Древние мусульманские «Реликвии аула Чох» выставлены в Музее истории религии

В разделе постоянной экспозиции «Ислам» Государственного музея истории религии до конца февраля открыта выставка «Реликвии аула Чох» (из цикла «Коллекции и коллекционеры»). Реликвии представляют собой несколько предметов, связанных с историей распространения ислама на Кавказе.

дагестантское селение Чох

Ритуальные предметы привезены из селения Чох (Гунибский район Дагестана) исследователем, ученым-этнографом Е. М Шиллингом еще в 1940-е годы. Изначально реликвии находились в Центральном антирелигиозном музее Москвы. После его расформирования в 1947 году чохские экспонаты поступили в фонды ленинградского Музея истории религии, который сейчас отмечает свое 85-летие.

Согласно старинному преданию, бытующему и в наши дни, происхождение реликвий относится ко временам распространения ислама на Кавказе и связано с именем шейха Абу Муслима (умер в 739 году). Это был знаменитый арабский полководец, политический и религиозный деятель, принесший ислам в Дагестан.

Предание гласит, что в знак утверждения ислама среди жителей Чоха по приказанию Абу Муслима была воздвигнута мечеть Калани, сейчас пришедшая в руинированное состояние. В ней и хранились почитаемые в ауле реликвии — белое знамя с медным навершием и сабля, подаренные чохцам Абу Муслимом. Эти предметы ежегодно выносились из мечети на обозрение верующих в дни главных мусульманских праздников – Ураза-байрам и Курбан-байрам.

На выставке комплекс чохских реликвий дополняет деревянная подставка для Корана, железный замок от мечети Калани и флаг (баджра) большого размера с арабской надписью, а также ранее не публиковавшиеся фрагменты полевого дневника этнографа Шиллинга, которые содержат подробную информацию о месте и времени сбора предметов, их функциональном назначении и связанных с ними легендах.

сабля Абу Муслима

11 января 2018 // рубрика: Музеи / кино

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.

Жанна Зарецкая

Жанна Зарецкая: Всех номинантов премии «Прорыв» считаю победителями

Девять лет в Санкт-Петербурге существует театральная премия для молодых «Прорыв». Не так давно были объявлены претенденты на эту награду сезона 2016-2017 годов в шести номинациях. Как водится, выбор Экспертного совета вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе. И по мнению одного из соучредителей Жанны Зарецкой, это говорит лишь о том, что премия развивается, живет и зарабатывает авторитет. Какие «прорывы» случились в этом году и что ждет молодых творцов театра будущего, Жанна Зарецкая рассказала в интервью «Петербургскому авангарду».

царское село

Царское Село накануне столетия

Уходящий 2017 год стал для музея-заповедника «Царское Село» временем успехов и счастливых приобретений. Три главных события – завершение создания экспозиции в Ратной палате; обретение архива Романовых; выставка «Царское Село. 1917. Накануне» признана лучшей в конкурсе «Музейный Олимп-2017».