Музей истории религии показывает «Петербургскую школу изучения религии»

В Музее истории религии до 14 января открыта выставка «Петербургская шокла изучения религии (XIX век — первая четверть XX века)». Она приурочена к 85-летию музея.

Санкт-Петербург

Возникнув в 1932 году как научно-исследовательский музей в системе Академии наук СССР, Государственный музей истории религии и по сей день является одним из крупнейших отечественных центров по вопросам изучения истории религии и религиоведения.

Формирование научного изучения религии в России связано со становлением ее науки в целом, со стремлением получить систематические представления по истории и географии страны, с исследованием культур населяющих ее народов, с формированием новых представлений о роли и месте гуманитарных знаний вообще. Истоки российского религиоведения неотделимы от процесса возникновения русской исторической науки, этнографии, языкознания и фольклористики, вызвавших сбор материалов и изучение религиозных представлений и верований народов, населявших Российскую Империю.

Однако начало «науки о религии» в России как самостоятельной дисциплины следует отнести к последней трети XIX века – началу ХХ века, когда использование сравнительного метода в языкознании, повлекло за собой сравнительно-историческое изучений религий разных стран и народов. Этот период связан с возникновением петербургских научных школ в области этнографии, а также истории Древнего мира.

Чудесное сочетание в столичном Санкт-Петербурге Академии наук, Университета, Эрмитажа и Кунсткамеры способствовало тому, что именно в этом городе тогда были написаны многие труды по истории религии, которые не только демонстрировали стремительное развитие российской гуманитарной науки, но и выводили ее в авангард европейских исследований.

С изменением политической ситуации, с приходом Советской власти в 1920-е годы – начале 1930-х годов по всей стране стали активно образовываться антирелигиозные музеи, однако, большинство из них не располагали ни должным количеством экспонатов, ни образованными сотрудниками и функционировали, как пропагандистские учреждения. Музей истории религии создавался с совершенно другими задачами. Он задумывался не как пропагандистское, а как исследовательское учреждение по типу других академических музеев, и был призван изучать религию комплексно, как сложный общественно-исторический феномен. В этом отношении знаменательна и личность инициатора создания музея и его первого директора выдающегося антрополога и историка религии профессора Владимира Германовича Богораза-Тана.

С музеем связано становление и развитие петербургской религиоведческой школы, практически все крупные отечественные исследователи религии прошлого столетия были так или иначе с связаны с ним. Лучшая часть всех поколений сотрудников музея развивали и приумножали традиции российской религиоведческой школы, не смотря на непростые политические условия, напрямую влиявшие на ограничение исследовательской свободы.

Выставка рассказывает о жизни и деятельности таких выдающихся петербургских исследователей религии, как С.Ф.Ольденбург, Ф.И. Щербатской, В.М. Алексеев, С.А.Жебелев, Б.А.Тураев, Д.А.Хвольсон, В.Н. Бенешевич, О.А. Добиаш-Рождественская, Л.Я. Штернберг, В. Г. Богораз-Тан и другие.

10 января 2018 // рубрика: Музеи / кино

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.