В Музее политической истории России открыли мини-выставку памяти Самойло

В атриуме Музея политической истории России (улица Куйбышева, 2) до 21 марта открыта выставка «Две жизни генерала Самойло». Она подготовлена к 100-летию создания Красной Армии.

планшет Самойло

В экспозицию вошли вещи Александра Александровича Самойло – генерала царской армии, который после Октябрьской революции перешел на сторону большевиков. Среди экспонатов — нательная рубаха из комплекта обмундирования командного состава Красной Армии, командирская полевая сумка и электрический фонарик, которые использовались Самойло в период Гражданской войны (1918-1922 годы). Вещи были переданы им в Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции в 1959 году.

Судьба этого человека интересна тем, что в ней отразилась сложная и противоречивая история XX века. В октябре 1917 года, сразу после захвата власти, большевики столкнулись с необходимостью формировать собственную армию. Война продолжалась, переговоры о заключении мира с Германией в Брест-Литовске затягивались, сохранялась угроза нового наступления. Деморализованные, уставшие от четырехлетней войны солдаты уже не хотели воевать и не подчинялись приказам. В преддверии Гражданской войны крупнейшая в мире армия оказалась на распутье.

В этих условиях 15 (28) января 1918 года был принят Декрет Совета народных комиссаров о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). С самого начала РККА комплектовалась на добровольных началах из рабочих и крестьян. Но мятеж чехословацкого корпуса, который начался в конце мая 1918 года, а также иностранная интервенция поставили большевиков перед необходимостью перейти от добровольческого принципа комплектования армии к обязательному призыву. Это коснулось и бывших офицеров царской армии, так называемых «военспецов». Первый декрет Совета народных комиссаров «о призыве в армию бывших офицеров, врачей, фельдшеров и военных чиновников» появился в июле 1918 года. Согласно документу, уклонявшиеся от призыва подлежали суду Революционного трибунала.

Но бывшие царские офицеры стали переходить на сторону красных еще раньше. Так поступил и генерал-майор Самойло. Он родился в 1869 году в дворянской семье. Окончил военное училище и Академию Генштаба, во время Первой мировой войны был генерал-квартирмейстером и начальником штаба 10-й армии. В книге воспоминаний «Две жизни», изданной в 1958 году, сам Самойло пишет, что уже через несколько дней после Октябрьского переворота получил распоряжение Советского правительства отправиться в Брест-Литовск в составе делегации по мирным переговорам с Германией. Это определило его дальнейшую судьбу.

«До приказа я был генералом старой армии, а с этого момента … так просто, без всяких внешних перемен, произошел переход мой с 25-летней прежней командирской службы на службу советской власти. У других моих товарищей, перешедших на сторону Советов, был какой-то внешний разрыв: они были предварительно демобилизованы из дореволюционной армии, прежде чем вступить на советскую службу. Ничего подобного у меня не было: я не могу у себя отметить часового промежутка, когда бы я был между двумя армиями», — написал Самойло.

Его историю нельзя назвать редкой для того времени. Всего после Октябрьской революции сотни генералов, а также 50-70 тысяч офицеров Российской Империи (около 30% всего офицерского корпуса) перешли на службу в Красную Армию, многие – добровольно. «Моя офицерская честь не позволяет оторваться от своего народа и русской земли», – объяснял свой выбор Самойло.

Во время Гражданской войны он продолжил военную карьеру: был начальником штаба Беломорского военного округа, затем командовал Восточным фронтом. В 1930-е годы, когда тысячи бывших офицеров царской армии были репрессированы, Самойло чудом избежал этой участи. В 1940 году он получил звание генерал-лейтенанта авиации, а в 1942-м был награжден орденом Ленина «за 50-летнюю непрерывную военную службу на командных должностях» – советская власть учла и годы службы генерала до революции.

Интересно, что в коммунистическую партию Самойло вступил только в 1944 году. Он прожил долгую жизнь. Умер в 1963 году, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Считается, что генерал Самойло стал прототипом главного героя романа Валентина Пикуля «Честь имею».

С историей революции и Гражданской войны можно познакомиться на экспозиции «Революция в России. 1917–1922». Там представлена и трость-рапира, принадлежавшая Самойло.

24 февраля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.