В Михайловском замке откроется выставка, посвященная Екатерине II и ее реформам

С 15 февраля по 28 мая 2018 года в Михайловском замке (Садовая улица, 2) будет открыта выставка, посвященная отражению в искусстве глубинных внутрироссийских и геополитических преобразований, в которых императрица Екатерина II сыграла важнейшую роль. Разнообразная по материалам и темам, но целостная в культурно-историческом смысле выставка повествует о серьезных и важных событиях в истории России на материале более чем 500 произведений изобразительного и прикладного искусства.

Екатерина Великая

Выставка объединяет предметы из коллекций Русского музея, Государственного исторического музея, ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской галереи, Эрмитажа, музеев-заповедников «Московский Кремль», «Павловск» и «Петергоф», Мемориального музея Суворова и других музеев, а также из архивов и частных собраний.

Вторая половина XVIII века в Российском государстве была ознаменована серьезными преобразованиями социальной структуры, законодательной базы, промышленности и культуры. Среди культурно-исторических событий внутри страны — дальнейшее развитие национальных мануфактур, учреждение Смольного института, Московского воспитательного дома, новый устав Академии художеств.

Военные события эпохи нашли отражение в батальных и аллегорических картинах, рисунках и гравюрах. Прежде всего, это Русско-турецкие войны (1768‒1774 и 1788‒1790), Русско-шведская война (1788‒1790). В этих войнах проявились личности и раскрылся талант величайших российских полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева. Из внутриполитических событий важнейшее — присоединение к России Крыма (1783). Отразился в искусстве и целый ряд проектов екатерининской эпохи: так называемый Греческий проект, отношения с Мальтийским орденом и т.д., поездка государыни по южным губерниям. Важную роль в эту эпоху играли активные и многообразные историко-культурные и художественные связи России и Западной Европы, в том числе контакты государыни с крупнейшими французскими энциклопедистами: Дидро, Вольтером.

Екатерининская эпоха богата иконографией выдающихся российских деятелей — братьев Орловых, адмиралов Грейга и Сенявина, Г. И. Потемкина, П. и В. Зубовых и многих других. На выставке будут представлены живописные и графические произведения, скульптура, изделия из фарфора и стекла, изделия прикладного искусства, костюмы и архивные документы.

В экспозицию включены парадные портреты Екатерины II и ее современников работы таких мастеров, как Иван Аргунов, Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Стефано Торелли, Иоганн Баптист Лампи старший, Йозеф Крейцингер, Сальваторе Тончи и др. Кроме того, зритель увидит скульптурные портреты, выполненные выдающимся мастером русского классицизма Федором Шубиным, итальянским скульптором Джакопо Мональди и другими. На выставке можно будет увидеть аллегорические произведения, как живописные, так и скульптурные, представляющие императрицу в образе Минервы — воительницы и покровительницы искусств.

Места, которые посещала императрица во время своих путешествий по России, отразились в пейзажах Михаила Иванова (виды Старого Крыма) и Федора Алексеева (виды Бахчисарая и Николаева). Кисти Михаила Иванова также принадлежит ряд батальных сцен на суше и море, написанных акварелью и гуашью. Морские сражения при Чесме запечатлел по царскому заказу Якоб Филипп Хаккерт.

При поддержке благотворительного фонда «Система», сообщили в пресс-службе Русского музея.

12 февраля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.