В Царском Селе — уникальное пополнение коллекции рукописей

Коллекция рукописных материалов музея-заповедника «Царское Село» пополнилась «Журналом наблюдений за состоянием водоемов, плотин и мостов Екатерининского и Александровского парков». Этот необычный документ передали в дар из личного архива петербуржцы Александр Иванович Федорченко и Валентина Степановна Семенова.

рукописи Царского Села

Журнал вел в период с 1960-го до середины 1963 года мастер гидротехнических сооружений Семен Михайлович Житков. Впоследствии записи продолжил (с 1989-го до начала 2000-х) заведующий сектором гидротехнических сооружений Виктор Петрович Семенов.

В журнале зафиксированы уникальные сведения о состоянии мостов, фонтанов, водоемов царскосельских парков, а также Таицкого водовода за эти десятилетия. Авторы приводят подробные сведения о факторах, влияющих на состояние объектов: погодных условиях, видах рыб и птиц, обитающих в водоемах парков, проводимых очистках и ремонтных работах.

рукописи Царского Села

«Этот документ особенно интересен тем, что помимо привычной рабочей констатации фактов авторы оживляют текст интересными случаями о рабочих моментах, изложенных в форме рассказов. Журнал проиллюстрирован множеством аккуратно выполненных зарисовок чертежей плотин, шлюзов, фонтанов, гидротехнических сооружений парков города Пушкина. Например, отмечены неоднократные случаи сброса разными лицами в Малый каскадный канал тумб с решетками, огораживающими парк по улице Садовой», – говорит хранитель фонда «Рукописные материалы» ГМЗ «Царское Село» Ирина Распопова.

рукописи Царского Села

«В 1992 году был выпускной вечер в Строительном училище. Подвыпившие выпускники решили отметить это событие тем, что сбросили с набережной в канал 24 тумбы. Это с полквартала длиной! Почти весь июнь силами училища, с привлечением подводников из ВМУ восстанавливали ограду, но так до прежнего вида и не довели. Уже через месяц две тумбы опять были сбиты машиной», – записал Виктор Семенов.

Авторы приводят самые разные сведения: о найденных в парке снарядах времен Великой Отечественной войны; о шашке с ножнами времен Николая II, обнаруженной в Виттоловском канале и переданной впоследствии в музей; о том, в каких прудах купались жители города, солдаты пушкинских военных частей.
рукописи Царского Села
«Записи представляют собой не только важную информацию об устройстве водной системы парков, но и передают искренне-добросовестное отношение сотрудников к своей работе. Читая журнал, невозможно не сопереживать обоим авторам, которые с огромной ответственностью и любовью относились к своему делу. Сегодня, когда деятельность любого музея отражается через акты, служебные записки и приказы, подобный журнал представляет огромную ценность для будущих поколений как «живой» исторический документ», – считает заместитель директора по научной работу ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.

Впоследствии журнал можно будет использовать на выставках, а также при изучении данной темы научными сотрудниками и сотрудниками инженерных служб музея.

13 февраля 2018 // рубрика: Музеи / кино

В «Буквоеде» состоится встреча с актрисой Галиной Карелиной

В Музее-заповеднике «Гатчина» открывается постоянная экспозиция «Гатчинские гардемарины»

30-летие пожара в Библиотеке Академии наук прошло незаметно

Премьера балета «Воробьиное озеро» на музыку Курехина состоится в апреле

В Музее городской скульптуры выставлены штудии Владислава Муханова и Ивана Зубарева

Легендарный Артуро Сандоваль выступит в Петербургской филармонии

В ДК Выборгский к празднику защитников Отечества покажут «Отель 18+»

Петербургская премьера шоу Diva Ани Лорак состоится в Ледовом дворце

Андрей Бартенев создает декорации для церемонии Премии имени Курехина в БДТ

В Петербурге группа LaScala даст концерт к выходу альбома Patagonia

В Петербурге Борис Гребенщиков и «Аквариум» представят «Время N» 16 марта

«Никусизм» Николая Владимирова можно увидеть на Васильевском острове

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.