В Театральном музее можно посмотреть на эскизы Марины Азизян к «Заговору “не таких”»

Выставка «Заговор “не таких”» проходит в Театральном музее (площадь Островского, 6) до 21 мая. Она открыта к юбилею петербургской художницы Марины Азизян.

Марина Азизян

«Заговор “не таких”» — это эскизы к одноименному анимационному фильму, кинематографической фантазии на тему оперы «Нос» и других произведений Шостаковича. Режиссер Андрей Хржановский (студия «Шар») и художник Марина Азизян обратились к трагической истории русского авангардного театра начала XX века, которая по прошествии столетия становится лишь актуальней.

Идея фильма «Заговор “не таких”» возникла у Андрея Хржановского более 40 лет назад. От самого Дмитрия Шостаковича режиссер получил разрешение на создание художественно-анимационного фильма о сценической судьбе его оперы «Нос». Съемки по сценарию Юрия Арабова длятся уже три года. Это — сложносочиненный фильм, где по замыслу авторов, в единое целое сольются разные исторические эпохи. Среди героев фильма — Шостакович, Гоголь и персонажи оперы «Нос», а также Мейерхольд, Булгаков, Сталин, Ягода, Жданов и другие члены Политбюро. Решив создать коллаж из музыки, литературы и живописи, авторы пригласили к совместной работе Марину Азизян, и это, разумеется, не случайно.

Марина Азизян — ученица Николая Акимова — оформила множество театральных постановок и художественных фильмов. В течение 30 лет сотрудничала с киностудией «Ленфильм». Картины «Каин XVIII», «Старая, старая сказка», «Синяя птица», «Монолог», «Гость» вошли в золотой фонд российского кинематографа. Дважды награждена премией «Золотой софит» за сценографию спектаклей «Федра» и «Двенадцатая ночь» в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Азизян мастерски владеет разными техниками: живопись, рисунок, шитье¸ коллаж и другие. Глубоко проникая в литературный и исторический материал, она рождает собственные фантазии, подчеркнуто личностные, интеллектуально наполненные.

Сотни эскизов для анимационного фильма «Заговор “не таких”» — то, чем художник живет сегодня. На выставке они представлены как самостоятельные произведения. В выставочном зале демонстрируется фильм «Антиформалистический раек» — сценическая кантата Дмитрия Шостаковича для четырех басов, чтеца, хора и фортепиано на текст самого композитора (1948, 1968). Феноменальный образец политической сатиры, ни разу не исполнявшийся при жизни Шостаковича, послужил отправной точкой для графических фантазий Марины Азизян на равных с текстами Гоголя.

Марина Азизян

Марина Азизян родилась в семье художника и искусствоведа. Ее детство пришлось на тяжелые военные годы и частично прошло в блокадном Ленинграде. В 1959 году окончила театрально-постановочный факультет (класс профессора Николая Акимова) Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени Островского. Работала со своим учителем, выдающимся театральным режиссером и художником Николаем Акимовым в Ленинградском театре комедии.

Художница осуществила постановки более 25 фильмов, среди которых — «Монолог» (1974, режиссер И. Авербах), «Старая, старая сказка» (1969, режиссер Н. Кошеверова), «Гость» (1987, режиссер А. Кайдановский), «Драма из старинной жизни» (1971, режиссер И. Авербах), первый советско-американский фильм «Синяя птица» (1976, режиссер Джордж Кьюкор), «Сентиментальное возвращение на родину» (2009, режиссер А. Хржановский), и около 100 спектаклей, в том числе — «Лебединое озеро» и «Богема» в Большом театре в Москве. Марина Азизян стала инициатором Рождественских выставок в Музее Анны Ахматовой и в течение шести лет была их куратором, объединив художников и зрителей разных поколений.

С 1960 года является постоянным участником выставок в России и за рубежом. Работы представлены в различных музеях: Центральный государственный театральный музей имени Бахрушина (Москва), Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный дом-музей Чайковского (Клин), Государственный центральный музей музыкальной культуры имени Глинки (Москва), Дом-музей Гончарова (Нижний Новгород), Государственный музей детских театров (Москва).

Персональные выставки Марины Азизян проходили в Эрмитаже, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, в Центральном государственном театральном музее имени Бахрушина, в Музее Анны Ахматовой, в Германии и Италии.

26 февраля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.