В Музее истории религии завершается выставка «Секреты музейной реставрации»

К 85-летию Музея истории религии в нем проходят особые выставки. И одна из них посвящена труду реставраторов. Эту экспозицию можно увидеть до 11 января.

Музей истории религии, реставрация

Официальное открытие Музея истории религии Академии наук СССР состоялось 15 ноября 1932 года в Казанском соборе. В основу экспозиции музея легла Антирелигиозная выставка, открытая в 1930 году в залах Зимнего дворца в Ленинграде. Представленные на ней экспонаты из собрания Кунсткамеры, Эрмитажа, Русского музея, Библиотеки Академии наук поступили затем во вновь образованный музей. К сожалению далеко не все предметы передавались в удовлетворительном состоянии сохранности.

Однако плановая научная реставрация музейных экспонатов стала проводиться лишь с конца 1970-х годов. В 1979 году для подготовки новой экспозиции в здании Казанского собора были привлечены художники-реставраторы Комбината скульптуры и декоративно-прикладного искусства Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР Александр Павлович Тихонов и Галина Арсеньевна Светличная, которая до сих пор продолжает работать в музее. Ими в тяжелейших условиях при отсутствии реставрационной мастерской была проведена большая работа по реставрации слепков с античных скульптур. В дальнейшем в музее начал формироваться свой реставрационный отдел.

На сегодняшний день Отдел научной консервации и реставрации фондов Музея насчитывает восемь мастерских: мастерская реставрации графики, мастерская реставрации деревянной полихромной скульптуры, мастерская реставрации масляной живописи, мастерская реставрации предметов декоративно-прикладного искусства из металла, мастерская реставрации скульптуры из камня и гипса, мастерская реставрации стекла и керамики, мастерская реставрации темперной живописи, мастерская реставрации ткани.

Музей истории религии, реставрация

В каждой мастерской работают профессионалы самого высокого уровня, известные в профессиональной среде как Санкт-Петербурга, так и всей России.

На выставке будут представлены предметы из фондов Музея, отреставрированные и находящиеся в процессе реставрации, позволяющие наглядно увидеть весь сложный многоступенчатый процесс работы по восстановлению экспонатов. Среди них – уникальный «Крест-распятие» школы великого итальянского художника Джотто ди Бондоне (XIV век), восстановленный по авторской методике опытнейшего реставратора нашего музея Галины Александровны Преображенской, подписные иконы, парные предметы декоративно-прикладного искусства из металла (до и после реставрации), сложные в реставрации танки и многое другое.

Выставка приоткрывает секреты профессионального мастерства реставраторов, главная задача которых – не просто бороться со следами времени, оставленными на экспонатах, но поддерживать хрупкую целостность памятников истории и культуры, аккумулирующую прошлое и настоящее музейного предмета. Экспозиция представляет интерес, как для специалистов-реставраторов, так и для широкого круга посетителей, мало знакомых с тонкостями реставрационного дела.

Музей истории религии, реставрация

9 января 2018 // рубрика: Музеи / кино

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.