Музей истории религии показывает «Петербургскую школу изучения религии»

В Музее истории религии до 14 января открыта выставка «Петербургская шокла изучения религии (XIX век — первая четверть XX века)». Она приурочена к 85-летию музея.

Санкт-Петербург

Возникнув в 1932 году как научно-исследовательский музей в системе Академии наук СССР, Государственный музей истории религии и по сей день является одним из крупнейших отечественных центров по вопросам изучения истории религии и религиоведения.

Формирование научного изучения религии в России связано со становлением ее науки в целом, со стремлением получить систематические представления по истории и географии страны, с исследованием культур населяющих ее народов, с формированием новых представлений о роли и месте гуманитарных знаний вообще. Истоки российского религиоведения неотделимы от процесса возникновения русской исторической науки, этнографии, языкознания и фольклористики, вызвавших сбор материалов и изучение религиозных представлений и верований народов, населявших Российскую Империю.

Однако начало «науки о религии» в России как самостоятельной дисциплины следует отнести к последней трети XIX века – началу ХХ века, когда использование сравнительного метода в языкознании, повлекло за собой сравнительно-историческое изучений религий разных стран и народов. Этот период связан с возникновением петербургских научных школ в области этнографии, а также истории Древнего мира.

Чудесное сочетание в столичном Санкт-Петербурге Академии наук, Университета, Эрмитажа и Кунсткамеры способствовало тому, что именно в этом городе тогда были написаны многие труды по истории религии, которые не только демонстрировали стремительное развитие российской гуманитарной науки, но и выводили ее в авангард европейских исследований.

С изменением политической ситуации, с приходом Советской власти в 1920-е годы – начале 1930-х годов по всей стране стали активно образовываться антирелигиозные музеи, однако, большинство из них не располагали ни должным количеством экспонатов, ни образованными сотрудниками и функционировали, как пропагандистские учреждения. Музей истории религии создавался с совершенно другими задачами. Он задумывался не как пропагандистское, а как исследовательское учреждение по типу других академических музеев, и был призван изучать религию комплексно, как сложный общественно-исторический феномен. В этом отношении знаменательна и личность инициатора создания музея и его первого директора выдающегося антрополога и историка религии профессора Владимира Германовича Богораза-Тана.

С музеем связано становление и развитие петербургской религиоведческой школы, практически все крупные отечественные исследователи религии прошлого столетия были так или иначе с связаны с ним. Лучшая часть всех поколений сотрудников музея развивали и приумножали традиции российской религиоведческой школы, не смотря на непростые политические условия, напрямую влиявшие на ограничение исследовательской свободы.

Выставка рассказывает о жизни и деятельности таких выдающихся петербургских исследователей религии, как С.Ф.Ольденбург, Ф.И. Щербатской, В.М. Алексеев, С.А.Жебелев, Б.А.Тураев, Д.А.Хвольсон, В.Н. Бенешевич, О.А. Добиаш-Рождественская, Л.Я. Штернберг, В. Г. Богораз-Тан и другие.

10 января 2018 // рубрика: Музеи / кино

Motorpsycho

Бент Сэтер: Motorpsycho любят специфические люди

Культовая норвежская группа Motorpsycho выступила на Новой сцене Александринского театра. Впервые российские поклонники вживую услышали своих кумиров — четырехкратных обладателей норвежской Grammy. Концерт Motorpsycho прошел 18 мая в Санкт-Петербурге на фестивале SKIF, который посвящен памяти легендарного музыканта Сергея Курехина.

Андрей Шишкин

Андрей Шишкин: Стремлюсь к тому, чтобы в театре всегда был дирижер мирового уровня

В рамках больших гастролей в Санкт-Петербурге с оперой «Сатьяграха» Филипа Гласса выступил Екатеринбургский театр оперы и балета. Эта опера, обращающаяся к такой великой фигуре, как Махатма Ганди, идет на санскрите, а написана одним из величайших композиторов ХХ века. Безусловно, она стала событием в культурной жизни России.

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».