В Гатчине выставка одного экспоната посвящена гренадерам

Выставка одного экспоната «Память о гатчинских гренадерах» открылась и будет работать в выставочном зале Центрального корпуса Гатчинского дворца до 4 марта 2018 года. На временно экспозиции представлено оружие солдат, служивших гренадерами в Гатчинских войсках великого князя Павла Петровича.

Император Николай I

Посетители могут увидеть два тесака с ножнами и портупеями Ивана Филатова и Никиты Перемутина. Память об этих солдатах сохранилась благодаря императору Николаю I, который свято чтил память отца. При Николае I выходили первые исследования, посвященные армии Павла I, в том числе — Гатчинским войскам. Однажды Николай I заинтересовался, живы ли еще солдаты, служившие в Гатчинских войсках великого князя Павла Петровича. В октябре 1840 года выяснилось, что их осталось двое: унтер-офицеры Иван Филатов и Никита Перемутин. Службу они проходили в гренадерском Его Высочества батальоне Гатчинских войск, Никита Перемутин — в должности барабанщика, должность Ивана Филатова неизвестна.

История батальона началась в 1783 году, когда для несения караулов при Павловском и Каменноостровском дворцах Великого Князя Павла Петровича сформировали две команды по 30 человек. В их состав входили чины из балтийских флотских батальонов, подчиненных Павлу как генерал-адмиралу. Постепенно численность команд росла, и в 1785 году батальон уже составлял роту, в 1786 году — три роты, 20 мая 1788 года был сформирован пятиротный батальон, названный батальоном Его Императорского Высочества.

Вскоре батальон получил боевое крещение в Русско-шведской войне 1788-1790 годов и вместе с флотскими галерными батальонами участвовал в Роченсальмском морском сражении 13 августа 1789 года. В результате гребная флотилия под командованием контр-адмирала К. Г. Нассау-Зигена разгромила шведскую эскадру адмирала Эверсверда.

Подробности службы Перемутина и Филатова  неизвестны, кроме того, что Филатов и остальные солдаты батальона впоследствии числились в Лейб-гвардии Преображенском полку. В 1840 год унтер-офицеры Перемутин и Филатов жили в Гатчине и, как выяснилось, не получали пенсиона. Узнав об этом, Николай I приказал назначить пенсии солдатам, изготовить военную форму подобно той, в которой они служили гренадерами в Гатчине, а впоследствии лично проявлял о них заботу.

Когда солдаты умерли, часть принадлежавшего им обмундирования и оружия перенесли на хранение в Гатчинский дворец. Представленные на выставке предметы иллюстрируют трогательный эпизод русской истории, объединяющий царствования Павла I и Николая I. Дополняют выставку стенды с информацией о гатчинских войсках великого князя Павла Петровича, а также материалами из архивного дела о Перемутине и Филатове, хранящемся в Российском государственном историческом архиве.

оружие гатчинских гренадеров

29 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.

Жанна Зарецкая

Жанна Зарецкая: Всех номинантов премии «Прорыв» считаю победителями

Девять лет в Санкт-Петербурге существует театральная премия для молодых «Прорыв». Не так давно были объявлены претенденты на эту награду сезона 2016-2017 годов в шести номинациях. Как водится, выбор Экспертного совета вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе. И по мнению одного из соучредителей Жанны Зарецкой, это говорит лишь о том, что премия развивается, живет и зарабатывает авторитет. Какие «прорывы» случились в этом году и что ждет молодых творцов театра будущего, Жанна Зарецкая рассказала в интервью «Петербургскому авангарду».

царское село

Царское Село накануне столетия

Уходящий 2017 год стал для музея-заповедника «Царское Село» временем успехов и счастливых приобретений. Три главных события – завершение создания экспозиции в Ратной палате; обретение архива Романовых; выставка «Царское Село. 1917. Накануне» признана лучшей в конкурсе «Музейный Олимп-2017».