Математики СПбГУ рассчитали процесс создания «Властелина колец» Толкина

Математики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) проанализировали тексты мировых бестселлеров в сотрудничестве со специалистами Института интеллектуальной обработки информации при Колледже ОРТ имени Брауде (Израиль). Они предложили новое решение для компьютерного исследования авторства и стиля текстов, основанное на моделировании динамического процесса их написания.

СПбГУ

Уникальный подход позволил ученым проанализировать произведения Джона Толкина, Айзека Азимова, Артура Кларка и многих других известных писателей, увидев, каким образом менялся их авторский стиль. Результаты одной из последних работ научной группы опубликованы в журнале Pattern Recognition издательского дома Elsevier.

Для исследования математики выбрали известные литературные произведения: цикл из семи научно-фантастических романов Айзека Азимова «Основание», серию произведений Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах», роман в трех томах Джона Толкина «Властелин колец» и другие книги. В предыдущих работах они также анализировали произведения Джоан Роулинг (цикл книг про Гарри Поттера). Интерес для исследователей представляет именно большой массив материалов, который автор создавал на протяжении долгого времени: математические методы позволяют увидеть, как менялись особенности стиля писателя.

«Работать с большими данными можно традиционно: классифицировать их, искать схожие элементы, подобия или группы, — рассказал профессор СПбГУ доктор физико-математических наук Олег Граничин. — Мы же представили новый взгляд на большие данные и предложили изучить то, каким образом они были созданы. Например, любой текст кто-то написал, наговорил или зафиксировал иным способом. Этот процесс тоже имеет свои значимые характеристики, которые проявляются, например, в авторском стиле писателя. Сегодня мы не просто изучаем то, как выглядят данные, а вскрываем характеристики процесса их создания. До нас подобным образом тексты еще никто не анализировал».

В статье исследователи сравнили три книги из цикла «Властелин колец» Джона Толкина с двумя другими его произведениями — «Хоббитом» и «Сильмариллионом». Метод достаточно точно определил, что первая повесть была написана тем же автором, который создал трилогию, а вот «Сильмариллион» заметно отличается по стилю. Это объясняется тем, что книга была издана уже после смерти автора: сборник мифов и легенд Средиземья дорабатывал сын Джона Толкина — Кристофер Толкин, который несколько лет изучал черновики отца.

«Заметны отличия стиля и в произведениях одного автора, — рассказывает аспирант кафедры системного программирования СПбГУ Наталья Кижаева. — К примеру, четвертую часть из цикла «Основание» Айзек Азимов написал спустя почти 30 лет после того, как была создана третья часть, — на этом настояли его поклонники. Наш метод позволил разделить семь книг серии на два кластера: созданные до 1953 года и после 1982. За 30 лет изменился сам автор, его окружение, его видение жизни и, как следствие, — авторский стиль».

Создатели алгоритма планируют опробовать методику и на произведениях русской литературы, ведь его можно применять для анализа текстов, написанных на других языках, использующих латинский алфавит, кириллицу и арабскую графику.

Разработка, как отмечают исследователи, может помочь в анализе не только литературных произведений, но и неструктурированных текстов. Например, метод пригодится при обработке массивов данных, поступающих на диспетчерские пульты или в различные кол-центры по работе с клиентами. Израильские коллеги применяют разработку для определения искусственно сгенерированных текстов, написанных не человеком, а машиной.

Авторы исследования: кандидат физико-математических наук Константин Амелин, профессор СПбГУ, доктор физико-математических наук Олег Граничин, аспирант кафедры системного программирования СПбГУ Наталья Кижаева и руководитель Института интеллектуальной обработки информации при Колледже ОРТ имени Брауде (Израиль), декан компьютерного факультета Колледжа ОРТ имени Брауде, профессор Зеев Волькович.

13 февраля 2018 // рубрика: Литература Стиль жизни

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.