Музей истории религии показывает «Петербургскую школу изучения религии»

В Музее истории религии до 14 января открыта выставка «Петербургская шокла изучения религии (XIX век — первая четверть XX века)». Она приурочена к 85-летию музея.

Санкт-Петербург

Возникнув в 1932 году как научно-исследовательский музей в системе Академии наук СССР, Государственный музей истории религии и по сей день является одним из крупнейших отечественных центров по вопросам изучения истории религии и религиоведения.

Формирование научного изучения религии в России связано со становлением ее науки в целом, со стремлением получить систематические представления по истории и географии страны, с исследованием культур населяющих ее народов, с формированием новых представлений о роли и месте гуманитарных знаний вообще. Истоки российского религиоведения неотделимы от процесса возникновения русской исторической науки, этнографии, языкознания и фольклористики, вызвавших сбор материалов и изучение религиозных представлений и верований народов, населявших Российскую Империю.

Однако начало «науки о религии» в России как самостоятельной дисциплины следует отнести к последней трети XIX века – началу ХХ века, когда использование сравнительного метода в языкознании, повлекло за собой сравнительно-историческое изучений религий разных стран и народов. Этот период связан с возникновением петербургских научных школ в области этнографии, а также истории Древнего мира.

Чудесное сочетание в столичном Санкт-Петербурге Академии наук, Университета, Эрмитажа и Кунсткамеры способствовало тому, что именно в этом городе тогда были написаны многие труды по истории религии, которые не только демонстрировали стремительное развитие российской гуманитарной науки, но и выводили ее в авангард европейских исследований.

С изменением политической ситуации, с приходом Советской власти в 1920-е годы – начале 1930-х годов по всей стране стали активно образовываться антирелигиозные музеи, однако, большинство из них не располагали ни должным количеством экспонатов, ни образованными сотрудниками и функционировали, как пропагандистские учреждения. Музей истории религии создавался с совершенно другими задачами. Он задумывался не как пропагандистское, а как исследовательское учреждение по типу других академических музеев, и был призван изучать религию комплексно, как сложный общественно-исторический феномен. В этом отношении знаменательна и личность инициатора создания музея и его первого директора выдающегося антрополога и историка религии профессора Владимира Германовича Богораза-Тана.

С музеем связано становление и развитие петербургской религиоведческой школы, практически все крупные отечественные исследователи религии прошлого столетия были так или иначе с связаны с ним. Лучшая часть всех поколений сотрудников музея развивали и приумножали традиции российской религиоведческой школы, не смотря на непростые политические условия, напрямую влиявшие на ограничение исследовательской свободы.

Выставка рассказывает о жизни и деятельности таких выдающихся петербургских исследователей религии, как С.Ф.Ольденбург, Ф.И. Щербатской, В.М. Алексеев, С.А.Жебелев, Б.А.Тураев, Д.А.Хвольсон, В.Н. Бенешевич, О.А. Добиаш-Рождественская, Л.Я. Штернберг, В. Г. Богораз-Тан и другие.

10 января 2018 // рубрика: Музеи / кино

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.