Выставка «Серебро господа моего» открылась в Музее истории религии

В Музее истории религии (Почтамтская улица, 14) открылась выставка «Серебро господа моего», посвященная евангельским сюжетам в православном искусстве. Она станет первым выставочным проектом музея в 2018 году и продлится до 22 апреля.

евангелие

На выставке представлено более 70 экспонатов из музейного Фонда драгоценных металлов: выполненные в различных ювелирных центрах России (Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Киеве) знаменитыми и неизвестными серебряных дел мастерами, оклады Евангелий XVII – XIX веков, иконы в драгоценных ризах, богослужебная утварь с изображением евангельских событий, паломнические реликвии из Святой Земли.

Евангелие (с греческого – «благая весть») — книга, повествующая о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа. Напрестольное Евангелие — главная богослужебная книга в православном храме, которая пребывает в алтаре на престоле и символизирует присутствие Бога в храмовом пространстве. Особое почитание Евангелия в православном культе привело к возникновению традиции украшения книги драгоценными окладами из золота и серебра. Золото в христианстве служит средством выражения идеи святости, а золотой цвет символизирует и «сияние божественной славы», и Небесный Иерусалим.

Драгоценные камни, жемчуг, чернь, эмали, чеканная, резная орнаментика придавали книгам торжественный облик, подчеркивающий значимость их содержания. Оклады могли либо закрывать обе крышки переплета полностью, либо состоять из отдельных накладных деталей. В центральной дробнице верхней крышки Евангелия традиционно представлен образ Христа в различных композициях: «Распятие с предстоящими», «Воскресение Христа», «Христос Вседержитель», в центральной дробнице нижней крышки изображалась Голгофа, либо сцены на евангельские сюжеты.

Выставка тематически разделена на два больших раздела. В первом представлены напрестольные Евангелия, выполненные на известнейших фабриках золотых и серебряных изделий Д.И. Орлова, В.М. Кункина (которому в 1751 г. была дана монополия на изготовление церковных вещей), И.М. Атазевича (с 1802 г. возглавлявшего киевскую управу ремесленных цехов и много работавшего в Киево-Печерской лавре), И.А. Алексеева (фабрика которого известна до 1912 г.), Я.С.Масленникова (одного из лучших русских чеканщиков второй половины XVIII в.).

Одним из наиболее древних среди представленных на выставке является серебреный оклад, изготовленный неизвестным мастером в 1637 г. в Москве. О дате его изготовления свидетельствует надпись на внутреннем бортике верхней доски оклада: «Лето 7145(1637) году месяца декабря в 12 день зделано сие евангелие при Царе Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, при его царице Евдокии Лукияновне, при патриархе Иоасафе, при митрополите Михаиле Ростовском по РХ 1637 год». Многие оклады сохранили памятные надписи на досках, например, о вкладе данной книги в церковь или содержат имена благотворителей, на деньги которых они были изготовлены.

Авторы многих окладов Евангелий известны нам лишь по инициалам. Посетители выставки смогут увидеть целый ряд таких Евангелий, изготовленных неизвестными мастерами с инициалами «Ф.А.», «А.В.», «Е.Г.» и другие.

Второй раздел включает в себя иконы в серебряных окладах на евангельские сюжеты: «Благовещение», «Тайная Вечеря», «Иудино лобзание Христа», «Распятие Христа» и другие. Большинство окладов икон изготовлено неизвестными русскими мастерами XVIII – XIX веков. Дополняют раздел церковная серебряная утварь, а также детали облачения.

25 января 2018 // рубрика: Музеи / кино

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.