В Музее истории религии — выставка, посвященная женским божествам

В Государственном музее истории религии (Почтамтский ) до 8 июня можно побывать на выставке, посвященной женскому началу и его многообразным, волнующим и пленительным, воплощениям в таких религиях Востока, как индуизм, даосизм и буддизм. На выставке представлено более 100 экспонатов из коллекции музея: запечатленные в металле и на бумаге образы богинь и бодхисаттв, являющихся идеальным проявлением женской природы. Большинство предметов экспонируются впервые.

будда

Четыре раздела выставки представляют все многообразие женских образов Индии, Китая, Японии, Тибета и других стран.

Мирным образам богинь, которые в религиях Востока выражают идею умиротворения, покоя и милосердия, посвящен первый раздел выставки. В индуистском пантеоне милостивая великая богиня Деви (образ которой восходит к древней богине-матери) и множество региональных и местных богинь, которые признаются ее манифестациями олицетворяют плодородие, изобилие, охраняют религиозные и семейные законы, являются символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. В буддизме образы всех мирных богинь объединяет красота умиротворения, спокойствия, гармонии внутреннего состояния, называемого просветлением и нирваной.

Второй раздел выставки составляют парные образы божеств, которые выражают идею гармоничного сочетания противоположных начал, энергий, взаимодополняющих друг друга. В земной жизни их соединение реализуется в семейных парах, что нашло выражение в индуизме: каждый из трех основных божеств – Брахма, Вишну и Шива – имеют преданную супругу (Сарасвати, Лакшми и Парвати соответственно). В буддизме слияние мужского и женского божества служит символом единства сострадания и мудрости. Характерной иллюстрацией этого положения являются хромолитографии конца XIX – начала XX века из коллекции Ивана Ювачева — например, «Шива и Парвати», изображающая мифологический сюжет о встрече бога Шивы с будущей супругой.

Космическое единство мужского и женского в китайской культуре выражено в символе Инь-Ян, в тибетской – в изображениях Солнца и Луны. Среди китайских народных божеств, одним из самых почитаемых является бог домашнего очага Цзао-ван с супругой. Их парное изображение крепится каждый год в канун китайского Нового года над домашним очагом и на протяжении многих веков неизменно участвует в жизни каждой китайской семьи.

Но природа противоречива, поэтому как мужские, так и женские божества в религиях Востока имеют гневные проявления, которые направлены против всего, что препятствует человеку в его совершенствовании. О гневных образах богинь повествует третий раздел выставки. Так, например, в индуизме супруга Шивы мирная богиня Парвати принимает гневную форму богини Дурга, чтобы победить демона Махиши. Другой ее не менее «ужасной» ипостасью является богиня Кали, требующая себе кровавых жертвоприношений. Свирепый вид этих гневных богинь призван свидетельствовать о том, что зло в его различных проявлениях будет побеждено. Немало образов гневных богинь в качестве защитников веры почитается буддистами. Пример тому — гневная богиня Лхамо (скульптура из металла, Бурятия, XIX век), которая почитается как защитница монастырей и всех буддистов тибето-монгольской традиции. Она изображается верхом на коне или на муле, покрытом попоной, сделанной из кожи ее собственного сына, которого она убила за измену буддизму.

Заключительный раздел выставки образуют земные женщины, ведь именно про них великий индийский и тибетский учитель VIII века Падмасамбхава сказал: «Если женщина устремится к Просветлению, она достигнет его быстрее, чем мужчина».

Поэтическим дополнением к выставке служат гимны в честь Сарасвати, Тары, а также индийские, китайские и японские афористические двустишия и народные мудрости.

14 марта 2018 // рубрика: Музеи / кино

Дмитрий Пимонов

Дмитрий Пимонов: Фантазию творца ограничить невозможно

Дмитрий Пимонов — разносторонне одаренный человек и талантливый хореограф, начавший свой творческий путь со Школы-студии Ленинградского мюзик-холла. Он танцевал в Городском театре Лахти (Финляндия), сотрудничал с Компанией неоклассического танца Каталонии (Испания), с Академией танца Фернанды Каноссы (Португалия), Балетной труппой казино и телевидения острова Мадейра, работал в Театре танца «Эри» (Финляндия). В 2010 году он окончил Академию Русского балета имени Вагановой по специальности хореограф. Дипломной работой Дмитрия Пимонова стала музыкально-хореографическая сюита по мотивам сказки Гофмана «Шелкунчик и Мышиный король» — совместный спектакль Академии Вагановой и Нового японского филармонического оркестра в Suntory Hall (Токио).

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.