В Гатчине выставка одного экспоната посвящена гренадерам

Выставка одного экспоната «Память о гатчинских гренадерах» открылась и будет работать в выставочном зале Центрального корпуса Гатчинского дворца до 4 марта 2018 года. На временно экспозиции представлено оружие солдат, служивших гренадерами в Гатчинских войсках великого князя Павла Петровича.

Император Николай I

Посетители могут увидеть два тесака с ножнами и портупеями Ивана Филатова и Никиты Перемутина. Память об этих солдатах сохранилась благодаря императору Николаю I, который свято чтил память отца. При Николае I выходили первые исследования, посвященные армии Павла I, в том числе — Гатчинским войскам. Однажды Николай I заинтересовался, живы ли еще солдаты, служившие в Гатчинских войсках великого князя Павла Петровича. В октябре 1840 года выяснилось, что их осталось двое: унтер-офицеры Иван Филатов и Никита Перемутин. Службу они проходили в гренадерском Его Высочества батальоне Гатчинских войск, Никита Перемутин — в должности барабанщика, должность Ивана Филатова неизвестна.

История батальона началась в 1783 году, когда для несения караулов при Павловском и Каменноостровском дворцах Великого Князя Павла Петровича сформировали две команды по 30 человек. В их состав входили чины из балтийских флотских батальонов, подчиненных Павлу как генерал-адмиралу. Постепенно численность команд росла, и в 1785 году батальон уже составлял роту, в 1786 году — три роты, 20 мая 1788 года был сформирован пятиротный батальон, названный батальоном Его Императорского Высочества.

Вскоре батальон получил боевое крещение в Русско-шведской войне 1788-1790 годов и вместе с флотскими галерными батальонами участвовал в Роченсальмском морском сражении 13 августа 1789 года. В результате гребная флотилия под командованием контр-адмирала К. Г. Нассау-Зигена разгромила шведскую эскадру адмирала Эверсверда.

Подробности службы Перемутина и Филатова  неизвестны, кроме того, что Филатов и остальные солдаты батальона впоследствии числились в Лейб-гвардии Преображенском полку. В 1840 год унтер-офицеры Перемутин и Филатов жили в Гатчине и, как выяснилось, не получали пенсиона. Узнав об этом, Николай I приказал назначить пенсии солдатам, изготовить военную форму подобно той, в которой они служили гренадерами в Гатчине, а впоследствии лично проявлял о них заботу.

Когда солдаты умерли, часть принадлежавшего им обмундирования и оружия перенесли на хранение в Гатчинский дворец. Представленные на выставке предметы иллюстрируют трогательный эпизод русской истории, объединяющий царствования Павла I и Николая I. Дополняют выставку стенды с информацией о гатчинских войсках великого князя Павла Петровича, а также материалами из архивного дела о Перемутине и Филатове, хранящемся в Российском государственном историческом архиве.

оружие гатчинских гренадеров

29 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.