В Музее истории религии — выставка, посвященная женским божествам

В Государственном музее истории религии (Почтамтский ) до 8 июня можно побывать на выставке, посвященной женскому началу и его многообразным, волнующим и пленительным, воплощениям в таких религиях Востока, как индуизм, даосизм и буддизм. На выставке представлено более 100 экспонатов из коллекции музея: запечатленные в металле и на бумаге образы богинь и бодхисаттв, являющихся идеальным проявлением женской природы. Большинство предметов экспонируются впервые.

будда

Четыре раздела выставки представляют все многообразие женских образов Индии, Китая, Японии, Тибета и других стран.

Мирным образам богинь, которые в религиях Востока выражают идею умиротворения, покоя и милосердия, посвящен первый раздел выставки. В индуистском пантеоне милостивая великая богиня Деви (образ которой восходит к древней богине-матери) и множество региональных и местных богинь, которые признаются ее манифестациями олицетворяют плодородие, изобилие, охраняют религиозные и семейные законы, являются символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. В буддизме образы всех мирных богинь объединяет красота умиротворения, спокойствия, гармонии внутреннего состояния, называемого просветлением и нирваной.

Второй раздел выставки составляют парные образы божеств, которые выражают идею гармоничного сочетания противоположных начал, энергий, взаимодополняющих друг друга. В земной жизни их соединение реализуется в семейных парах, что нашло выражение в индуизме: каждый из трех основных божеств – Брахма, Вишну и Шива – имеют преданную супругу (Сарасвати, Лакшми и Парвати соответственно). В буддизме слияние мужского и женского божества служит символом единства сострадания и мудрости. Характерной иллюстрацией этого положения являются хромолитографии конца XIX – начала XX века из коллекции Ивана Ювачева — например, «Шива и Парвати», изображающая мифологический сюжет о встрече бога Шивы с будущей супругой.

Космическое единство мужского и женского в китайской культуре выражено в символе Инь-Ян, в тибетской – в изображениях Солнца и Луны. Среди китайских народных божеств, одним из самых почитаемых является бог домашнего очага Цзао-ван с супругой. Их парное изображение крепится каждый год в канун китайского Нового года над домашним очагом и на протяжении многих веков неизменно участвует в жизни каждой китайской семьи.

Но природа противоречива, поэтому как мужские, так и женские божества в религиях Востока имеют гневные проявления, которые направлены против всего, что препятствует человеку в его совершенствовании. О гневных образах богинь повествует третий раздел выставки. Так, например, в индуизме супруга Шивы мирная богиня Парвати принимает гневную форму богини Дурга, чтобы победить демона Махиши. Другой ее не менее «ужасной» ипостасью является богиня Кали, требующая себе кровавых жертвоприношений. Свирепый вид этих гневных богинь призван свидетельствовать о том, что зло в его различных проявлениях будет побеждено. Немало образов гневных богинь в качестве защитников веры почитается буддистами. Пример тому — гневная богиня Лхамо (скульптура из металла, Бурятия, XIX век), которая почитается как защитница монастырей и всех буддистов тибето-монгольской традиции. Она изображается верхом на коне или на муле, покрытом попоной, сделанной из кожи ее собственного сына, которого она убила за измену буддизму.

Заключительный раздел выставки образуют земные женщины, ведь именно про них великий индийский и тибетский учитель VIII века Падмасамбхава сказал: «Если женщина устремится к Просветлению, она достигнет его быстрее, чем мужчина».

Поэтическим дополнением к выставке служат гимны в честь Сарасвати, Тары, а также индийские, китайские и японские афористические двустишия и народные мудрости.

14 марта 2018 // рубрика: Музеи / кино

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.