Математики СПбГУ рассчитали процесс создания «Властелина колец» Толкина

Математики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) проанализировали тексты мировых бестселлеров в сотрудничестве со специалистами Института интеллектуальной обработки информации при Колледже ОРТ имени Брауде (Израиль). Они предложили новое решение для компьютерного исследования авторства и стиля текстов, основанное на моделировании динамического процесса их написания.

СПбГУ

Уникальный подход позволил ученым проанализировать произведения Джона Толкина, Айзека Азимова, Артура Кларка и многих других известных писателей, увидев, каким образом менялся их авторский стиль. Результаты одной из последних работ научной группы опубликованы в журнале Pattern Recognition издательского дома Elsevier.

Для исследования математики выбрали известные литературные произведения: цикл из семи научно-фантастических романов Айзека Азимова «Основание», серию произведений Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах», роман в трех томах Джона Толкина «Властелин колец» и другие книги. В предыдущих работах они также анализировали произведения Джоан Роулинг (цикл книг про Гарри Поттера). Интерес для исследователей представляет именно большой массив материалов, который автор создавал на протяжении долгого времени: математические методы позволяют увидеть, как менялись особенности стиля писателя.

«Работать с большими данными можно традиционно: классифицировать их, искать схожие элементы, подобия или группы, — рассказал профессор СПбГУ доктор физико-математических наук Олег Граничин. — Мы же представили новый взгляд на большие данные и предложили изучить то, каким образом они были созданы. Например, любой текст кто-то написал, наговорил или зафиксировал иным способом. Этот процесс тоже имеет свои значимые характеристики, которые проявляются, например, в авторском стиле писателя. Сегодня мы не просто изучаем то, как выглядят данные, а вскрываем характеристики процесса их создания. До нас подобным образом тексты еще никто не анализировал».

В статье исследователи сравнили три книги из цикла «Властелин колец» Джона Толкина с двумя другими его произведениями — «Хоббитом» и «Сильмариллионом». Метод достаточно точно определил, что первая повесть была написана тем же автором, который создал трилогию, а вот «Сильмариллион» заметно отличается по стилю. Это объясняется тем, что книга была издана уже после смерти автора: сборник мифов и легенд Средиземья дорабатывал сын Джона Толкина — Кристофер Толкин, который несколько лет изучал черновики отца.

«Заметны отличия стиля и в произведениях одного автора, — рассказывает аспирант кафедры системного программирования СПбГУ Наталья Кижаева. — К примеру, четвертую часть из цикла «Основание» Айзек Азимов написал спустя почти 30 лет после того, как была создана третья часть, — на этом настояли его поклонники. Наш метод позволил разделить семь книг серии на два кластера: созданные до 1953 года и после 1982. За 30 лет изменился сам автор, его окружение, его видение жизни и, как следствие, — авторский стиль».

Создатели алгоритма планируют опробовать методику и на произведениях русской литературы, ведь его можно применять для анализа текстов, написанных на других языках, использующих латинский алфавит, кириллицу и арабскую графику.

Разработка, как отмечают исследователи, может помочь в анализе не только литературных произведений, но и неструктурированных текстов. Например, метод пригодится при обработке массивов данных, поступающих на диспетчерские пульты или в различные кол-центры по работе с клиентами. Израильские коллеги применяют разработку для определения искусственно сгенерированных текстов, написанных не человеком, а машиной.

Авторы исследования: кандидат физико-математических наук Константин Амелин, профессор СПбГУ, доктор физико-математических наук Олег Граничин, аспирант кафедры системного программирования СПбГУ Наталья Кижаева и руководитель Института интеллектуальной обработки информации при Колледже ОРТ имени Брауде (Израиль), декан компьютерного факультета Колледжа ОРТ имени Брауде, профессор Зеев Волькович.

13 февраля 2018 // рубрика: Литература Стиль жизни

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.