Кандалы Чернышевского и петля для Перовской — в новой экспозиции Музея политической истории

Постоянная экспозиция «Империя на путях модернизации. Россия в XIX – начале XX века» открывается с 14 февраля в Музее политической истории России (улица Куйбышева, 2-4). Она рассказывает о важнейших изменениях в политической, экономической, социальной сферах, которые проводились в Российской Империи на рубеже веков, а также о том, как они влияли на жизнь людей.

Особняк Кшесинской

О внутренних и внешних импульсах, которые подталкивали власти к реформам, расскажут уникальные экспонаты и мультимедийные средства. Герои экспозиции – реформаторы и ретрограды, революционеры и защитники традиционных ценностей, каждый – со своим представлением о путях развития страны.

Отмена крепостного права, зарождение парламентаризма в России, развитие рабочего и революционного движений, экономические преобразования Сергея Витте и Петра Столыпина – с этими и другими событиями познакомят документы и предметы, фотографии и плакаты, журналы и кинохроника. Среди наиболее интересных экспонатов – фрагмент кандалов Николая Чернышевского, часть веревки с виселицы, на которой была повешена Софья Перовская, тайники для хранения оружия, коробка с детскими кубиками, в которых перевозили в Россию газету «Искра», личные вещи депутата Первой Государственной думы Сергея Урусова, самодельное холодное оружие периода революции 1905-1907 годов, фотоальбом агента наружного наблюдения Департамента полиции и другие.

С начала XIX века и вплоть до 1917 года Российская Империя пережила несколько волн модернизации, которые знаменовались бурным экономическим ростом и глубокими социально-политическими изменениями. Экспозиция начинается с рассказа о поиске путей реформирования самодержавия в период царствования Александра I. Поражение декабристов (1825 год) привело к укреплению консервативного варианта монархии при Николае I, но после Крымской войны (1853–1856) снова обострился вопрос о необходимости модернизации. Ответом стали реформы Александра II: освобождение крестьян, появление системы земского самоуправления, судебная реформа, которые радикально изменили жизнь страны.

Одновременно с реформами развивались и общественные движения. Это время зарождения земского либерализма, народничества, а также практики индивидуального террора. За убийством террористами-народовольцами Александра II (1 марта 1881 года) последовали контрреформы и резкое усиление консервативных настроений. В это же время все больше людей избирают путь революционной борьбы, распространятся социалистические идеи.

Начало XX века ознаменовалось мощным социальным взрывом – Первой российской революцией 1905–1907 годов. Этому периоду посвящен второй раздел экспозиции. Он рассказывает о появлении первого российского парламента (Государственной думы) и о деятельности выдающегося реформатора Петра Столыпина. Россия в те годы демонстрировала успехи в экономике, однако возрастающая социальная напряженность и незавершенность реформ в конечном итоге оборвали этот путь и привели к новому взрыву.

В какой момент эволюционный путь модернизации исчерпывает себя? Эти вопрос актуален и сегодня. Исторический опыт напоминает о важности своевременных и адекватных ответов на вызовы времени, позволяющих избежать революционных катаклизмов.

Музей благодарит за предоставленные материалы: Российский государственный исторический архив, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российскую национальную библиотеку, Российскую государственную библиотеку, Государственный Эрмитаж, Государственную Третьяковскую галерею, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

13 февраля 2018 // рубрика: Музеи / кино

В «Буквоеде» состоится встреча с актрисой Галиной Карелиной

В Музее-заповеднике «Гатчина» открывается постоянная экспозиция «Гатчинские гардемарины»

30-летие пожара в Библиотеке Академии наук прошло незаметно

Премьера балета «Воробьиное озеро» на музыку Курехина состоится в апреле

В Музее городской скульптуры выставлены штудии Владислава Муханова и Ивана Зубарева

Легендарный Артуро Сандоваль выступит в Петербургской филармонии

В ДК Выборгский к празднику защитников Отечества покажут «Отель 18+»

Петербургская премьера шоу Diva Ани Лорак состоится в Ледовом дворце

Андрей Бартенев создает декорации для церемонии Премии имени Курехина в БДТ

В Петербурге группа LaScala даст концерт к выходу альбома Patagonia

В Петербурге Борис Гребенщиков и «Аквариум» представят «Время N» 16 марта

«Никусизм» Николая Владимирова можно увидеть на Васильевском острове

выставка Анатолия Прошкина

Первая персональная выставка Анатолия Прошкина

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века (набережная канала Грибоедова, 103) в воскресенье, 25 февраля, завершается выставка одного из ярких представителей советской школы живописи, Анатолия Прошкина, принадлежащего к знаменитой художественной династии, в которую входили такие мастера, как Виктор, Владимир и Марианна Прошкины, Виктория Белаковская.

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова. Исполнительница любит романтическую музыку, либо, вероятно, обладает даром сделать романтическим то, что у нее изначально вызывает душевный отклик.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.