30-летие пожара в Библиотеке Академии наук прошло незаметно

В ночь с 14 на 15 февраля 1988 года в Библиотеке Российской академии наук произошел самый страшный пожар из всех возможных: он уничтожил 300 тысяч книг и газет, еще сотни тысяч были под угрозой уничтожения из-за воды, которой этот пожар тушили. В день 30-летия этой катастрофы в здании на Биржевой линии, 1, прошло заседание, на котором собрались очевидцы тех событий.

пожар в БАН

Как рассказали служители БАН, огонь не могли потушить в течение 15 часов из-за особенностей конструкции хранилища. Ситуацию усугубляло и то, что система вентиляции старого здания изнутри была выложена древесиной дуба.

Этот пожар оказался самым разрушительным из трех, пережитых Библиотекой (1747, 1901). В результате были повреждены 22 помещения библиотеки, или 46,6% от общей площади, занимаемой фондами. От плесени и грибка пострадали 3,5 млн документов, а газетный фонд потерял треть. Намоченные водой экземпляры отдавали на просушку петербуржцам под честное слово. И ни одна книга или рукопись не пропала, все вернули в библиотеку.

Но не известно, что хуже — сам пожар или его последствия. Дело в том, что намокшие книги, в том числе редкие экземпляры, требовали реставрации. Но этих изданий было так много, что даже если бы 12 реставраторов работали над восстановлением книг каждый день без перерыва, то на это потребовалось бы 60 лет. А грибок и влага, к сожалению, работают быстрее. Поэтому книжные фонды консервировались в морозильных камерах, специальных коробках. Были выработаны и другие методы срочного сохранения драгоценных изданий.

пожар в БАН

Со дня пожара хранилище претерпело ряд серьезных изменений. Например, теперь там нет розеток, чтобы избежать короткого изменения. В библиотеке внедрена программа превентивной консервации фондов, разработан архивный бескислотный картон для фазовой консервации документов, создана автоматизированная система обеспечения сохранения фондов, осуществляется микроклиматический и биологический мониторинг, ведутся исследования в области практической реставрации.

Восстановлению фондов помогали крупнейшие зарубежные библиотеки, включая библиотеку Конгресса США.

В ходе заседания в БАН, приуроченного к скорбной дате, вспоминали самоотверженных работников библиотеки, которые под угрозой жизни и здоровью боролись за спасение книг. Представители библиотеки отмечают, что последствия пожара ощущаются по сию пору — порой они настигают в виде легкого запаха гари, исходящего от страниц. Пожар тридцатилетней давности заставил коллектив БАН совершить настоящий подвиг, ежедневно и методично восстанавливая сокровища человеческого знания, запечатленного на хрупком материале. К сожалению, и тогда, и сейчас героический труд служителей библиотеки мало кому виден и не оценен по достоинству.

пожар в БАН

21 февраля 2018 // рубрика: Литература

Даниил Коцюбинский на «Квартирнике» в Росбалте рассказал об исторической памяти

В «Родине» начинается ретроспектива Ксавье Долана

В «Ленинград Центре» состоится петербургская премьера фильма «Пылающий»

В Анненкирхе откроется персональная выставка Андрея Оленева

«Биртман» выпустил кавер на песню Цоя «Прохожий»

В Петербурге создадут диораму, посвященную Великой Отечественной войне

«Звери» выпустили каверы на песни Майка Науменко, записанные для «Лета»

Мариинский театр опровергает отмену выступления Гергиева в Бад-Киссингене

Борис Гребенщиков прервал уличный концерт в Киеве из-за национал-радикала (видео)

В Павловске открыта выставка о детстве и юности царя-освободителя Александра II

В «Ленинград центре» открывается выставка «Легендарное телевидение-80»

В Михайловском замке откроется выставка современных художников КНР

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.