В Центре книжной графики до конца января открыта выставка Родиона Гудзенко

В Галерее современного искусства Санкт-Петербургского Центра книжной графики (Литейный проспект, 55) до 31 января открыта персональная выставка произведений ленинградского художника Родиона Гудзенко (1931-1999). Он был другом и единомышленником легендарного круга художников, называвших себя ОНЖ (Орден Нищенствующих Живописцев), а в историю российского искусства ХХ века вошедшего под именем «Арефьевский круг».

выставка Родиона Гудзенко

В конце 1940-х годов Гудзенко и его друзья, художники Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Валентин Громов, Владимир Шагин, образовали самый ранний очаг неофициального искусства в послевоенном Ленинграде. Художники проповедовали живой художественный поиск и свободу самовыражения в тисках самого сурового советского времени – сталинскую эпоху. Героически не желая считаться с рамками социалистического реализма советского искусства, они предпочли сытой безликой успешности официоза бедность и честность подпольной недозволенности.

Жизненный и творческий путь Родиона Гудзенко складывался не просто. В три года остался без матери, в десять лет беспризорничал и воевал на фронте сыном полка, был детдомовцем. В СХШ нашел круг друзей единомышленников, но был исключен за формализм, что вело к социальной отверженности и художественному подполью. «Салоном отверженных» была коммунальная комнатка поэта Роальда Мандельштама, который оказал большое влияние на своих друзей — художников. Родион Гудзенко был ближайшим другом поэта и после его ранней смерти стал одним из хранителей и пропагандистов его творчества.

В 1956 году Родион Гудзенко получил срок за то, что «осуждал ограничение свободы в искусстве, существующее в СССР». Вменялось в вину и то, что мечтал попасть во Францию. Один из забавных способов побега ему всерьез инкреминировался на суде: «купить 1000 презервативов, надуть их водородом и, как на воздушном шаре, лететь во Францию, обложившись подушками от пуль пограничников» (цитата из судебных протоколов).

В заключении Родион Гудзенко познакомился с удивительными людьми — такими как писатель Даниил Андреев. С ним он переписывался, о нем написал опубликованные воспоминания «Слово о Данииле Андрееве». Письма сохранились в архиве семьи Гудзенко.

В лагере художник принимает крещение и на протяжении жизни пишет много работ на религиозную тему.

Родион Гудзенко

Родион Гудзенко посвятил серию картин и скульптур своей супруге, балерине, Галине Леонидовне. Когда она была на гастролях, то, на удивление и зависть всем девушкам, получала оригинальные письма от Родиона, написанные на сорванных с дерева листьях с приклеенной маркой. А его рисунки на конвертах и карточках можно назвать открытием мэйларта в России.

В искусстве Родион Гудзенко легко проявлял себя в разных областях: в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, фотоискусстве, литературе.

Творческое наследие художника представляет собой уникальную, в целом не изученную страницу отечественного искусства. На выставке будут представлены работы Гудзенко, охватывающие период с 1940-х до 1990-х годов прошлого века, включая живопись, графику и скульптуру из частных собраний России и США. Экспозиция позволит представить более широкий исторический и культурный контекст второй половины ХХ века.

Присутствующий в творчестве художника дух времени, отрывки из произведений поэта Роальда Мандельштама и музыканта Геннадия Гольштейна, раритетные вещи, документы, письма и фотографии, интересные видео, использованные в оформлении выставки, создадут эмоциональное погружение зрителя в атмосферу того времени и пространства. Выставка ставит целью привлечь внимание любителей искусства к одной из интересных индивидуальностей Ленинградской живописи и графики второй половины ХХ века.

Выставку можно посетить бесплатно, ежедневно, с 10:00 до 19:00. Подробности — на этом сайте.

23 января 2018 // рубрика: Литература Музеи / кино

В «Родине» начинается ретроспектива Ксавье Долана

В «Ленинград Центре» состоится петербургская премьера фильма «Пылающий»

В Анненкирхе откроется персональная выставка Андрея Оленева

«Биртман» выпустил кавер на песню Цоя «Прохожий»

В Петербурге создадут диораму, посвященную Великой Отечественной войне

«Звери» выпустили каверы на песни Майка Науменко, записанные для «Лета»

Мариинский театр опровергает отмену выступления Гергиева в Бад-Киссингене

Борис Гребенщиков прервал уличный концерт в Киеве из-за национал-радикала (видео)

В Павловске открыта выставка о детстве и юности царя-освободителя Александра II

В «Ленинград центре» открывается выставка «Легендарное телевидение-80»

В Михайловском замке откроется выставка современных художников КНР

В Петербурге появилось граффити с тренером Черчесовым (фото)

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.