К 100-летию оперной труппы Михайловского театра состоится гала-концерт

Сегодня в Михайловском театре состоится гала-концерт, посвященный 100-летию оперной труппы театра. Смысловым стержнем вечера станут важнейшие эпизоды театральной истории.

Михайловский театр

«Я невероятно благодарен Владимиру Юровскому и Аиде Гарифуллиной, которые несмотря на плотный график выступлений нашли возможность приехать к нам в театр и сделать огромный подарок нашим зрителям. В программу гала-концерта включены фрагменты из самых разных оперных сочинений. В совокупности они дадут представление о том, насколько насыщенным было это столетие для нашей оперной труппы и какой выдающийся вклад сделал театр в мировое музыкальное искусство», — рассказал художественный руководитель Михайловского театра Владимир Кехман.

Как сообщила пресс-служба театра, датой рождения оперной труппы принято считать 6 марта 1918 года, когда в Михайловском театре давали «Севильского цирюльника». Этот легендарный спектакль принадлежит всему театральному Петрограду: в постановке были использованы декорации и пели артисты Мариинского театра. Спектаклю предшествовало письмо, которое в январе 1918 года нарком просвещения Анатолий Луначарский направил заведующему государственными академическими театрами Петрограда: «До 1 апреля 1918 года должен быть открыт бывший Михайловский театр…».

Собственный творческий коллектив нового оперного театра сформировался летом 1918 года, когда были утверждены составы хора и оркестра. Первой премьерой театра, поставленной своими силами, стала комическая опера Жака Оффенбаха «Птички певчие», которая состоялась 13 октября 1918 года. Конечно же, юбилейный гала-концерт не может обойтись без этих знаковых для театра произведений: «Севильский цирюльник» и «Птички певчие» зададут его праздничную тональность.

Блистательная оперная классика, которая всегда занимала на сцене театра достойное место, будет представлена фрагментами из «Тоски» Пуччини, «Дон Жуана» Моцарта, «Золотого петушка» Римского-Корсакова. В этом ряду особое место принадлежит «Пиковой даме». В середине 1930-х спектакль Всеволода Мейерхольда совершил переворот в театральной эстетике; это была постановка, в которой музыка Чайковского была соединена и прочитана с позиции «режиссерской партитуры».

В истории театра были интереснейшие страницы, о которых сегодня вспоминают непростительно редко. Так, в 1927 году здесь была поставлена опера австрийского композитора Эрнста Кшенека «Прыжок через тень». Это произошло по инициативе Бориса Асафьева, купившего клавир оперы лично у автора. Спектакль в Ленинграде посмотрели Пауль Хиндемит и Альбан Берг, который заметил, что у него постановка вызвала желание работать для театра. Современные зрители оценят возможность познакомиться с оперой, центральный персонаж которой – гипнотизер.

Михайловский театр

МАЛЕГОТ (аббревиатура от Малый государственный оперный театр) заслуженно называют «лабораторией советской оперы», и эта глава театральной истории в гала-концерте займет особое место. В начале 1930 года здесь была поставлена опера «Нос», которую сочинил аспирант Ленинградской консерватории Дмитрий Шостакович. По его собственному выражению, он «симфонизировал гоголевский текст». Сегодня «Нос» считают самым «недооцененным» сочинением великого композитора, в то время как «Леди Макбет Мценского уезда», поставленная спустя четыре года, заслуженно получила статус важнейшего оперного сочинения ХХ века. Не меньшее значение для мирового искусства имеет опера «Война и мир» Сергея Прокофьева. Ее мировая премьера прошла в МАЛЕГОТе в июне 1946 года: в музыке проявилась патриотическая идея эпопеи Льва Толстого.

Из множества оперных названий, которые увидели свет в Малом оперном театре, маэстро Владимир Юровский выбрал также оперу «Кола Брюньон» Дмитрия Кабалевского на сюжет повести Ромена Роллана, и сочинения Сергея Слонимского, определявшие художественный климат 1960-70-х годов: «Виринея» и «Мария Стюарт». Их фрагменты вошли в программу вечера.

В гала-концерте принимают участие выдающиеся мастера оперной сцены народные артисты России Сергей Лейферкус, Нина Романова, Николай Копылов, яркие молодые звезды, такие как Аида Гарифуллина, и молодые солисты Михайловского театра, стремительно завоевывающие мировую известность – лауреаты международных конкурсов Светлана Москаленко, Борис Пинхасович, Борис Степанов.

Музыкальное действие будет сопровождаться насыщенным видеорядом: режиссер мультимедиа Глеб Фильштинский обращается к редким историческим кадрам, найденным в архивах, и дает им новую жизнь с помощью современных технологий.

Сегодня президент России Владимир Путин поздравил Михайловский театр со столетием оперной труппы. Поздравительная телеграмма размещена на сайте театра.

21 марта 2018 // рубрика: Театры / музыка

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.