Кандалы Чернышевского и петля для Перовской — в новой экспозиции Музея политической истории

Постоянная экспозиция «Империя на путях модернизации. Россия в XIX – начале XX века» открывается с 14 февраля в Музее политической истории России (улица Куйбышева, 2-4). Она рассказывает о важнейших изменениях в политической, экономической, социальной сферах, которые проводились в Российской Империи на рубеже веков, а также о том, как они влияли на жизнь людей.

Особняк Кшесинской

О внутренних и внешних импульсах, которые подталкивали власти к реформам, расскажут уникальные экспонаты и мультимедийные средства. Герои экспозиции – реформаторы и ретрограды, революционеры и защитники традиционных ценностей, каждый – со своим представлением о путях развития страны.

Отмена крепостного права, зарождение парламентаризма в России, развитие рабочего и революционного движений, экономические преобразования Сергея Витте и Петра Столыпина – с этими и другими событиями познакомят документы и предметы, фотографии и плакаты, журналы и кинохроника. Среди наиболее интересных экспонатов – фрагмент кандалов Николая Чернышевского, часть веревки с виселицы, на которой была повешена Софья Перовская, тайники для хранения оружия, коробка с детскими кубиками, в которых перевозили в Россию газету «Искра», личные вещи депутата Первой Государственной думы Сергея Урусова, самодельное холодное оружие периода революции 1905-1907 годов, фотоальбом агента наружного наблюдения Департамента полиции и другие.

С начала XIX века и вплоть до 1917 года Российская Империя пережила несколько волн модернизации, которые знаменовались бурным экономическим ростом и глубокими социально-политическими изменениями. Экспозиция начинается с рассказа о поиске путей реформирования самодержавия в период царствования Александра I. Поражение декабристов (1825 год) привело к укреплению консервативного варианта монархии при Николае I, но после Крымской войны (1853–1856) снова обострился вопрос о необходимости модернизации. Ответом стали реформы Александра II: освобождение крестьян, появление системы земского самоуправления, судебная реформа, которые радикально изменили жизнь страны.

Одновременно с реформами развивались и общественные движения. Это время зарождения земского либерализма, народничества, а также практики индивидуального террора. За убийством террористами-народовольцами Александра II (1 марта 1881 года) последовали контрреформы и резкое усиление консервативных настроений. В это же время все больше людей избирают путь революционной борьбы, распространятся социалистические идеи.

Начало XX века ознаменовалось мощным социальным взрывом – Первой российской революцией 1905–1907 годов. Этому периоду посвящен второй раздел экспозиции. Он рассказывает о появлении первого российского парламента (Государственной думы) и о деятельности выдающегося реформатора Петра Столыпина. Россия в те годы демонстрировала успехи в экономике, однако возрастающая социальная напряженность и незавершенность реформ в конечном итоге оборвали этот путь и привели к новому взрыву.

В какой момент эволюционный путь модернизации исчерпывает себя? Эти вопрос актуален и сегодня. Исторический опыт напоминает о важности своевременных и адекватных ответов на вызовы времени, позволяющих избежать революционных катаклизмов.

Музей благодарит за предоставленные материалы: Российский государственный исторический архив, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российскую национальную библиотеку, Российскую государственную библиотеку, Государственный Эрмитаж, Государственную Третьяковскую галерею, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

13 февраля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.