В музее-заповеднике «Гатчина» выставлено редкое царское блюдо

В рамках проекта «Век музеев», посвященного 100-летию пригородных дворцов-музеев, бывших царских резиденций Санкт-Петербурга, в государственном музее-заповеднике «Гатчина» открыта выставка одного экспоната «Возвращенные коллекции. Царское блюдо».

царское блюдо

В выставочном зале Центрального корпуса Гатчинского дворца на блюдо можно будет полюбоваться до 13 мая. Вниманию посетителей представлено декоративное блюдо «Петух и курица», созданное на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1892 году.

Коллекция фарфора занимает особое место среди художественных ценностей Гатчинского дворца. Наряду с первоклассными произведениями искусства, выполненными на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге и ведущих западноевропейских предприятиях, в собрании богато представлен фарфор Китая и Японии. Начало собранию было положено его первым владельцем, фаворитом Екатерины II, графом Григорием Орловым. Впоследствии оно было значительно расширено в царствования Павла I, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III.

Апартаменты Александра III и его семьи украшало большое количество датского фарфора. Такое предпочтение было связано не только с близкими династическими отношениями России и Дании. В 1889 году Копенгагенская Королевская фарфоровая мануфактура с триумфальным успехом заявила о себе на Всемирной выставке в Париже. Александр III интересовался передовыми достижениями датской мануфактуры и даже принял решение внедрить новый способ декорирования фарфора по «копенгагенскому методу» на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.

В 1892 году были получены первые удачные образцы, изготовленные в технике подглазурной  полихромной росписи. Этот способ декорирования фарфора требовал от художника соблюдения всех нюансов технологии и высокого уровня мастерства: рисунок наносился прямо на черепок, затем предмет покрывался глазурью и только после этого подвергался высокотемпературному обжигу, после чего цвет красок мог непредсказуемо поменяться.

Блюдо «Петух и курица» помечено датой «1892», нанесенной золотом рядом с маркой царствующего императора. Это знак особого отличия: подобным образом маркировались шедевры, выполненные в единичном экземпляре. Произведение искусства было преподнесено Александру III как одно из памятных достижений Императорского фарфорового завода, и украсило приемные в Гатчинском дворце.

После революции 1917 года многие предметы фарфора были изъяты из коллекции. Наряду с передачей произведений искусства в другие музеи, вещи изымались для продажи через «Антиквариат» — советскую внешнеторговую организацию, занимавшуюся продажей антикварных предметов и произведений искусства за границу. 5 января 1930 года блюдо «Петух и курица» было передано в Госфонд, откуда и поступило на распродажи. Только в 2014 году, благодаря содействию Министерства культуры, блюдо «Петух и курица» было выкуплено у частного владельца и возвращено в Гатчинский дворец.

7 марта 2018 // рубрика: Музеи / кино

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.