В Гатчине выставка одного экспоната посвящена гренадерам

Выставка одного экспоната «Память о гатчинских гренадерах» открылась и будет работать в выставочном зале Центрального корпуса Гатчинского дворца до 4 марта 2018 года. На временно экспозиции представлено оружие солдат, служивших гренадерами в Гатчинских войсках великого князя Павла Петровича.

Император Николай I

Посетители могут увидеть два тесака с ножнами и портупеями Ивана Филатова и Никиты Перемутина. Память об этих солдатах сохранилась благодаря императору Николаю I, который свято чтил память отца. При Николае I выходили первые исследования, посвященные армии Павла I, в том числе — Гатчинским войскам. Однажды Николай I заинтересовался, живы ли еще солдаты, служившие в Гатчинских войсках великого князя Павла Петровича. В октябре 1840 года выяснилось, что их осталось двое: унтер-офицеры Иван Филатов и Никита Перемутин. Службу они проходили в гренадерском Его Высочества батальоне Гатчинских войск, Никита Перемутин — в должности барабанщика, должность Ивана Филатова неизвестна.

История батальона началась в 1783 году, когда для несения караулов при Павловском и Каменноостровском дворцах Великого Князя Павла Петровича сформировали две команды по 30 человек. В их состав входили чины из балтийских флотских батальонов, подчиненных Павлу как генерал-адмиралу. Постепенно численность команд росла, и в 1785 году батальон уже составлял роту, в 1786 году — три роты, 20 мая 1788 года был сформирован пятиротный батальон, названный батальоном Его Императорского Высочества.

Вскоре батальон получил боевое крещение в Русско-шведской войне 1788-1790 годов и вместе с флотскими галерными батальонами участвовал в Роченсальмском морском сражении 13 августа 1789 года. В результате гребная флотилия под командованием контр-адмирала К. Г. Нассау-Зигена разгромила шведскую эскадру адмирала Эверсверда.

Подробности службы Перемутина и Филатова  неизвестны, кроме того, что Филатов и остальные солдаты батальона впоследствии числились в Лейб-гвардии Преображенском полку. В 1840 год унтер-офицеры Перемутин и Филатов жили в Гатчине и, как выяснилось, не получали пенсиона. Узнав об этом, Николай I приказал назначить пенсии солдатам, изготовить военную форму подобно той, в которой они служили гренадерами в Гатчине, а впоследствии лично проявлял о них заботу.

Когда солдаты умерли, часть принадлежавшего им обмундирования и оружия перенесли на хранение в Гатчинский дворец. Представленные на выставке предметы иллюстрируют трогательный эпизод русской истории, объединяющий царствования Павла I и Николая I. Дополняют выставку стенды с информацией о гатчинских войсках великого князя Павла Петровича, а также материалами из архивного дела о Перемутине и Филатове, хранящемся в Российском государственном историческом архиве.

оружие гатчинских гренадеров

29 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.