В Музее истории религии — выставка, посвященная женским божествам

В Государственном музее истории религии (Почтамтский ) до 8 июня можно побывать на выставке, посвященной женскому началу и его многообразным, волнующим и пленительным, воплощениям в таких религиях Востока, как индуизм, даосизм и буддизм. На выставке представлено более 100 экспонатов из коллекции музея: запечатленные в металле и на бумаге образы богинь и бодхисаттв, являющихся идеальным проявлением женской природы. Большинство предметов экспонируются впервые.

будда

Четыре раздела выставки представляют все многообразие женских образов Индии, Китая, Японии, Тибета и других стран.

Мирным образам богинь, которые в религиях Востока выражают идею умиротворения, покоя и милосердия, посвящен первый раздел выставки. В индуистском пантеоне милостивая великая богиня Деви (образ которой восходит к древней богине-матери) и множество региональных и местных богинь, которые признаются ее манифестациями олицетворяют плодородие, изобилие, охраняют религиозные и семейные законы, являются символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. В буддизме образы всех мирных богинь объединяет красота умиротворения, спокойствия, гармонии внутреннего состояния, называемого просветлением и нирваной.

Второй раздел выставки составляют парные образы божеств, которые выражают идею гармоничного сочетания противоположных начал, энергий, взаимодополняющих друг друга. В земной жизни их соединение реализуется в семейных парах, что нашло выражение в индуизме: каждый из трех основных божеств – Брахма, Вишну и Шива – имеют преданную супругу (Сарасвати, Лакшми и Парвати соответственно). В буддизме слияние мужского и женского божества служит символом единства сострадания и мудрости. Характерной иллюстрацией этого положения являются хромолитографии конца XIX – начала XX века из коллекции Ивана Ювачева — например, «Шива и Парвати», изображающая мифологический сюжет о встрече бога Шивы с будущей супругой.

Космическое единство мужского и женского в китайской культуре выражено в символе Инь-Ян, в тибетской – в изображениях Солнца и Луны. Среди китайских народных божеств, одним из самых почитаемых является бог домашнего очага Цзао-ван с супругой. Их парное изображение крепится каждый год в канун китайского Нового года над домашним очагом и на протяжении многих веков неизменно участвует в жизни каждой китайской семьи.

Но природа противоречива, поэтому как мужские, так и женские божества в религиях Востока имеют гневные проявления, которые направлены против всего, что препятствует человеку в его совершенствовании. О гневных образах богинь повествует третий раздел выставки. Так, например, в индуизме супруга Шивы мирная богиня Парвати принимает гневную форму богини Дурга, чтобы победить демона Махиши. Другой ее не менее «ужасной» ипостасью является богиня Кали, требующая себе кровавых жертвоприношений. Свирепый вид этих гневных богинь призван свидетельствовать о том, что зло в его различных проявлениях будет побеждено. Немало образов гневных богинь в качестве защитников веры почитается буддистами. Пример тому — гневная богиня Лхамо (скульптура из металла, Бурятия, XIX век), которая почитается как защитница монастырей и всех буддистов тибето-монгольской традиции. Она изображается верхом на коне или на муле, покрытом попоной, сделанной из кожи ее собственного сына, которого она убила за измену буддизму.

Заключительный раздел выставки образуют земные женщины, ведь именно про них великий индийский и тибетский учитель VIII века Падмасамбхава сказал: «Если женщина устремится к Просветлению, она достигнет его быстрее, чем мужчина».

Поэтическим дополнением к выставке служат гимны в честь Сарасвати, Тары, а также индийские, китайские и японские афористические двустишия и народные мудрости.

14 марта 2018 // рубрика: Музеи / кино

Даниил Коцюбинский на «Квартирнике» в Росбалте рассказал об исторической памяти

В «Родине» начинается ретроспектива Ксавье Долана

В «Ленинград Центре» состоится петербургская премьера фильма «Пылающий»

В Анненкирхе откроется персональная выставка Андрея Оленева

«Биртман» выпустил кавер на песню Цоя «Прохожий»

В Петербурге создадут диораму, посвященную Великой Отечественной войне

«Звери» выпустили каверы на песни Майка Науменко, записанные для «Лета»

Мариинский театр опровергает отмену выступления Гергиева в Бад-Киссингене

Борис Гребенщиков прервал уличный концерт в Киеве из-за национал-радикала (видео)

В Павловске открыта выставка о детстве и юности царя-освободителя Александра II

В «Ленинград центре» открывается выставка «Легендарное телевидение-80»

В Михайловском замке откроется выставка современных художников КНР

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.