарина рядом в небе оказался истребитель Су-15, который вылетел с аэродрома в подмосковном Жуковском, нарушил режим, опустился до высоты 450 метров и прошел слишком близко с самолетом летчика-космонавта, что спровоцировало катастрофу. Летчик и ученый Арсений Миронов, принимавший участие в расследовании, утверждал, что эта версия ошибочна. По его данным, в день трагедии с аэродрома «Раменское» в Жуковском совершили вылет два Су-15, один из них находился в воздухе во время полета Гагарина и Серегина, но произвел посадку до того, как связь с самолетом Гагарина-Серегина прервалась.

В коллекции музея находятся фрагменты листов планшета, обнаруженные на месте гибели Юрия Гагарина, а также личные вещи космонавта. Среди них – берет и летний китель, которые представлены на выставке. Интересна их история. Берет первому космонавту подарил лидер Кубы Фидель Кастро во время визита Гагарина на Остров Свободы, а летний китель был сшит специально для этой поездки.

После полета в космос 12 апреля 1961 года в адрес Гагарина хлынул поток приглашений со всех концов земли. 24 июля 1961 года советская делегация прибыла в Гавану. Под проливным тропическим ливнем первого космонавта планеты встречали десятки тысяч кубинцев во главе с Фиделем Кастро. На митинг, посвященный его приезду, собралось более 500 тысяч человек. Кастро очень понравилась фуражка Гагарина – с голубым околышем и крылатой эмблемой летчика Военно-воздушных сил. Космонавт подарил ее Фиделю, а у Гагарина на память о поездке остался берет майора Кастро.

В книге «Первый гражданин Вселенной» генерал-майор авиации Николай Каманин описал такой эпизод: кубинские газеты сообщили, что Гагарин уже покинул Кубу, но в действительности он остался на прощальный банкет, устроенный кубинским руководством. Кастро решил проверить, узнают ли жители Гаваны Юрия Алексеевича в гражданском костюме и берете, и вышел с ним из машины на одной из площадей города. Несмотря на информацию в газетах об отъезде, кубинцы узнали космонавта. Ночной воздух огласили крики восторга: «Гагарин! Гагарин!».

В музейной экспозиции «Советская эпоха: между утопией и реальностью» тоже представлены фрагменты листов планшета, обнаруженные на месте гибели Юрия Гагарина, и его значок, свидетельство военного летчика первого класса и форменная рубашка с погонами майора.

Для посетителей выставка доступна до 9 мая 2018 года. Подробности — на сайте Музея политической истории.

22 марта 2018 // рубрика: Музеи / кино

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.