В Царском Селе — уникальное пополнение коллекции рукописей

Коллекция рукописных материалов музея-заповедника «Царское Село» пополнилась «Журналом наблюдений за состоянием водоемов, плотин и мостов Екатерининского и Александровского парков». Этот необычный документ передали в дар из личного архива петербуржцы Александр Иванович Федорченко и Валентина Степановна Семенова.

рукописи Царского Села

Журнал вел в период с 1960-го до середины 1963 года мастер гидротехнических сооружений Семен Михайлович Житков. Впоследствии записи продолжил (с 1989-го до начала 2000-х) заведующий сектором гидротехнических сооружений Виктор Петрович Семенов.

В журнале зафиксированы уникальные сведения о состоянии мостов, фонтанов, водоемов царскосельских парков, а также Таицкого водовода за эти десятилетия. Авторы приводят подробные сведения о факторах, влияющих на состояние объектов: погодных условиях, видах рыб и птиц, обитающих в водоемах парков, проводимых очистках и ремонтных работах.

рукописи Царского Села

«Этот документ особенно интересен тем, что помимо привычной рабочей констатации фактов авторы оживляют текст интересными случаями о рабочих моментах, изложенных в форме рассказов. Журнал проиллюстрирован множеством аккуратно выполненных зарисовок чертежей плотин, шлюзов, фонтанов, гидротехнических сооружений парков города Пушкина. Например, отмечены неоднократные случаи сброса разными лицами в Малый каскадный канал тумб с решетками, огораживающими парк по улице Садовой», – говорит хранитель фонда «Рукописные материалы» ГМЗ «Царское Село» Ирина Распопова.

рукописи Царского Села

«В 1992 году был выпускной вечер в Строительном училище. Подвыпившие выпускники решили отметить это событие тем, что сбросили с набережной в канал 24 тумбы. Это с полквартала длиной! Почти весь июнь силами училища, с привлечением подводников из ВМУ восстанавливали ограду, но так до прежнего вида и не довели. Уже через месяц две тумбы опять были сбиты машиной», – записал Виктор Семенов.

Авторы приводят самые разные сведения: о найденных в парке снарядах времен Великой Отечественной войны; о шашке с ножнами времен Николая II, обнаруженной в Виттоловском канале и переданной впоследствии в музей; о том, в каких прудах купались жители города, солдаты пушкинских военных частей.
рукописи Царского Села
«Записи представляют собой не только важную информацию об устройстве водной системы парков, но и передают искренне-добросовестное отношение сотрудников к своей работе. Читая журнал, невозможно не сопереживать обоим авторам, которые с огромной ответственностью и любовью относились к своему делу. Сегодня, когда деятельность любого музея отражается через акты, служебные записки и приказы, подобный журнал представляет огромную ценность для будущих поколений как «живой» исторический документ», – считает заместитель директора по научной работу ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.

Впоследствии журнал можно будет использовать на выставках, а также при изучении данной темы научными сотрудниками и сотрудниками инженерных служб музея.

13 февраля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Юлиан Табаков

Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке «Зимняя сказка» по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и «Дядя Ваня», и «Онегин», и «Царь Эдип»…

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и огромных, жутких разочарованиях.