К 100-летию оперной труппы Михайловского театра состоится гала-концерт

Сегодня в Михайловском театре состоится гала-концерт, посвященный 100-летию оперной труппы театра. Смысловым стержнем вечера станут важнейшие эпизоды театральной истории.

Михайловский театр

«Я невероятно благодарен Владимиру Юровскому и Аиде Гарифуллиной, которые несмотря на плотный график выступлений нашли возможность приехать к нам в театр и сделать огромный подарок нашим зрителям. В программу гала-концерта включены фрагменты из самых разных оперных сочинений. В совокупности они дадут представление о том, насколько насыщенным было это столетие для нашей оперной труппы и какой выдающийся вклад сделал театр в мировое музыкальное искусство», — рассказал художественный руководитель Михайловского театра Владимир Кехман.

Как сообщила пресс-служба театра, датой рождения оперной труппы принято считать 6 марта 1918 года, когда в Михайловском театре давали «Севильского цирюльника». Этот легендарный спектакль принадлежит всему театральному Петрограду: в постановке были использованы декорации и пели артисты Мариинского театра. Спектаклю предшествовало письмо, которое в январе 1918 года нарком просвещения Анатолий Луначарский направил заведующему государственными академическими театрами Петрограда: «До 1 апреля 1918 года должен быть открыт бывший Михайловский театр…».

Собственный творческий коллектив нового оперного театра сформировался летом 1918 года, когда были утверждены составы хора и оркестра. Первой премьерой театра, поставленной своими силами, стала комическая опера Жака Оффенбаха «Птички певчие», которая состоялась 13 октября 1918 года. Конечно же, юбилейный гала-концерт не может обойтись без этих знаковых для театра произведений: «Севильский цирюльник» и «Птички певчие» зададут его праздничную тональность.

Блистательная оперная классика, которая всегда занимала на сцене театра достойное место, будет представлена фрагментами из «Тоски» Пуччини, «Дон Жуана» Моцарта, «Золотого петушка» Римского-Корсакова. В этом ряду особое место принадлежит «Пиковой даме». В середине 1930-х спектакль Всеволода Мейерхольда совершил переворот в театральной эстетике; это была постановка, в которой музыка Чайковского была соединена и прочитана с позиции «режиссерской партитуры».

В истории театра были интереснейшие страницы, о которых сегодня вспоминают непростительно редко. Так, в 1927 году здесь была поставлена опера австрийского композитора Эрнста Кшенека «Прыжок через тень». Это произошло по инициативе Бориса Асафьева, купившего клавир оперы лично у автора. Спектакль в Ленинграде посмотрели Пауль Хиндемит и Альбан Берг, который заметил, что у него постановка вызвала желание работать для театра. Современные зрители оценят возможность познакомиться с оперой, центральный персонаж которой – гипнотизер.

Михайловский театр

МАЛЕГОТ (аббревиатура от Малый государственный оперный театр) заслуженно называют «лабораторией советской оперы», и эта глава театральной истории в гала-концерте займет особое место. В начале 1930 года здесь была поставлена опера «Нос», которую сочинил аспирант Ленинградской консерватории Дмитрий Шостакович. По его собственному выражению, он «симфонизировал гоголевский текст». Сегодня «Нос» считают самым «недооцененным» сочинением великого композитора, в то время как «Леди Макбет Мценского уезда», поставленная спустя четыре года, заслуженно получила статус важнейшего оперного сочинения ХХ века. Не меньшее значение для мирового искусства имеет опера «Война и мир» Сергея Прокофьева. Ее мировая премьера прошла в МАЛЕГОТе в июне 1946 года: в музыке проявилась патриотическая идея эпопеи Льва Толстого.

Из множества оперных названий, которые увидели свет в Малом оперном театре, маэстро Владимир Юровский выбрал также оперу «Кола Брюньон» Дмитрия Кабалевского на сюжет повести Ромена Роллана, и сочинения Сергея Слонимского, определявшие художественный климат 1960-70-х годов: «Виринея» и «Мария Стюарт». Их фрагменты вошли в программу вечера.

В гала-концерте принимают участие выдающиеся мастера оперной сцены народные артисты России Сергей Лейферкус, Нина Романова, Николай Копылов, яркие молодые звезды, такие как Аида Гарифуллина, и молодые солисты Михайловского театра, стремительно завоевывающие мировую известность – лауреаты международных конкурсов Светлана Москаленко, Борис Пинхасович, Борис Степанов.

Музыкальное действие будет сопровождаться насыщенным видеорядом: режиссер мультимедиа Глеб Фильштинский обращается к редким историческим кадрам, найденным в архивах, и дает им новую жизнь с помощью современных технологий.

Сегодня президент России Владимир Путин поздравил Михайловский театр со столетием оперной труппы. Поздравительная телеграмма размещена на сайте театра.

21 марта 2018 // рубрика: Театры / музыка

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.