В музее-заповеднике «Гатчина» выставлено редкое царское блюдо

В рамках проекта «Век музеев», посвященного 100-летию пригородных дворцов-музеев, бывших царских резиденций Санкт-Петербурга, в государственном музее-заповеднике «Гатчина» открыта выставка одного экспоната «Возвращенные коллекции. Царское блюдо».

царское блюдо

В выставочном зале Центрального корпуса Гатчинского дворца на блюдо можно будет полюбоваться до 13 мая. Вниманию посетителей представлено декоративное блюдо «Петух и курица», созданное на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1892 году.

Коллекция фарфора занимает особое место среди художественных ценностей Гатчинского дворца. Наряду с первоклассными произведениями искусства, выполненными на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге и ведущих западноевропейских предприятиях, в собрании богато представлен фарфор Китая и Японии. Начало собранию было положено его первым владельцем, фаворитом Екатерины II, графом Григорием Орловым. Впоследствии оно было значительно расширено в царствования Павла I, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III.

Апартаменты Александра III и его семьи украшало большое количество датского фарфора. Такое предпочтение было связано не только с близкими династическими отношениями России и Дании. В 1889 году Копенгагенская Королевская фарфоровая мануфактура с триумфальным успехом заявила о себе на Всемирной выставке в Париже. Александр III интересовался передовыми достижениями датской мануфактуры и даже принял решение внедрить новый способ декорирования фарфора по «копенгагенскому методу» на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.

В 1892 году были получены первые удачные образцы, изготовленные в технике подглазурной  полихромной росписи. Этот способ декорирования фарфора требовал от художника соблюдения всех нюансов технологии и высокого уровня мастерства: рисунок наносился прямо на черепок, затем предмет покрывался глазурью и только после этого подвергался высокотемпературному обжигу, после чего цвет красок мог непредсказуемо поменяться.

Блюдо «Петух и курица» помечено датой «1892», нанесенной золотом рядом с маркой царствующего императора. Это знак особого отличия: подобным образом маркировались шедевры, выполненные в единичном экземпляре. Произведение искусства было преподнесено Александру III как одно из памятных достижений Императорского фарфорового завода, и украсило приемные в Гатчинском дворце.

После революции 1917 года многие предметы фарфора были изъяты из коллекции. Наряду с передачей произведений искусства в другие музеи, вещи изымались для продажи через «Антиквариат» — советскую внешнеторговую организацию, занимавшуюся продажей антикварных предметов и произведений искусства за границу. 5 января 1930 года блюдо «Петух и курица» было передано в Госфонд, откуда и поступило на распродажи. Только в 2014 году, благодаря содействию Министерства культуры, блюдо «Петух и курица» было выкуплено у частного владельца и возвращено в Гатчинский дворец.

7 марта 2018 // рубрика: Музеи / кино

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.