В Музее истории религии — выставка, посвященная женским божествам

В Государственном музее истории религии (Почтамтский ) до 8 июня можно побывать на выставке, посвященной женскому началу и его многообразным, волнующим и пленительным, воплощениям в таких религиях Востока, как индуизм, даосизм и буддизм. На выставке представлено более 100 экспонатов из коллекции музея: запечатленные в металле и на бумаге образы богинь и бодхисаттв, являющихся идеальным проявлением женской природы. Большинство предметов экспонируются впервые.

будда

Четыре раздела выставки представляют все многообразие женских образов Индии, Китая, Японии, Тибета и других стран.

Мирным образам богинь, которые в религиях Востока выражают идею умиротворения, покоя и милосердия, посвящен первый раздел выставки. В индуистском пантеоне милостивая великая богиня Деви (образ которой восходит к древней богине-матери) и множество региональных и местных богинь, которые признаются ее манифестациями олицетворяют плодородие, изобилие, охраняют религиозные и семейные законы, являются символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. В буддизме образы всех мирных богинь объединяет красота умиротворения, спокойствия, гармонии внутреннего состояния, называемого просветлением и нирваной.

Второй раздел выставки составляют парные образы божеств, которые выражают идею гармоничного сочетания противоположных начал, энергий, взаимодополняющих друг друга. В земной жизни их соединение реализуется в семейных парах, что нашло выражение в индуизме: каждый из трех основных божеств – Брахма, Вишну и Шива – имеют преданную супругу (Сарасвати, Лакшми и Парвати соответственно). В буддизме слияние мужского и женского божества служит символом единства сострадания и мудрости. Характерной иллюстрацией этого положения являются хромолитографии конца XIX – начала XX века из коллекции Ивана Ювачева — например, «Шива и Парвати», изображающая мифологический сюжет о встрече бога Шивы с будущей супругой.

Космическое единство мужского и женского в китайской культуре выражено в символе Инь-Ян, в тибетской – в изображениях Солнца и Луны. Среди китайских народных божеств, одним из самых почитаемых является бог домашнего очага Цзао-ван с супругой. Их парное изображение крепится каждый год в канун китайского Нового года над домашним очагом и на протяжении многих веков неизменно участвует в жизни каждой китайской семьи.

Но природа противоречива, поэтому как мужские, так и женские божества в религиях Востока имеют гневные проявления, которые направлены против всего, что препятствует человеку в его совершенствовании. О гневных образах богинь повествует третий раздел выставки. Так, например, в индуизме супруга Шивы мирная богиня Парвати принимает гневную форму богини Дурга, чтобы победить демона Махиши. Другой ее не менее «ужасной» ипостасью является богиня Кали, требующая себе кровавых жертвоприношений. Свирепый вид этих гневных богинь призван свидетельствовать о том, что зло в его различных проявлениях будет побеждено. Немало образов гневных богинь в качестве защитников веры почитается буддистами. Пример тому — гневная богиня Лхамо (скульптура из металла, Бурятия, XIX век), которая почитается как защитница монастырей и всех буддистов тибето-монгольской традиции. Она изображается верхом на коне или на муле, покрытом попоной, сделанной из кожи ее собственного сына, которого она убила за измену буддизму.

Заключительный раздел выставки образуют земные женщины, ведь именно про них великий индийский и тибетский учитель VIII века Падмасамбхава сказал: «Если женщина устремится к Просветлению, она достигнет его быстрее, чем мужчина».

Поэтическим дополнением к выставке служат гимны в честь Сарасвати, Тары, а также индийские, китайские и японские афористические двустишия и народные мудрости.

14 марта 2018 // рубрика: Музеи / кино

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.