В музее-заповеднике «Гатчина» выставлено редкое царское блюдо

В рамках проекта «Век музеев», посвященного 100-летию пригородных дворцов-музеев, бывших царских резиденций Санкт-Петербурга, в государственном музее-заповеднике «Гатчина» открыта выставка одного экспоната «Возвращенные коллекции. Царское блюдо».

царское блюдо

В выставочном зале Центрального корпуса Гатчинского дворца на блюдо можно будет полюбоваться до 13 мая. Вниманию посетителей представлено декоративное блюдо «Петух и курица», созданное на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1892 году.

Коллекция фарфора занимает особое место среди художественных ценностей Гатчинского дворца. Наряду с первоклассными произведениями искусства, выполненными на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге и ведущих западноевропейских предприятиях, в собрании богато представлен фарфор Китая и Японии. Начало собранию было положено его первым владельцем, фаворитом Екатерины II, графом Григорием Орловым. Впоследствии оно было значительно расширено в царствования Павла I, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III.

Апартаменты Александра III и его семьи украшало большое количество датского фарфора. Такое предпочтение было связано не только с близкими династическими отношениями России и Дании. В 1889 году Копенгагенская Королевская фарфоровая мануфактура с триумфальным успехом заявила о себе на Всемирной выставке в Париже. Александр III интересовался передовыми достижениями датской мануфактуры и даже принял решение внедрить новый способ декорирования фарфора по «копенгагенскому методу» на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.

В 1892 году были получены первые удачные образцы, изготовленные в технике подглазурной  полихромной росписи. Этот способ декорирования фарфора требовал от художника соблюдения всех нюансов технологии и высокого уровня мастерства: рисунок наносился прямо на черепок, затем предмет покрывался глазурью и только после этого подвергался высокотемпературному обжигу, после чего цвет красок мог непредсказуемо поменяться.

Блюдо «Петух и курица» помечено датой «1892», нанесенной золотом рядом с маркой царствующего императора. Это знак особого отличия: подобным образом маркировались шедевры, выполненные в единичном экземпляре. Произведение искусства было преподнесено Александру III как одно из памятных достижений Императорского фарфорового завода, и украсило приемные в Гатчинском дворце.

После революции 1917 года многие предметы фарфора были изъяты из коллекции. Наряду с передачей произведений искусства в другие музеи, вещи изымались для продажи через «Антиквариат» — советскую внешнеторговую организацию, занимавшуюся продажей антикварных предметов и произведений искусства за границу. 5 января 1930 года блюдо «Петух и курица» было передано в Госфонд, откуда и поступило на распродажи. Только в 2014 году, благодаря содействию Министерства культуры, блюдо «Петух и курица» было выкуплено у частного владельца и возвращено в Гатчинский дворец.

7 марта 2018 // рубрика: Музеи / кино

Даниил Коцюбинский на «Квартирнике» в Росбалте рассказал об исторической памяти

В «Родине» начинается ретроспектива Ксавье Долана

В «Ленинград Центре» состоится петербургская премьера фильма «Пылающий»

В Анненкирхе откроется персональная выставка Андрея Оленева

«Биртман» выпустил кавер на песню Цоя «Прохожий»

В Петербурге создадут диораму, посвященную Великой Отечественной войне

«Звери» выпустили каверы на песни Майка Науменко, записанные для «Лета»

Мариинский театр опровергает отмену выступления Гергиева в Бад-Киссингене

Борис Гребенщиков прервал уличный концерт в Киеве из-за национал-радикала (видео)

В Павловске открыта выставка о детстве и юности царя-освободителя Александра II

В «Ленинград центре» открывается выставка «Легендарное телевидение-80»

В Михайловском замке откроется выставка современных художников КНР

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.