Выставка «Серебро господа моего» открылась в Музее истории религии

В Музее истории религии (Почтамтская улица, 14) открылась выставка «Серебро господа моего», посвященная евангельским сюжетам в православном искусстве. Она станет первым выставочным проектом музея в 2018 году и продлится до 22 апреля.

евангелие

На выставке представлено более 70 экспонатов из музейного Фонда драгоценных металлов: выполненные в различных ювелирных центрах России (Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Киеве) знаменитыми и неизвестными серебряных дел мастерами, оклады Евангелий XVII – XIX веков, иконы в драгоценных ризах, богослужебная утварь с изображением евангельских событий, паломнические реликвии из Святой Земли.

Евангелие (с греческого – «благая весть») — книга, повествующая о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа. Напрестольное Евангелие — главная богослужебная книга в православном храме, которая пребывает в алтаре на престоле и символизирует присутствие Бога в храмовом пространстве. Особое почитание Евангелия в православном культе привело к возникновению традиции украшения книги драгоценными окладами из золота и серебра. Золото в христианстве служит средством выражения идеи святости, а золотой цвет символизирует и «сияние божественной славы», и Небесный Иерусалим.

Драгоценные камни, жемчуг, чернь, эмали, чеканная, резная орнаментика придавали книгам торжественный облик, подчеркивающий значимость их содержания. Оклады могли либо закрывать обе крышки переплета полностью, либо состоять из отдельных накладных деталей. В центральной дробнице верхней крышки Евангелия традиционно представлен образ Христа в различных композициях: «Распятие с предстоящими», «Воскресение Христа», «Христос Вседержитель», в центральной дробнице нижней крышки изображалась Голгофа, либо сцены на евангельские сюжеты.

Выставка тематически разделена на два больших раздела. В первом представлены напрестольные Евангелия, выполненные на известнейших фабриках золотых и серебряных изделий Д.И. Орлова, В.М. Кункина (которому в 1751 г. была дана монополия на изготовление церковных вещей), И.М. Атазевича (с 1802 г. возглавлявшего киевскую управу ремесленных цехов и много работавшего в Киево-Печерской лавре), И.А. Алексеева (фабрика которого известна до 1912 г.), Я.С.Масленникова (одного из лучших русских чеканщиков второй половины XVIII в.).

Одним из наиболее древних среди представленных на выставке является серебреный оклад, изготовленный неизвестным мастером в 1637 г. в Москве. О дате его изготовления свидетельствует надпись на внутреннем бортике верхней доски оклада: «Лето 7145(1637) году месяца декабря в 12 день зделано сие евангелие при Царе Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, при его царице Евдокии Лукияновне, при патриархе Иоасафе, при митрополите Михаиле Ростовском по РХ 1637 год». Многие оклады сохранили памятные надписи на досках, например, о вкладе данной книги в церковь или содержат имена благотворителей, на деньги которых они были изготовлены.

Авторы многих окладов Евангелий известны нам лишь по инициалам. Посетители выставки смогут увидеть целый ряд таких Евангелий, изготовленных неизвестными мастерами с инициалами «Ф.А.», «А.В.», «Е.Г.» и другие.

Второй раздел включает в себя иконы в серебряных окладах на евангельские сюжеты: «Благовещение», «Тайная Вечеря», «Иудино лобзание Христа», «Распятие Христа» и другие. Большинство окладов икон изготовлено неизвестными русскими мастерами XVIII – XIX веков. Дополняют раздел церковная серебряная утварь, а также детали облачения.

25 января 2018 // рубрика: Музеи / кино

КАТАЖИНА МАЦКЕВИЧ, предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии

Катажина Мацкевич: Театр музыкальной комедии помог мне раскрыться

В октябре 2019 года ведущая солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Катажина Мацкевич отметила первый творческий юбилей — десять лет на сцене. Дебютная роль Карлотты в спектакле «Гаспарон» по оперетте Карла Миллёкера принесла ей высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». За минувшие десять лет Катажина не только сыграла почти все главные партии в классическом репертуаре театра, но и вышла за границы жанра, выступая в сложнейших оперных постановках на разных сценах мира. Об учителях и самокритике, о поддержке близких и любви к кофе артистка рассказала «Петербургскому авангарду» после торжественного вечера в честь ее творческого юбилея.

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.