В Гатчине выставка одного экспоната посвящена гренадерам

Выставка одного экспоната «Память о гатчинских гренадерах» открылась и будет работать в выставочном зале Центрального корпуса Гатчинского дворца до 4 марта 2018 года. На временно экспозиции представлено оружие солдат, служивших гренадерами в Гатчинских войсках великого князя Павла Петровича.

Император Николай I

Посетители могут увидеть два тесака с ножнами и портупеями Ивана Филатова и Никиты Перемутина. Память об этих солдатах сохранилась благодаря императору Николаю I, который свято чтил память отца. При Николае I выходили первые исследования, посвященные армии Павла I, в том числе — Гатчинским войскам. Однажды Николай I заинтересовался, живы ли еще солдаты, служившие в Гатчинских войсках великого князя Павла Петровича. В октябре 1840 года выяснилось, что их осталось двое: унтер-офицеры Иван Филатов и Никита Перемутин. Службу они проходили в гренадерском Его Высочества батальоне Гатчинских войск, Никита Перемутин — в должности барабанщика, должность Ивана Филатова неизвестна.

История батальона началась в 1783 году, когда для несения караулов при Павловском и Каменноостровском дворцах Великого Князя Павла Петровича сформировали две команды по 30 человек. В их состав входили чины из балтийских флотских батальонов, подчиненных Павлу как генерал-адмиралу. Постепенно численность команд росла, и в 1785 году батальон уже составлял роту, в 1786 году — три роты, 20 мая 1788 года был сформирован пятиротный батальон, названный батальоном Его Императорского Высочества.

Вскоре батальон получил боевое крещение в Русско-шведской войне 1788-1790 годов и вместе с флотскими галерными батальонами участвовал в Роченсальмском морском сражении 13 августа 1789 года. В результате гребная флотилия под командованием контр-адмирала К. Г. Нассау-Зигена разгромила шведскую эскадру адмирала Эверсверда.

Подробности службы Перемутина и Филатова  неизвестны, кроме того, что Филатов и остальные солдаты батальона впоследствии числились в Лейб-гвардии Преображенском полку. В 1840 год унтер-офицеры Перемутин и Филатов жили в Гатчине и, как выяснилось, не получали пенсиона. Узнав об этом, Николай I приказал назначить пенсии солдатам, изготовить военную форму подобно той, в которой они служили гренадерами в Гатчине, а впоследствии лично проявлял о них заботу.

Когда солдаты умерли, часть принадлежавшего им обмундирования и оружия перенесли на хранение в Гатчинский дворец. Представленные на выставке предметы иллюстрируют трогательный эпизод русской истории, объединяющий царствования Павла I и Николая I. Дополняют выставку стенды с информацией о гатчинских войсках великого князя Павла Петровича, а также материалами из архивного дела о Перемутине и Филатове, хранящемся в Российском государственном историческом архиве.

оружие гатчинских гренадеров

29 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

Театр Karlsson Haus

Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.