В Гатчине выставка одного экспоната посвящена гренадерам

Выставка одного экспоната «Память о гатчинских гренадерах» открылась и будет работать в выставочном зале Центрального корпуса Гатчинского дворца до 4 марта 2018 года. На временно экспозиции представлено оружие солдат, служивших гренадерами в Гатчинских войсках великого князя Павла Петровича.

Император Николай I

Посетители могут увидеть два тесака с ножнами и портупеями Ивана Филатова и Никиты Перемутина. Память об этих солдатах сохранилась благодаря императору Николаю I, который свято чтил память отца. При Николае I выходили первые исследования, посвященные армии Павла I, в том числе — Гатчинским войскам. Однажды Николай I заинтересовался, живы ли еще солдаты, служившие в Гатчинских войсках великого князя Павла Петровича. В октябре 1840 года выяснилось, что их осталось двое: унтер-офицеры Иван Филатов и Никита Перемутин. Службу они проходили в гренадерском Его Высочества батальоне Гатчинских войск, Никита Перемутин — в должности барабанщика, должность Ивана Филатова неизвестна.

История батальона началась в 1783 году, когда для несения караулов при Павловском и Каменноостровском дворцах Великого Князя Павла Петровича сформировали две команды по 30 человек. В их состав входили чины из балтийских флотских батальонов, подчиненных Павлу как генерал-адмиралу. Постепенно численность команд росла, и в 1785 году батальон уже составлял роту, в 1786 году — три роты, 20 мая 1788 года был сформирован пятиротный батальон, названный батальоном Его Императорского Высочества.

Вскоре батальон получил боевое крещение в Русско-шведской войне 1788-1790 годов и вместе с флотскими галерными батальонами участвовал в Роченсальмском морском сражении 13 августа 1789 года. В результате гребная флотилия под командованием контр-адмирала К. Г. Нассау-Зигена разгромила шведскую эскадру адмирала Эверсверда.

Подробности службы Перемутина и Филатова  неизвестны, кроме того, что Филатов и остальные солдаты батальона впоследствии числились в Лейб-гвардии Преображенском полку. В 1840 год унтер-офицеры Перемутин и Филатов жили в Гатчине и, как выяснилось, не получали пенсиона. Узнав об этом, Николай I приказал назначить пенсии солдатам, изготовить военную форму подобно той, в которой они служили гренадерами в Гатчине, а впоследствии лично проявлял о них заботу.

Когда солдаты умерли, часть принадлежавшего им обмундирования и оружия перенесли на хранение в Гатчинский дворец. Представленные на выставке предметы иллюстрируют трогательный эпизод русской истории, объединяющий царствования Павла I и Николая I. Дополняют выставку стенды с информацией о гатчинских войсках великого князя Павла Петровича, а также материалами из архивного дела о Перемутине и Филатове, хранящемся в Российском государственном историческом архиве.

оружие гатчинских гренадеров

29 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.