В Музее политической истории можно увидеть берет, подаренный Гагарину Фиделем Кастро

Мини-выставка «50 лет без Гагарина» откроется в атриуме Музея политической истории (улица Куйбышева, 2-4) 23 марта. Она представляет вещи Юрия Алексеевича Гагарина, летчика-космонавта, первого человека в мировой истории, совершившего полет в космическое пространство. Среди экспонатов — берет, подаренный Гагарину Фиделем Кастро, и летний китель, сшитый для поездки на Кубу. Вещи были переданы в музей вдовой космонавта Валентиной Гагариной.

Че Гевара, Юрий Гагарин и Фидель Кастро

Пятьдесят лет назад, 27 марта 1968 года, Юрий Гагарин и летчик-инструктор Владимир Серегин погибли во время тренировочного полета. Учебный самолет МиГ-15 УТИ, которым они управляли, разбился вблизи деревни Новоселово Владимирской области.

Гагарин погиб в день рождения своего отца. В книге «Память сердца» мать космонавта Анна Гагарина рассказывала: «Поздравительной открытки мы от Юры не ждали – сам обещал приехать. Но вот и не звонит… Сердце щемило». О трагедии семья узнала на следующий день из новостей по радио: «Включила, в дом ворвалась фраза: «… при выполнении тренировочного полета на самолете трагически погиб…» – в приемнике затрещало. Я поняла! Я не хотела верить!».

Государственная комиссия, выяснявшая обстоятельства трагедии, так и не смогла однозначно определить причину авиакатастрофы. Результаты работы комиссии были рассекречены только в 2011 году. Вероятной причиной крушения эксперты назвали уход самолета в штопор после выполнения резкого маневра для отворота от шара зонда или для предотвращения входа в облачность. Отсутствие в течение долгого времени официальной версии катастрофы породило много версий, среди которых − ошибка экипажа, разгерметизация кабины, столкновение с метеозондом, а также опасное сближение или попадание в след другого самолета.

В 2013 году космонавт Алексей Леонов обнародовал свою версию случившегося. Ссылаясь на рассекреченные данные, он рассказал журналистам, что в момент последнего полета Гагарина рядом в небе оказался истребитель Су-15, который вылетел с аэродрома в подмосковном Жуковском, нарушил режим, опустился до высоты 450 метров и прошел слишком близко с самолетом летчика-космонавта, что спровоцировало катастрофу. Летчик и ученый Арсений Миронов, принимавший участие в расследовании, утверждал, что эта версия ошибочна. По его данным, в день трагедии с аэродрома «Раменское» в Жуковском совершили вылет два Су-15, один из них находился в воздухе во время полета Гагарина и Серегина, но произвел посадку до того, как связь с самолетом Гагарина-Серегина прервалась.

В коллекции музея находятся фрагменты листов планшета, обнаруженные на месте гибели Юрия Гагарина, а также личные вещи космонавта. Среди них – берет и летний китель, которые представлены на выставке. Интересна их история. Берет первому космонавту подарил лидер Кубы Фидель Кастро во время визита Гагарина на Остров Свободы, а летний китель был сшит специально для этой поездки.

После полета в космос 12 апреля 1961 года в адрес Гагарина хлынул поток приглашений со всех концов земли. 24 июля 1961 года советская делегация прибыла в Гавану. Под проливным тропическим ливнем первого космонавта планеты встречали десятки тысяч кубинцев во главе с Фиделем Кастро. На митинг, посвященный его приезду, собралось более 500 тысяч человек. Кастро очень понравилась фуражка Гагарина – с голубым околышем и крылатой эмблемой летчика Военно-воздушных сил. Космонавт подарил ее Фиделю, а у Гагарина на память о поездке остался берет майора Кастро.

В книге «Первый гражданин Вселенной» генерал-майор авиации Николай Каманин описал такой эпизод: кубинские газеты сообщили, что Гагарин уже покинул Кубу, но в действительности он остался на прощальный банкет, устроенный кубинским руководством. Кастро решил проверить, узнают ли жители Гаваны Юрия Алексеевича в гражданском костюме и берете, и вышел с ним из машины на одной из площадей города. Несмотря на информацию в газетах об отъезде, кубинцы узнали космонавта. Ночной воздух огласили крики восторга: «Гагарин! Гагарин!».

В музейной экспозиции «Советская эпоха: между утопией и реальностью» тоже представлены фрагменты листов планшета, обнаруженные на месте гибели Юрия Гагарина, и его значок, свидетельство военного летчика первого класса и форменная рубашка с погонами майора.

Для посетителей выставка доступна до 9 мая 2018 года. Подробности — на сайте Музея политической истории.

22 марта 2018 // рубрика: Музеи / кино

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.