В Царском Селе — уникальное пополнение коллекции рукописей

Коллекция рукописных материалов музея-заповедника «Царское Село» пополнилась «Журналом наблюдений за состоянием водоемов, плотин и мостов Екатерининского и Александровского парков». Этот необычный документ передали в дар из личного архива петербуржцы Александр Иванович Федорченко и Валентина Степановна Семенова.

рукописи Царского Села

Журнал вел в период с 1960-го до середины 1963 года мастер гидротехнических сооружений Семен Михайлович Житков. Впоследствии записи продолжил (с 1989-го до начала 2000-х) заведующий сектором гидротехнических сооружений Виктор Петрович Семенов.

В журнале зафиксированы уникальные сведения о состоянии мостов, фонтанов, водоемов царскосельских парков, а также Таицкого водовода за эти десятилетия. Авторы приводят подробные сведения о факторах, влияющих на состояние объектов: погодных условиях, видах рыб и птиц, обитающих в водоемах парков, проводимых очистках и ремонтных работах.

рукописи Царского Села

«Этот документ особенно интересен тем, что помимо привычной рабочей констатации фактов авторы оживляют текст интересными случаями о рабочих моментах, изложенных в форме рассказов. Журнал проиллюстрирован множеством аккуратно выполненных зарисовок чертежей плотин, шлюзов, фонтанов, гидротехнических сооружений парков города Пушкина. Например, отмечены неоднократные случаи сброса разными лицами в Малый каскадный канал тумб с решетками, огораживающими парк по улице Садовой», – говорит хранитель фонда «Рукописные материалы» ГМЗ «Царское Село» Ирина Распопова.

рукописи Царского Села

«В 1992 году был выпускной вечер в Строительном училище. Подвыпившие выпускники решили отметить это событие тем, что сбросили с набережной в канал 24 тумбы. Это с полквартала длиной! Почти весь июнь силами училища, с привлечением подводников из ВМУ восстанавливали ограду, но так до прежнего вида и не довели. Уже через месяц две тумбы опять были сбиты машиной», – записал Виктор Семенов.

Авторы приводят самые разные сведения: о найденных в парке снарядах времен Великой Отечественной войны; о шашке с ножнами времен Николая II, обнаруженной в Виттоловском канале и переданной впоследствии в музей; о том, в каких прудах купались жители города, солдаты пушкинских военных частей.
рукописи Царского Села
«Записи представляют собой не только важную информацию об устройстве водной системы парков, но и передают искренне-добросовестное отношение сотрудников к своей работе. Читая журнал, невозможно не сопереживать обоим авторам, которые с огромной ответственностью и любовью относились к своему делу. Сегодня, когда деятельность любого музея отражается через акты, служебные записки и приказы, подобный журнал представляет огромную ценность для будущих поколений как «живой» исторический документ», – считает заместитель директора по научной работу ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.

Впоследствии журнал можно будет использовать на выставках, а также при изучении данной темы научными сотрудниками и сотрудниками инженерных служб музея.

13 февраля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.