Выставка «Серебро господа моего» открылась в Музее истории религии

В Музее истории религии (Почтамтская улица, 14) открылась выставка «Серебро господа моего», посвященная евангельским сюжетам в православном искусстве. Она станет первым выставочным проектом музея в 2018 году и продлится до 22 апреля.

евангелие

На выставке представлено более 70 экспонатов из музейного Фонда драгоценных металлов: выполненные в различных ювелирных центрах России (Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Киеве) знаменитыми и неизвестными серебряных дел мастерами, оклады Евангелий XVII – XIX веков, иконы в драгоценных ризах, богослужебная утварь с изображением евангельских событий, паломнические реликвии из Святой Земли.

Евангелие (с греческого – «благая весть») — книга, повествующая о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа. Напрестольное Евангелие — главная богослужебная книга в православном храме, которая пребывает в алтаре на престоле и символизирует присутствие Бога в храмовом пространстве. Особое почитание Евангелия в православном культе привело к возникновению традиции украшения книги драгоценными окладами из золота и серебра. Золото в христианстве служит средством выражения идеи святости, а золотой цвет символизирует и «сияние божественной славы», и Небесный Иерусалим.

Драгоценные камни, жемчуг, чернь, эмали, чеканная, резная орнаментика придавали книгам торжественный облик, подчеркивающий значимость их содержания. Оклады могли либо закрывать обе крышки переплета полностью, либо состоять из отдельных накладных деталей. В центральной дробнице верхней крышки Евангелия традиционно представлен образ Христа в различных композициях: «Распятие с предстоящими», «Воскресение Христа», «Христос Вседержитель», в центральной дробнице нижней крышки изображалась Голгофа, либо сцены на евангельские сюжеты.

Выставка тематически разделена на два больших раздела. В первом представлены напрестольные Евангелия, выполненные на известнейших фабриках золотых и серебряных изделий Д.И. Орлова, В.М. Кункина (которому в 1751 г. была дана монополия на изготовление церковных вещей), И.М. Атазевича (с 1802 г. возглавлявшего киевскую управу ремесленных цехов и много работавшего в Киево-Печерской лавре), И.А. Алексеева (фабрика которого известна до 1912 г.), Я.С.Масленникова (одного из лучших русских чеканщиков второй половины XVIII в.).

Одним из наиболее древних среди представленных на выставке является серебреный оклад, изготовленный неизвестным мастером в 1637 г. в Москве. О дате его изготовления свидетельствует надпись на внутреннем бортике верхней доски оклада: «Лето 7145(1637) году месяца декабря в 12 день зделано сие евангелие при Царе Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, при его царице Евдокии Лукияновне, при патриархе Иоасафе, при митрополите Михаиле Ростовском по РХ 1637 год». Многие оклады сохранили памятные надписи на досках, например, о вкладе данной книги в церковь или содержат имена благотворителей, на деньги которых они были изготовлены.

Авторы многих окладов Евангелий известны нам лишь по инициалам. Посетители выставки смогут увидеть целый ряд таких Евангелий, изготовленных неизвестными мастерами с инициалами «Ф.А.», «А.В.», «Е.Г.» и другие.

Второй раздел включает в себя иконы в серебряных окладах на евангельские сюжеты: «Благовещение», «Тайная Вечеря», «Иудино лобзание Христа», «Распятие Христа» и другие. Большинство окладов икон изготовлено неизвестными русскими мастерами XVIII – XIX веков. Дополняют раздел церковная серебряная утварь, а также детали облачения.

25 января 2018 // рубрика: Музеи / кино

В «Родине» начинается ретроспектива Ксавье Долана

В «Ленинград Центре» состоится петербургская премьера фильма «Пылающий»

В Анненкирхе откроется персональная выставка Андрея Оленева

«Биртман» выпустил кавер на песню Цоя «Прохожий»

В Петербурге создадут диораму, посвященную Великой Отечественной войне

«Звери» выпустили каверы на песни Майка Науменко, записанные для «Лета»

Мариинский театр опровергает отмену выступления Гергиева в Бад-Киссингене

Борис Гребенщиков прервал уличный концерт в Киеве из-за национал-радикала (видео)

В Павловске открыта выставка о детстве и юности царя-освободителя Александра II

В «Ленинград центре» открывается выставка «Легендарное телевидение-80»

В Михайловском замке откроется выставка современных художников КНР

В Петербурге появилось граффити с тренером Черчесовым (фото)

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.