В Музее истории религии завершается выставка «Секреты музейной реставрации»

К 85-летию Музея истории религии в нем проходят особые выставки. И одна из них посвящена труду реставраторов. Эту экспозицию можно увидеть до 11 января.

Музей истории религии, реставрация

Официальное открытие Музея истории религии Академии наук СССР состоялось 15 ноября 1932 года в Казанском соборе. В основу экспозиции музея легла Антирелигиозная выставка, открытая в 1930 году в залах Зимнего дворца в Ленинграде. Представленные на ней экспонаты из собрания Кунсткамеры, Эрмитажа, Русского музея, Библиотеки Академии наук поступили затем во вновь образованный музей. К сожалению далеко не все предметы передавались в удовлетворительном состоянии сохранности.

Однако плановая научная реставрация музейных экспонатов стала проводиться лишь с конца 1970-х годов. В 1979 году для подготовки новой экспозиции в здании Казанского собора были привлечены художники-реставраторы Комбината скульптуры и декоративно-прикладного искусства Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР Александр Павлович Тихонов и Галина Арсеньевна Светличная, которая до сих пор продолжает работать в музее. Ими в тяжелейших условиях при отсутствии реставрационной мастерской была проведена большая работа по реставрации слепков с античных скульптур. В дальнейшем в музее начал формироваться свой реставрационный отдел.

На сегодняшний день Отдел научной консервации и реставрации фондов Музея насчитывает восемь мастерских: мастерская реставрации графики, мастерская реставрации деревянной полихромной скульптуры, мастерская реставрации масляной живописи, мастерская реставрации предметов декоративно-прикладного искусства из металла, мастерская реставрации скульптуры из камня и гипса, мастерская реставрации стекла и керамики, мастерская реставрации темперной живописи, мастерская реставрации ткани.

Музей истории религии, реставрация

В каждой мастерской работают профессионалы самого высокого уровня, известные в профессиональной среде как Санкт-Петербурга, так и всей России.

На выставке будут представлены предметы из фондов Музея, отреставрированные и находящиеся в процессе реставрации, позволяющие наглядно увидеть весь сложный многоступенчатый процесс работы по восстановлению экспонатов. Среди них – уникальный «Крест-распятие» школы великого итальянского художника Джотто ди Бондоне (XIV век), восстановленный по авторской методике опытнейшего реставратора нашего музея Галины Александровны Преображенской, подписные иконы, парные предметы декоративно-прикладного искусства из металла (до и после реставрации), сложные в реставрации танки и многое другое.

Выставка приоткрывает секреты профессионального мастерства реставраторов, главная задача которых – не просто бороться со следами времени, оставленными на экспонатах, но поддерживать хрупкую целостность памятников истории и культуры, аккумулирующую прошлое и настоящее музейного предмета. Экспозиция представляет интерес, как для специалистов-реставраторов, так и для широкого круга посетителей, мало знакомых с тонкостями реставрационного дела.

Музей истории религии, реставрация

9 января 2018 // рубрика: Музеи / кино

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.

Жанна Зарецкая

Жанна Зарецкая: Всех номинантов премии «Прорыв» считаю победителями

Девять лет в Санкт-Петербурге существует театральная премия для молодых «Прорыв». Не так давно были объявлены претенденты на эту награду сезона 2016-2017 годов в шести номинациях. Как водится, выбор Экспертного совета вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе. И по мнению одного из соучредителей Жанны Зарецкой, это говорит лишь о том, что премия развивается, живет и зарабатывает авторитет. Какие «прорывы» случились в этом году и что ждет молодых творцов театра будущего, Жанна Зарецкая рассказала в интервью «Петербургскому авангарду».

царское село

Царское Село накануне столетия

Уходящий 2017 год стал для музея-заповедника «Царское Село» временем успехов и счастливых приобретений. Три главных события – завершение создания экспозиции в Ратной палате; обретение архива Романовых; выставка «Царское Село. 1917. Накануне» признана лучшей в конкурсе «Музейный Олимп-2017».