Кандалы Чернышевского и петля для Перовской — в новой экспозиции Музея политической истории

Постоянная экспозиция «Империя на путях модернизации. Россия в XIX – начале XX века» открывается с 14 февраля в Музее политической истории России (улица Куйбышева, 2-4). Она рассказывает о важнейших изменениях в политической, экономической, социальной сферах, которые проводились в Российской Империи на рубеже веков, а также о том, как они влияли на жизнь людей.

Особняк Кшесинской

О внутренних и внешних импульсах, которые подталкивали власти к реформам, расскажут уникальные экспонаты и мультимедийные средства. Герои экспозиции – реформаторы и ретрограды, революционеры и защитники традиционных ценностей, каждый – со своим представлением о путях развития страны.

Отмена крепостного права, зарождение парламентаризма в России, развитие рабочего и революционного движений, экономические преобразования Сергея Витте и Петра Столыпина – с этими и другими событиями познакомят документы и предметы, фотографии и плакаты, журналы и кинохроника. Среди наиболее интересных экспонатов – фрагмент кандалов Николая Чернышевского, часть веревки с виселицы, на которой была повешена Софья Перовская, тайники для хранения оружия, коробка с детскими кубиками, в которых перевозили в Россию газету «Искра», личные вещи депутата Первой Государственной думы Сергея Урусова, самодельное холодное оружие периода революции 1905-1907 годов, фотоальбом агента наружного наблюдения Департамента полиции и другие.

С начала XIX века и вплоть до 1917 года Российская Империя пережила несколько волн модернизации, которые знаменовались бурным экономическим ростом и глубокими социально-политическими изменениями. Экспозиция начинается с рассказа о поиске путей реформирования самодержавия в период царствования Александра I. Поражение декабристов (1825 год) привело к укреплению консервативного варианта монархии при Николае I, но после Крымской войны (1853–1856) снова обострился вопрос о необходимости модернизации. Ответом стали реформы Александра II: освобождение крестьян, появление системы земского самоуправления, судебная реформа, которые радикально изменили жизнь страны.

Одновременно с реформами развивались и общественные движения. Это время зарождения земского либерализма, народничества, а также практики индивидуального террора. За убийством террористами-народовольцами Александра II (1 марта 1881 года) последовали контрреформы и резкое усиление консервативных настроений. В это же время все больше людей избирают путь революционной борьбы, распространятся социалистические идеи.

Начало XX века ознаменовалось мощным социальным взрывом – Первой российской революцией 1905–1907 годов. Этому периоду посвящен второй раздел экспозиции. Он рассказывает о появлении первого российского парламента (Государственной думы) и о деятельности выдающегося реформатора Петра Столыпина. Россия в те годы демонстрировала успехи в экономике, однако возрастающая социальная напряженность и незавершенность реформ в конечном итоге оборвали этот путь и привели к новому взрыву.

В какой момент эволюционный путь модернизации исчерпывает себя? Эти вопрос актуален и сегодня. Исторический опыт напоминает о важности своевременных и адекватных ответов на вызовы времени, позволяющих избежать революционных катаклизмов.

Музей благодарит за предоставленные материалы: Российский государственный исторический архив, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российскую национальную библиотеку, Российскую государственную библиотеку, Государственный Эрмитаж, Государственную Третьяковскую галерею, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

13 февраля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.